in

Как с генералом Сулеймани прощались в его родном городе. Репортаж «МБХ медиа»

Фото: Арина Трушина / «МБХ медиа»

В городе Керман на юго-востоке Ирана 7 января, или 17-го числа месяца дея 1398 года по иранскому календарю, проходили похороны генерала Касема Сулеймани, командира элитного подразделения «Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Проститься с убитым в ночь на 3 января генералом приехали со всей страны и даже из соседних государств: всего в процессии участвовали более сотни тысяч человек. Из-за давки, в которой погибли минимум 50 человек, похороны даже пришлось отложить.

Паломники начали собираться в Кермане рано: тело Сулеймани доставили в город примерно в 8 утра. До этого церемонии прощания прошли в Ахвазе, Мешхеде и Тегеране — все эти города находятся в разных частях Ирана и гроб с телом генерала провезли почти по всей стране. За день до похорон, 6 января, проститься с Сулеймани пришли десятки тысяч жителей Тегерана: они даже вышли к символу города, башне Азади.

В Кермане, где Сулеймани вырос, портретами генерала были завешаны все окна в зданиях и транспорте. Это можно было увидеть и в других городах Ирана — но в Кермане случалось, что на одном здании висело по два-три портрета. В городе объявили выходной, но это не спасло его от пробок: утром сюда не могли въехать около десятка автобусов.

Фото: Антон Воронов / «МБХ медиа»

Даже днем в паре кварталов ничего не напоминало о похоронах важного для Ирана человека. Пустые улицы даже не намекали на сотни тысяч приехавших в город паломников. Но чем ближе мы приближались к площади Азади, тем больше была концентрация женщин в черных чадрах и мужчинах с красными повязками на лбу.

Центром процессии сначала были несколько грузовиков с колонками — с них выступали люди. Кругом собирались люди с плакатами и табличками, на которых требовали отомстить Америке, Израилю и лично Трампу. Кто-то принес красные флаги, кто-то — флаги Ирана и Афганистана. Почти все в толпе плакали, продолжая при этом снимать церемонию на видео.

Через 20 минут после начала церемонии в толпе началась сильная давка. Связь то и дело вылетала, а посетители процессии начали отталкивать других к обочинам. Там в это время раздавали пшеничные лепешки и воду «Зам-зам» — ее назвали в честь колодца в Мекке. Отталкивали людей, чтобы дать проехать грузовикам с телами Сулеймани и его товарищей: выйти из толпы целым и невредимым было почти невозможно.


Следом толпа разделилась на два потока. Одни пошли дальше по ходу следования грузовиков, других вытеснили немного в сторону, в арку ближайшей улицы. Стало несколько свободнее, а на пути появились и палатки с едой. Людям выкидывали воду, выпечку и апельсины, угощали пшенной кашей с шафраном и вареной свеклой. Правда, пустые упаковки от еды гости выкидывали прямо себе под ноги.

Оба потока скорбящих шли в одном направлении — к горам на востоке города, где находится кладбище. В воздухе пахло розовой водой и дымом, а водопад на пути следования одной из толп покрасили в красный. В толпе призывали попрощаться с Америкой, Израилем и Англией, а некоторые иранцы возмущались, почему гости из России не понимают фарси.


Уже на подходе к горе стало ясно: проститься с генералом смогут не все. На склоны уже поднимались десятки тысяч жителей города и паломников, толпу каждые две минуты рассекали кареты «Скорой помощи», поступали первые новости о гибели в давке десятков иранцев. Власти решили отложить похороны — до заката солнца.

Провинция Керман славится своими фисташками — пожалуй, вкуснейшими в Иране. Но в этот день о них никто и не вспоминал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.