Проблемы с концентрацией, ужасная усталость, боли и выпадение волос — вот только некоторые из долгосрочных последствий коронавируса. За прошедшие месяцы пандемии стало ясно, что у ряда перенесших COVID-19 какие-то симптомы могут оставаться на недели и даже месяцы. Корреспондент «МБХ медиа» Таня Ускова поговорила с теми, на чью жизнь коронавирус влияет даже после выздоровления, и рассказывает, почему опасаться таких последствий стоит людям, болеющим и не тяжелой формой.
«Где-то через неделю после выздоровления, когда уже были антитела, у меня случилось страшное эмоциональное выгорание. Я подумала, что с моей работой все не так, надо все бросать, заниматься чем-то еще. Это было состояние классической депрессии — когда просто просыпаешься уже уставший и эмоционально истощенный и не можешь встать с кровати. У меня никогда до этого такого не было», — говорит Алена.
Алене 34 года, коронавирусом она переболела в минувшем июле. У девушки была форма средней тяжести — в больницу ее не госпитализировали, но и симптомов было достаточно. Все две недели болезни была температура 37 градусов, сильная усталость, позже развилась двусторонняя пневмония 5-10% поражения легких. «Я чувствовала себя максимально плохо. Я доходила до кухни и у меня было ощущение, что после этого надо отпуск брать — настолько я уставала. Ощущение такое, что тебя бьют палками бесконечно, ты разгружаешь вагон и еще тебя насилуют. Вот такое состояние страшной усталости. Даже после телефонного разговора надо было час отдыхать», — рассказывает Алена.
После терапии антибиотиками пневмонию организм Алены переборол очень быстро, всего за неделю. Вскоре девушка выздоровела и ее «выписали» с самоизоляции, разрешили ходить на работу и перемещаться по городу. Но почти сразу появились депрессивные состояния, мешавшие работать и жить. По чистой случайности Алена готовилась к походу к косметологу и сдавала анализы (часть из них попросила принести и врач, лечившая девушку от коронавируса).
«Я сдала биохимию, а когда пришла к врачу, она мне сказала: “Господи, да у вас такое состояние организма! Вы при таких анализах еще и спортом занимаетесь? Вы что, с ума сошли?»”. Оказалось, что организм девушки «перетрудился»: в крови был очень низкий уровень лейкоцитов, низкое железо, упал гемоглобин, были проблемы с витамином B и омега-3 индексом (показатель баланса полиненасыщенных аминокислот. — «МБХ медиа»).
«То, что со мной происходило, было не связано с психологией. Дело было в том, что мой организм оказался не в силах выдавать то количество энергии, которое мне привычно», — объясняет девушка.
Что говорят врачи
У большинства пациентов болезнь проходит с симптомами средней и легкой тяжести, в течение 2-6 недель они выздоравливают. Однако для некоторых из них часть симптомов может оставаться гораздо дольше (в это время они уже не заразны), а у кого-то развиваются осложнения, ухудшающие качество жизни.
Пока по данным ВОЗ, самый распространенный симптом, остающийся у людей — это усталость и истощение организма. Кроме этого долгое время человека могут преследовать проблемы с дыханием и кашель, потеря вкуса и запаха, головные и другие боли, спутанность сознания и проблемы с концентрацией. И хотя еще очень мало исследований на эту тему, судя по всему, долгосрочные последствия коронавируса гораздо чаще затрагивают тех, кто не находится в группе риска и не испытывал серьезных проблем со здоровьем до заражения. По данным ВОЗ, среди пациентов в возрасте от 18 до 24 лет длящиеся симптомы были у каждого пятого.
ВОЗ сравнивает эти данные с исследованиями пациентов, переболевших тяжелым острым респираторным синдромом (SARS) в 2003 году, и предполагает, что подобные прогнозы можно делать и в отношении COVID-19: у 40% переболевших SARS симптомы хронической усталости сохранились и спустя три с половиной года после болезни. Большинство возвращалось к привычному ритму жизни в течение 24 месяцев.
Неврология и кровеносная система
«Я сейчас собираюсь пойти к врачу, потому что спустя полгода у меня головные боли и головокружения. Я пока не знаю, связывать ли это с COVID-19, возрастом или погодой», — признает Лариса.
Ларисе 50 лет. Коронавирусом она переболела еще в апреле, но до сих пор переживает последствия. По ее словам, во время болезни у нее начались проблемы с сосудами. «Бывало, лежишь, ничего не делаешь, но ноги покалывает, и даже ощущение, что они ничего не чувствуют. Это очень страшно», — говорит женщина.
COVID-19, по-видимому, может сильно влиять на центральную нервную систему. В одном из китайских исследований из 214 госпитализированных пациентов больше трети имели неврологические симптомы: головные боли и головокружение, спутанность сознания, проблемы с памятью. Эти симптомы тоже могут оставаться и после выздоровления, на какое время — пока непонятно.
Муж Ларисы тоже переболел коронавирусом в апреле, но и у него болезнь не прошла бесследно. «В августе они поехали в командировку. Летели в самолете — и там моему мужу стало плохо. На борту ему оказали первую помощь, а когда прилетел, он начал обследоваться. Выяснилось, что это была проблема с сосудами, хотя раньше у него ничего такого не было», — рассказывает Лариса.
Коронавирус может существенно повреждать кровеносную систему. У многих пациентов, госпитализированных с COVID-19, наблюдается повышенная склонность к тромбозу. Это может приводить к аритмии, инфаркту и блокаде легких. При этом у некоторых пациентов проблемы с кровеносной системой могут оставаться и после выздоровления: и если у одних это небольшие сосудистые дисфункции, то для других все может закончиться появлением тромба и даже летальным исходом. Так произошло с 32-летней женщиной в Чикаго, когда спустя неделю после выписки она неожиданно умерла от венозного тромбоза.
Стресс
Отдельное значение, судя по всему, имеют ментальные последствия и стресс — как физический, так и эмоциональный, — перенесенные организмом. Множество пациентов сообщают о том, что уже после выздоровления у них начали выпадать волосы. «Летом у меня начали выпадать волосы. И это было ужасно. Ты моешь голову, а у тебя вся ванная в волосах. Мне пришлось сделать короткую стрижку, потому что я просто не могла на это смотреть», — рассказывает Лариса.
Хотя выпадение волос не вносят в специфические симптомы COVID-19, оно может быть последствием пережитого стресса и довольно распространено. В группе Facebook ‘Survivor Corps’ множество публикаций о потере волос после выздоровления. По данным опроса, проведенного администратором сообщества, из 1700 проголосовавших более трети испытывали проблемы с выпадением волос после болезни. Пережитый стресс также влияет на ментальные состояния пациентов. Те, у кого до этого наблюдались какие-либо ментальные заболевания, могут столкнуться с ухудшением состояния после болезни.
Усталость не болезнь, а значит, больничного не будет
У долгосрочных последствий COVID-19 есть и еще одна сторона — социальная. Часть из них непосредственно влияет на качество жизни людей и их работоспособность. «У меня до сих пор периодически проблемы с концентрацией, — говорит Алена. — Просто постоянное ощущение усталости, и из-за этого бывает тяжело долго концентрироваться на какой-то линейной деятельности».
О том, что они продолжают испытывать серьезную усталость спустя месяцы после заболевания, рассказывают переболевшие коронавирусом по всему миру. Проблема с этим симптомом еще и в том, что в случае новой болезни его очень часто не рассматривают как особое медицинское состояние — например, в качестве основания для терапии, выдачи больничного листа или сокращения рабочего времени.
Джейд Грей-Кристи заболела коронавирусом еще в марте. Но из-за того, что тогда в больницы Лондона доставляли только пациентов старше семидесяти, 32-летняя Джейд даже несмотря на свою астму не была госпитализирована. Проблемы с дыханием, постоянную усталость и боли она испытывает до сих пор. И если Алене и Ларисе с купированием симптомов помогли выписанные врачом витамины, то Джейд они почти не помогают — она до сих пор с трудом работает.
Для того, чтобы сохранять энергию во время хронической усталости, врачи рекомендуют планировать свой день, разбивая его на мелкие задачи и приоритезируя их. Это включает в себя поиск наименее энергозатратных и эффективных действий: например, если душ для вас слишком утомителен, попробуйте принимать его в другое время или делать это сидя. Задачи следует разбивать на более мелкие и распределять их в течение дня, при этом планировать между ними большие, чем обычно, перерывы — по 30-40 минут.
Такой режим сложно совместим с работой во многих странах, в том числе в России. И если Джейд повезло, ей позволили до конца года работать из дома и сократили количество рабочих часов, то у многих других этой возможности может просто не оказаться. Такие последствия коронавируса, как хроническая усталость еще не исследованы достаточно, чтобы считаться медицинским состоянием, по которому работодатель обязан пойти навстречу сотруднику. Поэтому люди, переживающие долгосрочные последствия COVID-19, могут остаться без работы.