in

Как в Казахстане преследуют, а в нашей стране защищают сторонника присоединения к России

Активист Ермек Тайчибеков
Ермек Тайчибеков. Фото: личная страница ВКонтакте

В России развернули кампанию в защиту арестованного в Казахстане активиста Ермека Тайчибекова. Он широко известен не только как горячий сторонник вхождения Казахстана в состав РФ, но и как автор весьма скандальных заявлений по этому поводу. О противоречивой фигуре общественного деятеля и о том, как его дело оценивают Казахстане и России — в материале «МБХ медиа». 

10 лет за интервью

В четверг 10 декабря сторонники незарегистрированной партии «Другая Россия Э.В. Лимонова» пришли к зданию посольства Казахстана на Чистопрудном бульваре в Москве. На забор дипмиссии повесили большой черный баннер с надписью «Свободу Тайчибекову», а двое активистов — Тимофей Филин и Мария Можова — приковали себя наручниками к ограде посольства и зажгли файеры. Завершилось все довольно быстро и предсказуемо —  нацболов отцепили, задержали и отвезли ОВД по Басманному району. Можову отпустили спустя несколько часов с обязательством о явке для составления административных протоколов, а вот Филина оставили в отделении на ночь до суда. На него составили сразу три протокола: о повторном нарушении правил участия в акциях, мелком хулиганстве, а также за «невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения» (по-видимому, речь идет о нарушении масочного режима).

Акция партии «Другая Россия Э.В. Лимонова» в поддержку Ермека Тайчибекова у посольства Казахстана
Акция партии «Другая Россия Э.В. Лимонова» в поддержку Ермека Тайчибекова. Фото: пресс-служба партии

42-летний Ермек Тайчибеков, в поддержку которого выступили нацболы, был задержан в Казахстане 23 сентября и позднее отправлен под арест. Его обвинили в разжигании национальной розни с использованием СМИ — это местный аналог печально известной статьи 282 УК РФ. Как утверждалось, поводом могло стать майское интервью Тайчибекова изданию «Украина.ру», входящему в состав МИА «Россия сегодня». В этом видеоролике Тайчибеков, выступавший на фоне черно-желто-белого имперского флага, заявил о «русофобской государственной идеологии» властей Казахстана. По его утверждению, в стране планируют запретить российское ТВ и «исключить русский язык из конституции» РК. В интервью он сделал еще целый ряд острых высказываний. «Даже если посмотреть со времен Чингисхана — ну чем гордится казах? Они говорят — мы сожгли Москву, мы сожгли Киев… Разве этим можно гордиться?», — заявил, среди прочего, Тайчибеков. Теперь ему грозит до 10 лет лишения свободы.

«Русский империалист» в казахстанском контексте

В России фамилия Тайчибекова практически неизвестна, зато в Казахстане благодаря своим необычным для человека коренной национальности взглядам его знают (и ненавидят) многие. «Для общественного мнения страны это фигура токсичная», — рассказал «МБХ медиа» председатель Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис. По его словам, активиста воспринимают очень негативно прежде всего в казахоязычной среде. Русский национализм в политическом поле республики в принципе отсутствует, больших групп сторонников у Тайчибекова нет, и его заявления воспринимаются как проявления сепаратизма.

Активист уже становился у себя на родине обвиняемым по уголовному делу по статье о разжигании национальной розни из-за публикации в фейсбуке. В конце 2015 года Тайчибекова приговорили к четырем годам лишения свободы, но в октябре 2017 года вышел на свободу досрочно. Тюремное заключение на его взгляды никак не повлияло. «Я — русский империалист, и я не отказался от идеологии русского мира», — заявил Тайчибеков в одном из первых интервью после освобождения.

Ермек Тайчибеков во время первого тюремного заключения
Ермек Тайчибеков в 2016 году. Фото: личная страница ВКонтакте

«Русский мир» в понимании активиста включает в себя не только Россию и Казахстан, но и всю территорию бывшей Российской империи. Он был известен своей пророссийской позицией и во время событий так называемой «Русской весны»: в 2014 году Тайчибеков даже объявил награду в 8 миллионов рублей за поимку украинского олигарха Игоря Коломойского. Проверку по факту размещения объявления даже объявила полиция Алматы, но серьезных последствий эта история не имела.

«Даже в среде правозащитного движения ряд его высказываний и призывов — весьма эпатажных, мягко говоря — воспринимается тоже очень неоднозначно», — говорит Евгений Жовтис. По его словам, раньше Тайчибеков даже числился в списке казахстанских политзаключенных, но затем мнение многих правозащитников о нем изменилось, и после ареста в сентябре они не смогли прийти к единому мнению о том, стоит ли считать его узником совести. По мнению самого Жовтиса, Тайчибеков, возможно, и злоупотребляет свободой слова, но не должен сидеть в тюрьме за свои высказывания. При этом правозащитник подчеркивает, что в Казахстане даже такая умеренная позиция «воспринимается в штыки».

Кто защищает Тайчибекова?

С Жовтисом согласен и координатор «Другой России Э.В. Лимонова» Михаил Аксель. «Нельзя привлекать человека за его слова. От Тайчибекова никто не пострадал. Он не совершил каких-то действий против имущества или конкретного человека. Он высказал свою позицию», — пояснил он «МБХ медиа». Сейчас, по его словам, нацболы стараются придать ситуации максимальную огласку и добиться решительных действий с российской стороны, в том числе, со стороны МИДа. Кампанию в защиту Тайчибекова уже поддержали некоторые российские чиновники и парламентарии, включая главу Россотрудничества Евгения Примакова и депутата Госдумы, писателя Сергея Шаргунова. Примаков в дипломатичной манере выразил надежду, что «органы следствия и правопорядка Казахстана разберутся в этой непростой ситуации» и добавил, что будет рад, если выяснится, что преступления не было. Защитники активиста утверждают, что его преследуют за высказывания о государственной политике дерусификации в Казахстане.

«Многие, наверно, могут и будут пытаться нас упрекать в том, что это гражданин другого государства. Но, во-первых, мы считаем, что этот человек —  с Россией, и он заслужил, чтобы русский народ защищал его. Во-вторых, Тайчибеков дал интервью российскому изданию, а это касается интересов {нашей} страны», — объясняет Аксель. 

Впрочем, возможно, у нацболов есть и другие, более общие и идейные основания для защиты не только Тайчибекова, но и его дела. С его родиной у них давняя связь, сыгравшая немалую роль в судьбе основателя партии — так, именно «организация пророссийского мятежа» в Северном Казахстане легла в основу обвинения, выдвинутого следственными органами РФ против Эдуарда Лимонова в 2001 году (в итоге он был приговорен к тюремному сроку только за незаконное хранение оружия). Сам Лимонов наличие таких планов отрицал, заявляя о намерениях организовать в сопредельной стране «независимое русское политическое движение». В интервью «Коммерсанту» из СИЗО «Лефортово» лидер НБП тогда заявлял, что «политический ресурс угнетаемого русского населения в странах бывшего СССР — огромная сила, на которую еще предстоит опереться Владимиру Путину».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.