in

Как в 2019 году власти продолжают бороться с соратниками Квачкова

Борис Вершинин. Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

 

 

К 17 годам лишения свободы приговорили одного из сторонников известного националиста Владимира Квачкова, Бориса Вершинина. По версии следствия, он планировал захват зданий УМВД. Вершинина обвинили в организации деятельности и участии в террористической организации. Правда, какой, до конца не ясно — то ли созданной Квачковым, то ли нет. О том, как силовики объединили две организации в одну, и как спустя девять лет после первого дела сажают сторонников (по версии следствия) Квачкова, рассказывает «МБХ медиа».

 

Кто такой Владимир Квачков

Владимир Квачков — общественный деятель, отставной полковник ГРУ и известный русский националист «нулевых» и «десятых» годов. Он несколько раз баллотировался в депутаты Госдумы, часто выступал с политическими заявлениями, называл себя сторонником «русского православного государства» и был известен антисемитскими высказываниями. 

В те годы на него было заведено несколько уголовных дел. В 2005 году Квачков обвинялся в покушении на Анатолия Чубайса — отбыл трехлетнее заключение, в 2008 его оправдали присяжные, а 2010 он был окончательно оправдан Верховным судом. На следующий день после утверждения оправдательного приговора по делу о покушения на Чубайса Квачкова задержали сотрудники ФСБ. В тот же день он был арестован по обвинению в содействии терроризму и попытке организовать вооруженный мятеж.

 

Что за организация

По версии ФСБ, Квачковым была создана организация «Народное ополчение имени Минина и Пожарского» (в 2015 году она была признана террористической, запрещена в России), а ее члены, по материалам следствия, в разных городах готовили вооруженные выступления и планировали свергнуть конституционный строй в России. Позже по делу о той же организации в разных городах были задержаны и другие военные — члены НОМП.

Рассмотрение дел проходило в закрытом режиме, но сам Квачков сообщал журналистам, что в основу преследования легли показания главы тольяттинского отделения НОМП Петра Галкина, который летом того года был задержан и отпущен ФСБ. По его словам, Галкин рассказал, что по заданию Квачкова формировал в разных российских городах боевые группы патриотически настроенных ополченцев, которые позже по сигналу того же Квачкова должны были захватить воинские части в этих городах и отправиться в вооруженный поход на Москву. В СМИ, однако, нередко выражали сомнение, что группа пожилых отставных военных действительно могла устроить вооруженный мятеж.

Владимир Квачков и колонна НОМП на «Русском марше» в 2010 году. Фото: Максим Поляков / Коммерсантъ

В 2013 году Квачкова осудили на 13 лет колонии строгого режима. Основываясь на показаниях свидетелей, про которые некоторые из них позже говорили, что дали их под давлением, и на тайной записи разговоров членов НОМП, которую вели сотрудники спецслужб, суд постановил: в планах Квачкова и его соратников было «захватить военную часть в городе Коврове Владимирской области», «привлечь на свою сторону солдат и офицеров» и захватить власть в стране.

Позже уголовное наказание Квачкову Верховный Суд снизил до восьми лет. А в 2016-м, после публикации им видео из колонии, Квачков был осужден по еще одному делу — о публичных призывах и оправдании терроризма — и получил еще 1,5 года лишения свободы. Статья была переквалифицирована позже на 282 УК РФ, и в феврале 2019 года в связи с частичной декриминализацией этой статьи отставной полковник ГРУ вышел из колонии.

 

А что с его соратниками?

Вместе с Квачковым под судом оказались еще несколько его соратников. Осужденный одновременно с отставным полковником экс-капитан МВД Александр Киселев, его предполагаемый помощник, получил 11 лет лишения свободы. 

Еще одно дело велось на Урале. Там в 2011 году ФСБ задержало пять человек, якобы планировавших поднять в День ВДВ вооруженный мятеж в Екатеринбурге. Двое из них получили условные сроки, трое сроки до 4,5 лет тюрьмы, еще один фигурант был отправлен на психиатрическое лечение.

 

Кого и за что судят теперь, и причем тут дело девятилетней давности?

Еще один русский националист Юрий Екишев, несколько раз сидевший по разным делам, в 2017 году был арестован по делу о возбуждении ненависти либо вражды (282 УК РФ). В деле была справка, в которой утверждалось, что Екишев — новый лидер «Народного ополчения Минина и Пожарского», хотя сам Екишев утверждал, что речь идет о другой организации, «Народном ополчении России». Ее он создал и возглавил в 2015 году.

В 2018 году арестовали еще одного предполагаемого бывшего сторонника Квачкова — Бориса Вершинина, воспитателя кадетской школы. Именно его 11 декабря осудили на 17 лет лишения свободы. При этом в сообщениях о его аресте в СМИ фигурировали две разные организации: запрещенная «Народное ополчение Минина и Пожарского» и «Народное ополчение России». Жена основателя НОМП Надежда Квачкова тогда писала, что «такого человека в НОМП вообще не было никогда».

А в апреле этого года в СИЗО попали еще трое человек, которых силовики посчитали сторонниками НОМП. При этом на сайтах националистических организаций сообщалось, что одним из арестованных мог быть лидер «Народного ополчения России» Юрий Екишев. По версии следствия, арестованные с 2015 по 2019 год пропагандировали НОМП, занимались вербовкой и «планировали и готовили террористическую работу», а в МВД заявляли, что обвиняемые пропагандировали идеи свержения конституционного строя.

Путаницу с организациями же в СКР объяснили так: «С целью придания вида легализованной деятельности и во избежание преследования правоохранительными органами ими было принято решение о переименовании террористической организации в “Народное ополчение России”». 

В СМИ организации при этом продолжают путать. В «Интерфаксе», например, пишут, что осужденный воспитатель Вершинин был участником «Народного ополчения имени Минина и Пожарского»: формировал группы и лично тренировал членов движения. А в ТАСС — чей корреспондент был в зале суда, — считают, что речь идет о «Народном ополчении России», «военную вертикаль» которой, согласно обвинительному заключению, возглавлял Вершинин. При этом «Народное ополчение России» издание обозначает как запрещенное в России, хотя в реестре террористических и экстремистских организаций оно не числится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.