in

«Мы вам не труповозы». Как в Магаданской области утонул человек и остался лежать на дне озера — возможно, навсегда

Андрей Тэйкивал. Фото предоставлено Александрой Лоскутовой

13 июля на Колыме при странных обстоятельствах погиб мужчина: он не умел плавать и утонул в озере неподалеку от заброшенного села. Его тело до сих пор не достали. Полиция не может начать поиски без спасателей, те просят вертолет, потому что местность труднодоступная, вертолет не выдают, потому что нет денег, а у лодок не хватает мощности моторов, чтобы доехать до места происшествия. В администрации родственникам и друзьям пишут отписки, в МЧС говорят, что трупы не возят. Таня Ускова рассказывает печальную историю о том, как уже три с половиной недели в Магаданской области не могут достать из озера тело человека.

 

13 июля Александре Лоскутовой позвонили. Это был друг — сама она его называет «начальник» — ее брата, Виталий Матвеев. Виталий рассказал, что в тот же день около 11 утра брат Александры, 32-летний магаданец Андрей Тэйкивал, утонул.

Все произошло на Колыме, в Тенькинском районе Магаданской области. У Виталия там охотничьи угодья, и он строит в этом месте турбазу. Недалеко оттуда есть заброшенное село Оротук, а рядом с ним — маленькое озеро. В начале июля Андрей вместе с Виталием и двумя другими магаданцами поехали в эту местность, чтобы порыбачить и отдохнуть. Дошли до села Оротук, а оттуда пошли к озеру. Там Андрей почему-то решил переплыть за местным жителем на другой берег: не умеющий плавать мужчина выплыл на середину озера и утонул. Спасти его друзья не смогли.

А теперь и Виталий, и Александра не могут добиться того, чтобы тело погибшего достали. Только спустя три недели до озера впервые доехала Следственная группа — исключила криминал, не видя тела, забрала вещи Андрея и уехала. Когда до утонувшего  доберутся спасатели, не ясно: возможно, никогда.

Ледяное озеро глубиной в пять метров

Озеро Щучье, в котором утонул Андрей Тэйкивал, находится, по словам Виталия, в 1,5–2 километрах от заброшенного села Оротук. Раньше тут было крохотное якутское поселение, а при советской власти  организовали центр сельсовета. Переселили сюда жителей соседних сел, организовали колхоз «Красная Звезда», открыли школу — всего на семь учеников. Только в 1961 году здесь провели электричество, с поселком организовали транспортное сообщение по зимнику. А в 1990-е годы поселок опустел: исчезла вся инфраструктура, закрыли школу, перестал ходить транспорт. Три года назад поселение упразднили.

По словам Виталия, жителей в поселке почти не осталось. Один из тех, кто еще живет здесь, Гриша Протопопов — якут, который не пользуется связью. В компании парней, пришедших на озеро порыбачить и решивших в сорокаградусную жару искупаться, Гриша был единственным, кто умел плавать.

«Купались-купались, плескались возле берега. Потом местный якут Гриша Протопопов начал переплывать озеро, — рассказывает Виталий Матвеев. — А озеро там небольшое, метров по ширине двадцать от силы, может, тридцать. Гриша пошел, начал переплывать. Андрей не умеет плавать, он там чет по-собачьи за ним попытался. Вроде бы чего-то получается. Метров десять до берега не дошел и начал тонуть. Грише крикнул, а там никто плавать не умеет, они все возле берега плескались. С берега кричат: Гриша, вытаскивай Андрюху. А тот начал уже под воду уходить. Гриша доплыл до него, вытащил его на поверхность быстро — я потом с ним разговаривал — только отпустил его, чтоб он за него держался, пока к берегу плывут, тот опять начал тонуть. Так несколько раз. На третий раз Андрей Гришу мертвой хваткой за шею схватил — уже то ли в агонии, то ли в истерике, — схватил за горло, и они вместе исчезли под водой».

Андрей Тэйкивал (в центре) за несколько минут до гибели. Фото: vesma.today

Спустя некоторое время Гриша Протопопов выскочил из воды, сказал оставшимся на береге друзьям, что тонущий Андрей дотянул его до самого дна, и ушел по берегу. Вытаскивать мужчину у него, говорит Матвеев, сил больше не было.

«Озеро там неглубокое. Местные говорят, метров пять всего. Оно просто ледяное, — говорит Матвеев. — Там сверху вроде бы вода прогревается, а на самом деле там же Колымские озера — порою даже лед на дне не тает. Оно не успевает прогреться, в тех местах тундру-то отпускает еле-еле. Сорок сантиметров, а потом вечная мерзлота. Соответственно, и озеро ледяное. Так, возле бережка что-то прогревается. А когда поглубже идешь, там ледяное все, ужас. Сначала он (Андрей — “МБХ медиа”) барахтался, нормально все было, а потом, видимо, на глубину зашел и начались проблемы. Судороги или я не знаю что».

Самого Виталия в районе уже не было — по его словам, он уехал на день раньше в город из-за того, что повредил ногу. О трагедии ему сообщили двое оставшихся там друзей, позвонив около 11 часов 13 июля. После этого он тут же связался с сестрой Андрея — Александрой Лоскутовой.

«Как близкий человек я имею право сомневаться»

31 июля я созвонилась с живущей в Магадане Александрой Лоскутовой. Незадолго до этого с места происшествия в поселок Усть-Омчуг — административный центр Тенькинского района, в котором погиб Андрей, — вернулась следственная группа местной полиции. Возглавлял ее начальник отделения МВД, Маликов Анатолий Иванович.

«Он мне позвонил, сказал, что якобы они исключили следы преступления, исключили криминал, — рассказывает Александра. — Сказал, что все личные вещи не разорванные, целые на берегу остались. Но тела они искать не стали, только побережье осмотрели. Я не знаю, с чего они вышли с таким заключением, что криминал якобы исключен, если тела не видели».

Сейчас все трое мужчин, присутствовавших на месте трагедии, проходят свидетелями. Александра, со слов участкового, говорит, что их опросили и они говорят, что в компании не было ни конфликтов, ни распития спиртного. Александра до конца не верит.

«Я не понимаю, как он сам утонул. Там если четыре метра, а и их еще трое было… Понятно, что и в луже можно захлебнуться. Но как-то не могу понять, почему они хотя бы сами не достали сразу, — говорит девушка. — Андрей не умеет плавать. И вроде как они трезвые были, что им перед друг другом хвастаться? Насколько мы его знаем, он бы не поплыл».

Виталий Матвеев поехал на место происшествия вместе со следственной группой — помог с проводником, но Александра в нем все равно сомневается. «Сначала этот Виталий рвался в бой, обещал помогать. Потом — тишина. Ничего не делал, не помогал. Во вторник они отправились из города Магадана в Тенькинский район, туда отправилась следственная группа. И за ними Виталий поехал с лодкой, она нужна была. Но в итоге он туда без нее почему-то приехал», — говорит Александра.

Позже выяснилось, что лодка туда просто не доехала — силы мотора оказалось недостаточно, чтобы плыть против течения в реке. В итоге поисков тела в озере не было, только осмотр берега и опрос очевидцев. Тело Андрея спустя три недели так и не всплыло.

«Чтобы полностью исключить криминал — а я как близкий человек имею право сомневаться, что это был просто несчастный случай, — нужно найти тело», — заключает сестра погибшего.

Андрей Тэйкивал с сестрой Александрой. Фото из личного архива Александры Лоскутовой
Операция не получилась

«Через два дня я говорю с Анатолием Ивановичем, местным начальником полиции, спрашиваю, какие действия, — рассказывает мне Виталий Матвеев. — Он отвечает: все нормально, спасатели выехали из города, часов через восемь там будут. Потом перезванивает, говорит, они сломались на выезде из города».

Три недели ни полицейские, ни спасатели не были на месте происшествия потому, что у них не было средств туда добраться.

«Как показывают по телевизору, так у них вся техника вылизанная и красивая стоит. Тут выехали из города и сразу сломались. Пятьдесят километров проехали, а после стоят голосуют, чтоб кто-нибудь их дотянул. Я говорю, елки зеленые… Спрашиваю, что у них есть. Они отвечают: две лодки надувные есть, два мотора. Один 15-сильный, второй 25-сильный. Вам это, наверное, ничего не говорит… Но это против течения надо идти! Какие 15 ЛС и 25 ЛС моторы?… На месте стоять или че? Я их спрашиваю, запасные винты взяли с собой? Потому что они сейчас первые пороги пройдут, поразбивают себе все, их потом через сутки–двое самих придется спасать. В итоге они покрутились, покрутились, развернулись и уехали в город. Все — операция не получилась».

Для того, чтобы добраться до Щучьего озера из Магадана, нужно сначала ехать по трассе около 300 километров до Колымского водохранилища. Оттуда — подниматься 3,5 часа на моторной лодке вверх по реке Колыма. Другие жители Магаданской области, бывшие в этом месте, подтвердили «МБХ медиа», что течение там сильное, и мотора в 25 ЛС просто не хватает. Потом нужно пройти еще одну речку: вброд, если вода спала, и накачивая резиновую лодку для переправы, если нет. Оттуда еще 1,5 километра до поселка Оротук по болотистой тайге и пешком до озера.

«Поэтому, как они еще туда попадут? Только вертолетом», — говорит Виталий Матвеев.

«Обратно же его тоже как-то надо доставить. По тряске этой, по реке, я не знаю, в каком состоянии тело будет», — добавляет Александра.

Но вертолета у полиции нет, а в МЧС его на поиски тела решили не выдавать.

«Мы вам не труповозы»

«Самая большая загвоздка в том, чтобы выделили вертолет. Я везде уже обращалась: в прокуратуру, в МЧС, все молчат. Правительство и губернатор отписываются, — рассказывает Александра. — Дозвонилась до заместителя губернатора, а он: «Куда ехать отдыхать, вы нас не спрашиваете, а потом кричите помогите!” Говорят, что у правительства якобы нет вертолета и перенаправляют в ГУ МВД Магадана, а те — в местные полицию. А полиция просит вертолет. МЧС вроде говорит, что готовы его дать, но все упирается в финансы на уровне администрации. Администрация отправляет в новый круговорот отписок».

По словам Александры, вертолеты в распоряжении есть только в МЧС Магадана. Но из-за бюрократических процедур дать их не могут. Но Виталий говорит, что и в самом МЧС не очень хотят этим заниматься: «Самое противное, что споры эти все идут — с МЧС. Они просто говорят: «Мы вам не труповозы». Мол, кто хочет, тот пусть и спасает».

«Я с ними пока разговаривал, вдруг вижу по телевизору, как показывают магаданских спасателей-героев — учения у них в этот день. В новостях говорят, что у них этот вертолет целый день в воздухе провисел, что они на нем в этот день на веревках спускались и поднимались по 80 раз. Ну вы чего с ума сходите, ребята? У вас поступил звонок, что человек погиб, надо вытащить. Надо вытащить, похоронить нормально, а они показуху устраивают. В комментариях им люди пишут: мы теперь видим, что магаданские спасатели могут в любом месте Колымы помочь людям и так далее. Плевать на такое охота».

«МБХ медиа» с МЧС по Магадану связаться не удалось — начальник отделения Любомир Эдвардович Муха сейчас в отпуске, а его заместитель был занят лекторием и публичными мероприятиями. В МВД Магаданской области «МБХ медиа» ответили, что дело передано в Следственное управление СК РФ по магаданской области. «МБХ медиа» отправило запросы в МЧС по Магадану и в СК РФ по Магаданской области. Ответа пока не было, на 5 августа 2020 года поиски тела не организованы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.