in

Как возле Бородино вырос огромный мусорный полигон

Фото: группа против ТКО «Храброво» ВКонтакте

 

Запах от мусорного полигона в деревне Храброво Можайской области распространяется на 10 километров, но только мусорного полигона там быть не должно – деревня входит в охранную зону музея-заповедника Бородино. «МБХ медиа» рассказывает, как запугивают противников полигона, а министр культуры, прокуратура и администрация отрицают вред свалки на территории заповедника. 

В ноябре министр культуры Владимир Мединский дал большое интервью РБК. На вопрос, как министр культуры допустил, что на одном из важнейших объектов истории нашей страны, на земле Бородино, на охранной зоне Бородинских полей расположился огромный мусорный полигон, Мединский ответил, что свалка находится километрах в 20 от музея-заповедника и никакого отношения к нему не имеет. «Меня волнует экология и проблема мусорных свалок, но к теме музея-заповедника эта свалка не относится. Вопрос, что делать со свалками, надо адресовать подмосковным властям», – сказал Мединский. 

Но жители Можайского района с министром не согласны, а подмосковные власти проблему не нашли. При этом, согласно постановлению малого совета народных депутатов Московской области, деревня входит в охранную зону особого режима содержания Бородинского военно-исторического музея-заповедника, и уже 12 лет там существует мусорный полигон. Местные жители вспоминают, что изначально свалка не превышала пяти гектаров, на нее вывозили мусор с района, запаха никто не ощущал и дискомфорта она не вызывала, к тому же администрация обещала, что она скоро закроется. Однако после смены районной администрации совместно с губернатором Московской области было принято решение привозить на полигон отходы из других подмосковных районов, и свалка начала заполняться, по словам местных жителей, к 2017 году мусорная гора достигала 35 метров, а запах стал невыносимым. 

Полигон перешел в пользование компании ЭКО-ВЕРДА и стал комплексом переработки отходов (КПО). Когда жители начали высказывать возмущение, компания предложила провести общественные слушания, и первое такое слушание прошло в феврале 2018 года, из 30 тысяч жителей Можайского района пришло 15 человек и все проголосовали за полигон, вот только никто из местных жителей об этой встрече не знал. Второе заседание было посвящено оценке воздействия на окружающую среду и проходило в 10 километрах от Храброво в селе Мокрое, но на него попали только два человека, остальные опоздали из-за многократных проверок ГАИ и ОМОНа на подъезде к селу. «Останавливали абсолютно все машины и проверяли малейшие нарушения (просроченная аптечка и так далее) под бдительным контролем человека в штатском», – написали в сообществе инициативной группы. Опоздавших на слушание не пустили, ссылаясь на регламент мероприятия. Жителю Храброво Алексею удалось попасть на слушание, он вспоминает, что все собравшиеся выступили за строительство КПО, хоть и сидели там в основном чиновники. «Сложилось впечатление, что все купленные или шестерки, но я высказался по поводу реки Еленка». 

Само КПО строится на притоке реки Еленка, которая впадает в Колочь, а Колочь  — в Можайское водохранилище. Русло реки легко проследить по Яндекс-картам, но государственная экологическая экспертиза реку не нашла. Саму экспертизу провели после очередной жалобы местных жителей в Министерство природопользования и Министерство культуры, тогда на пару месяцев у ЭКО-ВЕРДА даже отозвали лицензию на деятельность по складированию, сбору и размещению отходов, исключили из госреестра объектов размещения отходов. Правда на работу полигона это никак не повлияло: жители уверяют, что полигон продолжал принимать отходы. Министерство культуры направило в деревню эксперта, после заключения которого началось судебное разбирательство. Но Можайский районный суд не приравнял складирование мусора к засорению промышленными и бытовыми отходами и признал свалку законной.

Фактически сам полигон находится на критически маленьком расстоянии – в 416 метрах от деревни, при норме в 500 метров, при этом сама норма актуальнее скорее для Москвы.  

На одном из слушаний администрация даже заверила, что в декабре 2018 года на публичных слушаниях этот участок был выведен из охранных зон. Администрация Можайского района не ответила на запрос «МБХ медиа» об исключении деревни из списка охранной зоны. 

Похожая история была в 2011 году, через дорогу от Храброво, в 500 метрах от Минского шоссе в карьере в границах городского поселения Уваровка планировали устроить свалку, но тогда жители соседней деревни и работники местного Уваровского колхоза выступили в защиту и смогли отстоять земли. Алексей вспоминает, что тогда местным жителям помог новый прокурор Московской области Александр Аникин. «Тогда в Российской газете даже писали – «Прокуроры защищают Бородино», в то время почему-то прокуроры выступали в защиту Бородино, поднимали вопрос, что это незаконно». Сейчас взаимодействия с прокуратурой у жителей не складывается, генеральная прокуратура спускает заявления в прокуратуру Московской области, прокуратура Московской области — в районную, оттуда приходят ответы, что определять законность свалки не в их компетенции.  

Как рассказала «МБХ медиа» член инициативной группы Мария Коршунова, активистам угрожали много раз: дроны, которые активисты запустили, чтобы подтвердить реальные размеры свалки, директор полигона сбивал из ружья, а в июле 2018 активисту, которому удалось отснять территорию с дрона, поступали угрозы от человека, который представился гробовщиком. В декабре на 141 километре Минского шоссе, через которое везли кремлевскую елку, активисты устроили серию одиночных пикетов, сама Мария стояла с плакатом «в Кремле праздник, у нас беда», вечером того же дня к ней пришел сотрудник уголовного розыска и сообщил, что теперь Марию поставят на учет в Центр противодействия экстремизму. Участница инициативной группы Галина говорит, что людей сильно сплотила проблема свалки, а активистов, готовых бороться против беззакония и замалчивания, становится все больше и больше. 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.