in

Казахские оппозиционеры: «Назарбаев реально не уходит из власти, под его контролем силовики и бюрократический аппарат»

Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин во время встречи в Астане. Фото: Алексей Никольский / пресс-служба президента РФ / ТАСС

 

Роман Попков поговорил с представителями казахстанской оппозиции о том, почему Нурсултан Назарбаев ушел именно сейчас, кто его настоящий преемник и  об «окне возможности» для демократизации Казахстана.

 

Айдос Садыков, член оргкомитета партии «Жусан»

 Можно ли назвать отставку Назарбаева с президентского поста действительным его уходом из власти? Ведь он остается главой Совета безопасности и главой правящей партии «Нур Отан».

Нет, конечно, это не уход из власти. Мы, казахские оппозиционеры, еще несколько месяцев назад прогнозировали, что Назарбаев формально уйдет с президентского поста, для того чтобы в дальнейшим пост президента занял преемник – скорее всего это будет его племянник.

Фактически реальная власть остается в руках Назарбаева. То, что официально до выборов исполнять обязанности главы государства будет председатель Сената Касым-Жомарт Токаев – ничего не значит. Это фигура, не имеющая авторитета ни в органах власти, ни в силовых органах, ни, тем более, в народе. Это пока формальная процедура. Но то, что Назарбаев оставляет президентское кресло – это, конечно, большое событие.

 

Почему он все же решил уйти с поста президента и стать теневым правителем? 

У него перед глазами пример Туркменистана и Узбекистана, когда внезапно умирали диктаторы и вместо них приходили совершенно не те люди, которые должны были прийти к власти. И Назарбаев в этом случае поступает мудро – он ведь понимает, что в любой момент может уйти в иной мир. И лучше постепенно передать посты своему преемнику, передать ему силовые органы — то что Назарбаев уже делает сейчас. Осуществить передачу власти под своим контролем.

Нурсултан Назарбаев и Абиш Самат Сатыбалдыулы. Фото: inform.kz

 

Вы говорите о племяннике Назарбаева как о наиболее вероятном преемнике. Он довольно молодой для такой участи человек, ему 40 лет. Что еще про него известно?

Абиш Самат Сатыбалдыулы – заместитель председателя Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана, генерал-майор. Он является сыном младшего брата Нурсултана Назарбаева.

  

Ермек Нарымбай, лидер оппозиционной партии Казахстана «Шындык»

 Какие еще посты сохранил Нурсулан Назарбаев после своей официальной отставки с поста президента, кроме управления Советом безопасности и правящей партией? 

Он еще остался пожизненным членом Конституционного совета. И, конечно же, это номинальный уход Назарбаева. К тому же по конституции страны первый президент (то есть Нурсултан Назарбаев) имеет особые полномочия. И эти полномочия резко сужают полномочия последующих президентов. Первый президент, пока он жив, определяет все основные направления внутренней и внешней политики. Ни премьер-министр, ни новые президенты не смогут решать эти вопросы без одобрения первого президента и Совета Безопасности.

Назначенный сейчас и.о. президента Касым-Жомарт Токаев – временная фигура. Сейчас будут внеочередные выборы президента. И на них будут избирать реального преемника, который сейчас пока, я думаю, никому особо не известен публично – вариант «а-ля Путин». Но и этот реальный преемник по конституции и в силу сложившейся  реальной ситуации не будет иметь реальных больших полномочий. В Мажилисе и Сенате сидят люди Назарбаева, и они, в крайнем случае, могут смещать не только премьера, но и этого президента №2. Есть в конституции норма по поводу импичмента, и скорее всего скоро будет принят специальный закон об импичменте.

Все силовые структуры – МВД, КНБ, внешняя разведка, финансовая полиция, служба экономических расследований – находятся под контролем Назарбаева и Совбеза. В Совбез был недавно перемещен на пост секретаря Калмуханбет Касымов, бывший глава МВД. Эта фигура призвана координировать все силовые структуры, выведя их из подчинения президента №2.

Но сейчас главная задача Назарбаева – сделать так, чтобы преемник, тем не менее, мог противодействовать олигархам из околовластной верхушки, которые сейчас будут драться за место под солнцем.

Касым-Жомарт Токаев. Фото: Александр Щербак / ТАСС

Но все же такой транзит власти – это серьезный стресс для бюрократического аппарата. Почему Назарбаев не оставил все по-старому?

Объективно Назарбаев поступает правильно. Если бы смерть настигла Назарбаева на посту президента и приход второго президента произошел в условиях раздрая между властными структурами, у этого президента не получилось бы обрасти мускулами. Он бы быстро погиб в междоусобной войне и тем самым подверг бы угрозе территориальную целостность страны — в свете российского и китайского факторов.

Поэтому Назарбаев, условно говоря, за несколько лет до своей смерти пытается создать преемнику условия для того, чтобы тот шаг за шагом обрел бы реальные властные полномочия. Но при этом не угрожал бы Назарбаеву, его семье, внукам.

Открывает ли уход Назарбаева (хоть и в значительной степени формальный) некое «окно возможностей» для оппозиции Казахстана?

Это «окно возможностей» возникнет тогда, когда возникнет раскол внутри власти. Вольно или невольно вокруг этого второго президента с урезанными полномочиями будет расти недовольство. Будет расти желание обрести всю полноту власти до смерти Назарбаева. Вполне вероятно, что через год-два, когда мускулы второго президента окрепнут, у него начнут складываться теневые контакты с силовиками, возникнет желание совершить дворцовый переворот. Тогда элиты расколются, часть будет за первого президента, часть – за второго. Более слабая из этих двух конкурирующих группировок вольно или невольно будет апеллировать к общественному мнению, к оппозиции, применять через оппозицию свои информационные и финансовые ресурсы. Это будет усиливать демократизацию общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.