in

«Питалась кофе с лимоном несколько дней»: как живут российские туристы, застрявшие в Индии и Бали 

Эльвира Бекирова на Бали. Фото: личный архив

Россияне не могут улететь с курортов из-за отмены регулярных рейсов. У них кончились деньги, государство не торопится им помогать. Когда туристы жалуются в соцсетях на дефицит продуктов, невозможность оплатить аренду жилья и отсутствие помощи от российских властей, то в ответ получают злобные комментарии от соотечественников, которые считают, что туристы сами виноваты в случившемся, и возвращать их домой «разносить заразу по стране» никто не обязан. 

Из-за пандемии коронавируса с 27 марта Россия прекратила регулярное и чартерное авиасообщение с другими странами, за исключением рейсов для вывоза российских граждан из-за границы. Но не всем туристам удалось вернуться домой. Мы уже писали о россиянах, запертых на Кубе, но в похожей ситуации находятся и туристы на Бали и в Индии. 

Накопили на мечту

Жительница Приморского края Амелия Симонова рассказала «МБХ медиа», что приехала в индийский штат Гоа с тремя детьми в октябре 2019-го. На сегодняшний день, из-за невозможности вылететь и дополнительных затрат, связанных с затянувшимся отпуском, туристка потратила почти все сбережения. Амелия – мама четверых детей. Один из них уже взрослый, ему 21 год и он находится в России. Другому сыну двенадцать лет, третьему девять, а дочери скоро исполнится полтора года. Амелия рассказала, что ее дети никогда не были за границей и поехать туда всей семьей была их общая, большая мечта.

Раньше Амелия работала по 12-15 часов в сутки, без отпусков и почти без выходных, часто бывала в командировках и хорошо зарабатывала. А после рождения четвертого ребенка, решила сделать перерыв в работе и отправилась с тремя детьми зимовать на Гоа. Но долгожданный отдых на берегу океана внезапно закончился, когда 16 марта туристке позвонила подруга и рассказала, что Индия запретила въезд на свою территорию. До этого Амелия, по ее словам, и не представляла, что происходит в мире, жила в маленькой индийской деревушке Керим, купалась в море и посвящала все свое время детям. Когда Амелия узнала, что рейс, которым они собирались возвращаться домой, отменили, ей пришлось второй раз покупать обратные билеты у иностранной авиакомпании, но вернуться домой так и не удалось, потому что отменили и этот рейс. 

Нечем платить за аренду

«Я постоянно работала в разных городах России, переезжала с детьми, дети выросли с нянями, был огромный пробел во внимании, — рассказывает Амелия. — А еще я мечтала пожить в Индии хоть полгода. У меня были небольшие сбережения, но этого было мало. И мы начали копить и откладывать. Очень долго, во всем себе отказывая. В итоге все было просчитано и оплачено заранее: дорога, аренда, проживание. Куплены обратные билеты на первые числа апреля. Мы продумывали разные ситуации, даже форс-мажорные обстоятельства и затраты на лечение, например. На форс-мажор мы отложили порядка ста тысяч рублей. Но свой неприкосновенный запас в итоге мы потратили на покупку новых билетов домой после отмены нашего оплаченного заранее рейса и аренду дома в апреле, на которую мы так же не рассчитывали».

Амелия Симонова с сыном в Гоа. Фото: личный архив

Десятого апреля Амелия заполнила анкету на Госуслугах, чтобы получить обещанную государством материальную помощь, но деньги до сих пор не поступили на ее счет, несмотря на то, что их обещали перечислять в течение 48 часов с момента подачи заявления. Отец ее младшей дочери, помогающий им финансово, из-за введенного карантина второй месяц сидит без работы и пока тоже не может помочь. Сейчас деньги у Амелии фактически закончились.

«На сегодня у меня осталось около двух тысяч рупий, что эквивалентно двум тысячам российских рублей, и неделя, на которую мы эти деньги растянем, до момента, когда нужно будет снова платить за аренду, — говорит она. — К сожалению, первого мая платить аренду в 15 тысяч рупий будет нечем. Я надеюсь, что обещанная нашим президентом помощь все-таки дойдет до меня, и я смогу спокойно продержаться до восстановления регулярного авиасообщения и по своим билетам вернуться домой. Я, как и все российские туристы, застрявшие в Индии, с середины марта отправила кучу анкет и заявок на вылет, заполняла появляющиеся, как грибы после дождя, все новые и новые формы. Во многих ссылках было указано, что со мной свяжутся по телефону, посредством смс или придет ответ на почту, но мне не прислали ни одного ответа! Большое спасибо правительству Российской Федерации!»

«Незачем на них тратить наши налоги»

До всей этой ситуации, жизнь Амелии и ее детей в Индии была можно сказать, отшельнической: дети, дом, море, продуктовый магазин, сообщения маме о том, что все хорошо. 

«У них в Приморском крае, несмотря на близость китайской границы, ситуация спокойная. Поэтому сейчас, когда я читаю злобные комментарии людей в фейсбуке, сидящих дома на диване и поливающих грязью тех, кто застрял в чужой стране, мне хочется кричать: «Да, я не знала! Не знала о коронавирусе и ситуации в мире! Я есть! И я, здесь, в Индии, и я очень хочу домой!». Но потом, поразмыслив, я понимаю: бессмысленно доказывать дальтонику, что это другой цвет, он все равно не поймет, он по-другому видит. Равно как нет смысла говорить и доказывать, что ты не олигарх, раз находишься в другой стране, да еще так долго. «У них деньги есть, раз приехали, пусть сидят, не ноют и заразу сюда не тащат, незачем на них тратить наши налоги», вот что чаще всего я читаю. Мне стыдно, что с этими людьми я живу в одной стране!» – говорит Амелия.

По ее подсчетам в Гоа находится около двадцати жителей Приморского края. Сейчас Россия вывозит своих граждан с территории других государств по принципу: «Одна страна вылета – один район или город проживания», поэтому туристка считает, что шансов вернуться домой вывозным рейсом у них нет, поскольку организация рейса для двадцати человек нерентабельна. 

Сейчас в Индии, как  говорит Амелия, уже открыли продуктовые магазинчики и лавки с овощами, где утром и вечером можно купить все необходимое. Но в Индии до сих пор действует карантин, введенный 22 марта. Нельзя днем находиться на улице, ездить на море, на байке можно ездить только по одному, нельзя собираться в количестве больше двух человек, и необходимо соблюдать социальную дистанцию в полтора метра. Небольшие магазинчики в поселке работают с шести утра примерно около часа. Продукты в них разбирают очень быстро. «Каждое утро начинается с квеста “Встань пораньше и найди еду”»,  —  говорит Амелия.

В течение первых трех дней карантина в магазинах и лавках, закончились продукты. Поставок не было. Туристов предупредили только 25 марта, что нужно запастись продуктами, но в это время их уже почти не осталось на полках. Как говорит Амелия, ей тогда удалось раздобыть пачку макарон, лук, килограмм картошки, морковь и десять яиц. Этим скудным набором продуктов дети питались почти всю следующую неделю, а мать несколько дней питалась только долькой лимона с кофе. «Кофе, сахар и половинка маленького лимона. Вкусно и аппетит отбивает», – рассказывает Амелия. 

Индийский «бамбу-массаж» 

«А еще на улицах ходит и ездит много полицейских с бамбуковыми палками, которые с удовольствием пускаются в ход, неважно кто ты: индус, турист, пешеход или водитель. «Бамбу-массаж» отведали здесь многие. Российские волонтеры организовали в Кериме бесплатную раздачу еды возле кафе, в основном для тех, кто приехал по путевке, жил в гостинице и не имел ни возможности приготовить, ни возможности купить готовую еду, так как все кафе и рестораны закрыты. На третий день полицейские разогнали волонтеров палками», – рассказывает туристка.

Когда Индия начала отменять визы и закрывать границы, иностранцы, в том числе россияне стали спешно покидать страну, и билеты резко подорожали. «Почти до конца марта можно было вылететь, но уже за 60-130 тысяч рублей за один билет, тогда как раньше он стоил 17-18 тысяч рублей. Сейчас, билеты на «вывозные» рейсы стоят 400 евро. Если на руках есть неиспользованные билеты российских авиакомпаний, тогда перелет осуществляется бесплатно. Если б не сдала те первые билеты «Уральских авиалиний», мы смогли бы вернуться домой и не платить снова. А теперь мне нужно покупать обратные билеты в третий раз. И чтоб улететь домой «вывозным» рейсом, надо где-то найти 1600 евро. К сожалению, таких денег у меня нет».

Визы у Амелии ее детей закончились 5 апреля. Индийские власти разрешили бесплатно продлить визы всем «застрявшим» иностранцам до 30 числа. Но самостоятельно заполнить анкету для ее получения российская туристка не смогла, и ей пришлось заплатить за эту услугу 1500 рупий. Правительство Индии снова утвердило новую дату продления виз — до 17 мая, а значит снова нужно подавать заявления, на которые нужны деньги. Амелия решила обратиться за помощью к российским чиновникам и написала обращение в Министерство иностранных дел России и обращение детскому омбудсмену по Приморскому краю.

«Самое неприятное, что я всегда сама решала свои проблемы, а теперь не могу! И писать уже устала, бьюсь как рыба об лед, а все без толку!», – говорит туристка.

Билет аннулировали, на новый денег нет

Еще одна россиянка Айна Росоха, жительница подмосковной Балашихи прилетела  в январе 2020-го в Гоа с гражданином Белоруссии Марком Рында. Девушка работает удаленно, поэтому в путешествии она успешно совмещала отдых с работой. Молодые люди, по их словам, жили скромно: снимали комнаты, ночевали в палатках и в доме своих индийских друзей. Они побывали в нескольких городах Индии и сейчас находятся в Дели. Айна купила обратный билет на 4 апреля, но его аннулировали. 

Злобные комментарии в Facebook на странице Айны

«Здесь все было спокойно и было очень мало случаев заражения,  —  рассказывает она. — Границы закрыли 14 марта. Нас все уверяли, что мы улетим. «Аэрофлот» летал. Мы общались с туристами в телеграм-чатах. Новости были позитивные, те, кто был в аэропорту, говорили, что все нормально. Денег на покупку нового билета у меня теперь нет. Тот, что был аннулирован – самый дешевый и невозвратный, без возможности переноса. Мне не удалось пообщаться с русским консулом. Я подала все необходимые данные о себе, лично с консулом я не общалась, у меня нет его контактов. Я очень боюсь лететь с «Аэрофлотом», потому что не уверена, улечу или нет. Слишком много там хаоса. Я подала свои данные в списки туристов, которые хотят попасть домой, на сайте Госуслуг, мониторю сайт консульства, Росавиации, Аэрофлота. Мне уже пришел официальный отказ в поддержке государства на сайте Госуслуг по неизвестным мне причинам, хотя у меня был билет. Я перезаполнила анкету, жду. Думаю, переписка не сильно повлияет на ситуацию. Мы общались с белорусским консулом, есть вариант улететь через Беларусь. Белорусская компания «Белавиа» выглядит надежнее, они никого не оставляют в аэропорту. Но обратный билет компании «Белавиа» стоит 750 долларов с человека. Это больше, чем мой бюджет на всю поездку в целом, с питанием и проживанием! И обычно билеты стоят 200-300 долларов, а сейчас –750!».

Айне Росохе отказали в материальной помощи
Индийцы кормят русских туристов 

Айна рассказала, что карантин в Индии продлили до 3 мая. Девушка со своим спутником живут у индийских друзей и выходят из дома только в магазин. Движение по городу запрещено, везде блокпосты с полицией, но полицейские разрешали ходить за продуктами, следят, чтобы туристы были в масках.

«Последнюю неделю положение ужесточились, и мы никуда не выходим. Рядом с домом стоят проверяющие, контролируют район. Раньше магазины и рынок работали все время с утра до вечера, а сейчас — с 6:30 до 11. Весь район перекрыт, продукты не купить. Местные ребята принесли картошку и помидоры. Есть хлеб и макароны. Индийские друзья приносят еду. Когда мы ходили на рынок, нас там запомнили. Мы всегда берем мало: картошку, помидоры, молоко и яйца. Продавцы нам дают в подарок много фруктов: один даст виноград, другой – дыню, третий – папайю. Индийские власти раздают еду местным и просят местных жителей оказывать помощь туристам. Я видела, как раздают рис с подливкой, и лепешки. Местные люди удивительно дружные и человечные. Это потрясающе. А вот соотечественники накидываются со всех сторон. Я опубликовала в Фейсбуке видео про то, что происходило в Индии, когда туристам еще не запретили выходить на улицу, и были комментарии из серии «Из-за вашей дури государство не очень богатое должно тратиться на изымание вас из-за границы, а вы еще вирус тащите!».

«У меня есть жилье и еда, я не унываю. Вопрос только с обратным билетом, но он рано или поздно решится. Если кто-то окажет помощь, я буду очень благодарна», — говорит Айна.  Они с Марком открыли в фейсбуке сбор на билеты и надеются, что им помогут вернуться домой. 

Айна Росоха со свои другом Марком Рында. Фото: личный архив
Карантин вогнал в долги

На Бали ситуация не столь плачевна, как в Индии: здесь разрешено перемещение по улицам, открыты кафе, но российским туристам уже не до прогулок по сказочно красивому острову: деньги заканчиваются, а дома ждут нерешенные проблемы и неотложные дела. На Бали «застряли» 20 туристов из Крыма. Одна из них – жительница Севастополя Эльвира Бекирова вместе со своим молодым человеком 17 марта прилетела в курортный поселок Чангу на Бали. Эльвира рассказала, что обратный билет она купила на 9 апреля. Когда рейсы отменили, туристам пришлось продлить медицинскую страховку и потратить дополнительно пять тысяч рублей. Ну и, конечно же, пришлось потратить больше запланированного на еду и аренду гостевого домика. «Катарские авиалинии» аннулировали билеты. Эльвира заявила, что авиакомпания не вернула им деньги. Также крымчанам пришлось потратить деньги с кредитной карты на еду и аренду жилья. В надежде на помощь российских властей молодые люди 10 апреля заполнили анкету на сайте Госуслуг, чтобы получить материальную помощь от РФ, но деньги им не перечислили: 19 апреля пришел ответ, что в предоставлении материальной помощи отказано. 

Комментарии в группе «Севастополь — столица мира» ВКонтакте

«Мы оба – граждане России,  —  рассказывает Эльвира, — но мой молодой человек прилетел на Бали с украинским загранпаспортом. Это вполне законно. Но на Госуслугах, как оказалось, такие нюансы не учтены и в помощи было отказано. Мы были в консульстве два раза. Там разводили руками, говорили, что вообще сложно представить, как вывезти крымчан и в какой аэропорт, советовали набраться терпения. Письменных ответов консульство не давало. Меня дома ждут покупатели, с которыми мы начали оформление сделки по продаже моей квартиры. Так как квартира в ипотеке, пришлось немного подождать, там свои нюансы. А когда наступил положенный срок, я не смогла вовремя прилететь с Бали. Еще меня ждут партнеры по бизнесу, нужно срочно решать проблемы, возникшие из-за ситуации с коронавирусом. Я – владелица туристической фирмы. Я оплатила заранее билеты для группы детей, которая должна была лететь в Москву на соревнования. Деньги за билеты мне должны были перечислить из организации уже после поездки. Но в Москве отменили массовые мероприятия, и дети никуда не полетели. В итоге билеты мне не оплатили. Партнеры, которые дали мне часть суммы, требуют ее вернуть, есть письмо от них с угрозой подать на меня в суд из-за просроченной выплаты. Сейчас нужно решать вопрос о перенесении сроков поездки, чтобы билеты не пропали. Иначе придется платить из своего кармана, так как при возврате билетов мне отдадут только 30%».  

Туристка из Крыма также столкнулась с хейтерами, которые писали в ответ на ее комментарии в соцсетях, что россиян, оказавшихся в другой стране в период пандемии, спасать не нужно. Комментаторы написали, что те, кто пользуется украинскими загранпаспортами – проститутки и относиться к ним нужно соответственно. 

Перед выходом этого текста Эльвира Бекирова сообщила, что она вместе с молодым человеком вернулась в Крым вместе с другими крымчанами. Точное число жителей Крыма, которым удалось улететь домой, туристка не сообщила.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.