in

Итоги 2018. Как футбол стал важной частью общественной жизни

Болельщик сборной России в центре Москвы после матча с Хорватией, 8 июля 2018 года. Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа

В 2018 году целый месяц россияне практически не обсуждали ничего, кроме футбола. Всех — от зрителей «Первого канала» до читателей «Медузы» — большего всего волновали вопросы, связанные с Чемпионатом мира: выйдет ли Дзюба в основном составе сборной России в следующем матче, понравится ли Криштиану Роналду в Саранске, уместна ли система видеоповторов, впервые функционирующая на таком крупном турнире.

Однако в течение этого года футбол порождал конфликты, в которых принимали участие и люди далекие от спорта. В 2018-м футбол выводил людей протестовать.

 

В преддверии Чемпионата мира

Подготовка к турниру затронула тех, кто меньше всего этого ожидал. Зимой студенты МГУ узнали, что возле главного здания университета будет действовать фанзона (специальное пространство, где все желающие могут посмотреть футбол на большом экране), вмещающая несколько десятков тысяч болельщиков. Совместный, а тем более массовый, просмотр футбольных матчей — чаще всего процесс шумный, а иногда и опасный, поэтому учащиеся главного российского университета не были рады такому соседству.

К тому же, как рассказал «МБХ медиа» студент третьего курса филологического факультета МГУ Николай Ким, в университетские общежития собирались заселить сотрудников полиции, которые должны были охранять фанзону, а сроки сессии из-за чемпионата мира передвинули.

Такое вмешательство в их жизнь студентов не устроило. Существующая с 2006 года инициативная группа организовала протест: ее члены писали письма, устраивали акции, пытались добиться объяснений от руководства университета. Студенты требовали перенести фанзону куда-нибудь, где она не будет мешать им учиться.

Пикет за перенос фанзоны на ВДНХ. Источник: mos247.ru

Самой яркой акцией стал «Живой щит». В конце апреля около 150 человек выстроились в цепочку у входа в главное здание МГУ, пытаясь добиться разговора с ректором университета Виктором Садовничим. Студентов МГУ тогда поддержали учащиеся Высшей школы экономики.

В результате студенческий протест дал свои скромные плоды. «Нам пошли навстречу в том, что не стали селить полицию в общежития, фанзону провели все-таки не прямо под окнами главного здания, а чуть подальше», — рассказал Николай Ким. К тому же члены инициативной группы во время протестов привлекли внимание к множеству проблем, не касающихся фанзоны и ЧМ, но мешающих им не меньше.

Например, стало понятно, что студенческий совет — орган, который должен отстаивать права студентов, — на некоторых факультетах МГУ не выполняет своей функции. Сейчас во «ВКонтакте» у страницы инициативной группы больше 12 тысяч подписчиков, ее члены пытаются переизбрать студсовет и освещают важные новости университета. Николай считает, что именно ситуация с фанзоной стала катализатором обновления маленького студенческого гражданского общества и дала инициативной группе новую жизнь.

 

Навальный на федеральном ТВ

Чемпионат мира, как и любое масштабное событие, породил много поводов для развернутых дискуссий.

Трансляции матчей на «Первом канале» среди прочих комментировал один из лучших российских тренеров Леонид Слуцкий. Многие сошлись на том, что его комментарии сильно отличаются и вызывают больший интерес, чем привычные голоса сотрудников «Матч ТВ». Однако Слуцкий резко прекратил комментировать футбол на федеральном телевидении 20 июня.

За несколько дней до этого, во время матча Германия — Мексика, он, после того как его коллега Кирилл Дементьев охарактеризовал игру немцев как «навальный футбол»,

пошутил так: «Навальный играет в футбол? Интересно было бы глянуть».

Фраза моментально стала мемом. В соцсетях придумывали, какие еще запрещенные темы мог бы затронуть тренер-комментатор в эфире.

 

Одновременно со Слуцким комментировать Чемпионат мира на «Первом канале» прекратил Василий Уткин, который с 2016 года не появлялся в федеральном эфире. Контракт с Уткиным был подписан до конца ЧМ, но 19 июня комментатор внезапно сообщил о прекращении сотрудничества с телеканалом. О причинах ухода Уткина неизвестно, но он несколько раз намекал на то, что причина в цензуре, а сам он «продолжит говорить о чемпионате мира как считает нужным у себя в соцсетях».

 

Испорченный праздник или красивый финал?

Во время финала ЧМ службы безопасности, которые до этого ее безупречно обеспечивали, дали слабину. В середине второго тайма матч между сборными Франции и Хорватии прервался из-за того, что на поле выбежали четыре человека в форме российских полицейских. Как выяснилось позже, это были участницы группы Pussy Riot — Ольга Курачева, Ольга Пахтусова, Ника Никульшина — и издатель «Медиазоны» Петр Верзилов.

Акция «Милиционер вступает в игру» символизировала ту жизнь с «посадками за лайки» и «фабрикацией уголовных дел», которая должна была возобновиться с окончанием турнира.

Ее участники позже отсидели по 15 суток в СИЗО, а в это время в интернете многие обсуждали их акцию. Что неудивительно — финал ЧМ-2018 только в России смотрели больше 20 миллионов человек. Мнения разделились: некоторые считали, что «Милиционер вступает в игру» — «лучшее, что произошло на этом чемпионате», другие, наоборот, сочли акцию «отвратительным пиаром», но равнодушных было мало.

Петр Верзилов во время акции «Милиционер вступает в игру», 15 июля 2018 года. Фото: Christian Hartmann / Reuters

Выбежавших на поле обсуждали даже больше, чем Владимира Путина, который был единственным на церемонии награждения президентом (рядом с ним стояли лидеры Франции и Хорватии), над которым охранники держали зонт. Рядом с промокшими насквозь Эммануэлем Макроном и Колиндой Грабар-Китарович абсолютно сухой Путин выглядел довольно комично и более распространенным мемом стал, конечно, он, а не дающая пять французскому игроку Кильяну Мбаппе Вероника Никульшина в форме полицейского. Но серьезные дискуссии развернулись именно вокруг акции Pussy Riot.

 

 

Заслуженные «заслуженные»?

За те пять матчей, что сборная России сыграла на чемпионате мира, футболистам удалось впервые за долгое время вернуть любовь многих болельщиков. Выход в четвертьфинал и достойную игру в нем многие расценили как однозначный успех, и на встречу с игроками сборной на Воробьевых горах пришли 24 тысячи человек. Артем Дзюба, Игорь Акинфеев и Станислав Черчесов стали героями.

28 июля это признал и Владимир Путин, наградив каждого игрока сборной званием заслуженного мастера спорта. Главному тренеру команды президент вручил орден Александра Невского. Это вызвало недоумение у российских спортсменов, которые добивались более высоких результатов, однако такого признания не удостаивались. Первой возмутилась двукратная чемпионка мира волейболистка Екатерина Гамова.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Я предполагала,что будет так…к сожалению((Какое-то странно-разное у нас в стране отношение к достижениям спортсменам!Кому-то чтобы получить звание ЗМС(заслуженный мастер спорта) Нужно выиграть Чемпионат Мира или стать призером Олимпийских Игры,а кто-то получает лишь за выход в 1/4 финала!Мне жаль,что звание ЗМС обесценивают!За наш золотой ЧМ 2010г.,не все игроки нашей команды получили ЗМС,списали на то что они игроки не основного состава…но мы же командаСвоё звание ЗМС я получила после ОИ в Сиднее 2000г,не будучи игроком стартовой шестерки,но я была в команде,я оттренировалась все сборы и выходила играть тоже,Карл! P.S Это не претензии к ребятам,это большой вопрос к руководителям российского спорта @minsport_rf #павелколобков

Публикация от Ekaterina Gamova (@ekaterinagamova11)

Позже Гамову поддержали несколько других российских спортсменов: олимпийский чемпион по теннису Евгений Кафельников, тренер гандбольной сборной Евгений Трефилов, тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова. Награды и звания футболистам, естественно, сохранили, однако звание заслуженного мастера спорта, считает волейболист Дмитрий Мусэрский, потеряло свой вес.

 

Футболисты в СИЗО

Последняя (и до сих пор не затихшая) в этом перечне история — празднование юбилея дружбы футболистами Александром Кокориным и Павлом Мамаевым. После того, как в начале октября их команды — «Зенит» и «Краснодар» — сыграли между собой матч в Санкт-Петербурге, друзья сели на «Сапсан», чтобы отметить десятилетие знакомства в Москве. После ночи в клубе футболисты вместе с несколькими друзьями избили чиновника Минпромторга Дениса Пака и водителя машины ведущей «Первого канала» Ольги Ушаковой. При этом, избивая Пака, они цитировали песню южнокорейского певца PSY «Gangnam Style», не скрывая расистских мотивов своего поведения.

Через несколько дней спортсменов арестовали, сейчас они находятся в СИЗО, дожидаясь суда. Им вменяют причинение легкого вреда здоровью, по этой статье им грозит до двух лет лишения свободы.

О том, какое наказание будет правильным для Кокорина и Мамаева, или же их и вовсе не стоит наказывать, спорят на программе «Пусть говорят», в кабинетах Российского футбольного союза и в интернете. Некоторые выходят с пикетами в поддержку спортсменов.

 

Другие, например, корреспондент «МБХ медиа» Виктория Ли, простить футболистов не готовы.

Футбол в 2018 году провоцировал оживленные дискуссии везде. Практически все они были так или иначе связаны с чемпионатом мира, безусловно ставшим самым масштабным событием года в России. Что будут обсуждать россияне в 2019-м — прогнозировать сложно, но с уверенностью можно говорить о том, что ажиотаж вокруг футбола спадет. Смогут ли российские футболисты вновь привлечь к себе внимание не избиением чиновников? Это станет понятно весной, когда начнется отборочный этап к чемпионату Европы 2020 года.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.