Первый зампред думского комитета по развитию гражданского общества Дмитрий Вяткин 14 декабря внес в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за клевету в интернете. В пояснительной записке автор документа отметил, что клевета может распространяться в сети ресурсами, имеющими аудиторию, значительно превосходящую по охвату традиционные средства массовой информации. Рассказываем, что предложил Вяткин и как с принятием закона будут наказывать за распространение ложной информации.
Как сейчас
Клевета — это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. В нынешнем виде ст. 128.1 УК РФ о клевете существует с 2012 года.
Наказание по ней зависит от тяжести преступления и положения лица, совершившего его, но лишение свободы в качестве ответственности не предусмотрено. Максимальное наказание — штраф в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов.
Что предлагается изменить
В статье пять частей. Первую часть, которая не содержит квалифицирующих признаков и предполагает наказание в виде штрафа до 500 тысяч рублей либо обязательных работ на срок до 160 часов, предполагается оставить в существующем виде. По этой части возбуждаются дела частного обвинения, то есть обвинителем по ним выступает потерпевший, который подал заявление, а не прокуратура. Он же должен доказать суду факт клеветы.
Депутат Дмитрий Вяткин хочет внести поправки в другие составы статьи, которые предусматривают публичное обвинение и участие прокурора. В частности, речь идет о второй части статьи 128.1, которая пока регулирует только наказание за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публичном произведении или в СМИ. Максимальное наказание по этой части статьи составляет штраф до 1 млн рублей или обязательные работы на срок до 240 часов. Перечень способов распространения заведомо ложной информации по этой части предлагается дополнить клеветой, совершенной «публично, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет, а равно в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально неопределенных». Предлагается назначать нарушителям наказание в виде принудительных работ на срок до двух лет (привлечением осужденных к оплачиваемому труду в местах, определяемых органами уголовно-исполнительной системы, с вычетом из его заработной платы определенной денежной суммы), либо ареста на срок до двух месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет.
В третью часть о клевете с использованием служебного положения помимо уже действующих штрафов до двух миллионов рублей или иного дохода осужденного за период до двух лет или обязательных работ на срок до 320 часов предлагается ввести наказание в виде принудительных работ на срок до трех лет, арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет.
Автор инициативы требует ужесточения наказания и в четвертой части статьи, касающейся клеветы об опасных для окружающих заболеваниях. За такое правонарушение, согласно законопроекту, осужденным может грозить срок до 4 лет колонии или штраф на 3 млн рублей.
Кроме того, из этой части предлагается исключить клевету о преступлениях сексуального характера. Парламентарий считает, что этот вид преступления необходимо переименовать в «преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности» и отнести к пятой части статьи, которая предусматривает уголовное преследование за обвинение человека в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Сейчас осужденным по пятой части статьи 128.1 может грозить штраф до пяти миллионов рублей либо обязательные работы до 480 часов. Автор законопроекта предлагает отправлять нарушителей на принудительные работы на срок до пяти лет, арестовывать нарушителей на срок от четырех до шести месяцев, либо отправлять в колонию на срок до пяти лет.
Что говорят о законопроекте
«Статья 128.1 УК начинается законодательным определением клеветы: это распространение заведомо ложных сведений, позорящих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Как же можно позорить неизвестно чьи честь и достоинство и подрывать неизвестно чью репутацию?! Это откровенно мракобесная попытка создать возможность объявить преступником-клеветником любого человека за любое критическое высказывание, даже безадресное», — сказал «МБХ медиа» партнер и соруководитель уголовно-правовой практики коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант.
Формулировка о неопределенных лицах смутила и первого зампреда комитета ГД по госстроительству и законодательству Михаила Емельянова. В эфире НСН он отметил, что сейчас законопроект сырой и вызывает много вопросов. «С одной стороны, в интернете творится беспредел, в нем много неверных сведений и сведений, оскорбляющих честь и достоинство людей, с этим надо бороться. А с другой стороны, в этом законопроекте есть очень сомнительные вещи, например, криминализируются высказывания, которые касаются неопределенного круга лиц. То есть если критикуют чиновников как таковых, то это тоже клевета, что ли?», — возмутился он.
Правительство тоже обратило внимание на формулировку «индивидуально неопределенные лица», но поддержало документ при условии его доработки. А Верховный суд РФ в своем заключении отметил, что предложение об уголовной ответственности за публичную клевету или аналогичные оскорбления в сети «концептуальных возражений не вызывает».