Основатель фонда Hermitage Capital Уильям Браудер 23 ноября предложил канадским властям инициировать исключение России из Интерпола. Финансист, которого в России обвиняют в неуплате налогов, заявил об этом в эфире канадской радиостанции CBC.
Бесы нашего времени
Иван Черкасов, партнер фонда Hermitage Capital —...
«В уставе Интерпола есть норма, которая позволяет ведомству приостанавливать членство стран, которые нарушают устав этой системы. Она никогда раньше не использовалась», — объяснил Браудер. По его мнению, бесконечные просьбы России арестовать его нарушают устав Интерпола и политически мотивированы. 19 ноября Браудера обвинили в организации убийства аудитора Сергея Магнитского, который умер в «Бутырке» в 2009 году. Генпрокуратура собирается снова объявить его в международный розыск.
Покинувшие Россию фигуранты «списка Титова», которых государство разыскивает по обвинению в экономических преступлениях, рассказали «МБХ Медиа» о своем отношении к инициативе Браудера и о том, как Россия преследовала их с помощью Интерпола.
Алексей Шматко
Уехал в Великобританию в 2012 году, когда его обвинили в незаконном возврате 50 миллионов рублей из бюджета Пензы. Находится в международном розыске.
— Однозначно поддерживаю (инициативу Браудера). Россия применяет запрещенные и незаконные методы преследования, используя Интерпол. В моем деле нарушены все нормы и требования. В России на меня якобы возбудили пять уголовных дел, запросили экстрадицию по трем, а по двум они заявили, что не будут меня судить. Возникает вопрос, а зачем их возбуждали? Законно ли все в них?
Да, это сделало бы жизнь легче. Интерпол — полезная организация для розыска преступников и для розыска террористов и экстремистов. Но, если не ошибаюсь, такое уже было, когда фашистская Германия захватила контроль над Интерполом. Все это уже было. Я не могу говорить за других людей из списка, но жизнь была бы проще. Не только у меня, а у многих людей, которых Россия незаконно преследует, используя Интерпол.
Азамат Кильдигушев
Бывший совладелец топливной компании «Ак Ойл», Урало-Поволжской строительной компании и председатель Национальной библиотеки Башкирии. В мае 2018 года был заочно арестован по обвинению в хищениях. Сейчас находится в Великобритании.
— Да, я полностью поддерживаю (инициативу). Россия очень злоупотребляет «red notice» и «Diffusion» (способы объявления в розыск Интерполом. — «МБХ медиа»). Пора прекращать этот беспредел. Любой следователь, даже районного отдела СК может объявить международный розыск, не имея на это оснований.
Подозрения в злоупотреблении Россией возможностями международной полицейской организации связаны с запросами на арест и экстрадицию, выдаваемыми как самой организацией (красными циркулярами), так и государствами-членами без утверждения с Интерполом (т. н. диффузиями). Число первых выросло с 1077 в 2000 году до 13 048 в этом году, вторых – с 5333 до 50 530 за тот же период. В десятки раз возросло.
Евгений Рыжов
Адвокат из Нижнего Новгорода, который в 2016 году переехал в США из-за обвинений в рейдерских захватах. Россией он объявлен в международный розыск. В феврале 2018 года его заочно арестовали.
— Взять и «просто исключить или просто приостановить членство», на мой взгляд, непрофессионально. Нельзя забывать, что существует реальная преступность и реальные террористические угрозы. Интерпол как раз для этого и создавался, а вот как им злоупотребляют ряд российских силовиков — другая сторона вопроса, поэтому решения должны быть крайне взвешенными.
Мы же не запрещаем автомобили, хотя от них погибают люди, мы устанавливаем правила дорожного движения, которые ведут к безопасности.
На мой взгляд, ответственность должна быть персональной, если Прокопчук выпустил сотни уведомлений о розыске, а они потом были отменены Комиссией по Файлам и Папкам (Комиссией по контролю файлов), значит ответственность должен нести персонально он, а не вся страна.
21 ноября в Дубае прошли выборы нового главы Интерпола. Их выиграл офицер полиции из Южной Кореи Ким Чон Ян. Основным его конкурентом был генерал-майор МВД России Александр Прокопчук. О том, кто такой Прокопчук и к чему могло привести его назначение главой Интерпола, читайте в материале Романа Попкова и в интервью еще одного фигуранта «списка Титова» Владимира Зюзина.