Следственный комитет России выступает за ужесточение уголовной ответственности для индивидуальных предпринимателей за неуплату налогов. Срок давности таких преступлений в СК хотят отменить или увеличить до 10 лет. В ведомстве также предлагают Федеральной налоговой службе (ФНС) предоставлять им материалы о должниках и преступных схемах сразу после их обнаружения. Рассказываем, как эту инициативу оценили эксперты и почему они считают ее несвоевременной.
Что предлагает СК
- Срок давности по налоговым преступлениям для индивидуальных предпринимателей (ИП) отменить или продлить до 10 лет. Сейчас ИП получают амнистию через два года.
- Отменить 60-дневный период, который налоговая дает предпринимателям для исправления ошибок и устранения ущерба. По планам комитета, ФНС должна передавать данные о таких должниках следователям сразу после того, как их обнаружит и определит размеры ущерба.
«Мы выступаем за усиление уголовной ответственности для физических лиц. Здесь нужно понимать — если юридическое лицо уклонилось от уплаты налогов на крупную сумму, ему придется отвечать и через год, и через 10 лет, как только состоится суд. А у индивидуальных предпринимателей, сколько бы они не утаили от казны, срок давности преступлений — всего два года. Даже при сумме ущерба свыше 45 млн рублей ИП легко может избежать наказания уже через 24 месяца. (…) Поэтому предлагаем уравнять ответственность за уход от налогов», — сообщила зампредседателя СК Елена Леоненко в интервью «Известиям».
Комментируя отмену двухмесячного периода для исправления ошибок, зампредседателя СК заявила: «Именно за эти 60 дней может быть уничтожена документация, выведено имущество».
Уже после заявлений Леоненко в СК уточнили, что ужесточения норм уголовного закона на практике коснутся крупных индивидуальных предпринимателей, которые получили значительный доход, но не заплатили более 45 миллионов рублей налогов за три года. А также, что «в данный момент предложения находятся на завершающей стадии согласования на уровне ведомства».
Президент Союза деловых людей, эксперт Торгово-промышленной палаты России Илья Тимошин сообщил РБК: «Для государства это нормальный и ожидаемый шаг. Для предпринимателя, если он нормально работает и не пытается уходить от белых схем, то, в принципе, здесь ничего страшного не будет». По его словам, многие индивидуальные предприниматели осознанно использовали лазейку в законе, избегая налогов. То есть сначала их не выплачивали, а в итоге уходили от ответственности за сроком давности преступлений.
Ужесточение в пандемию коронавируса
Правозащитник, глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи сказал «МБХ медиа», что в момент, когда страна переживает этап ограничений во многих секторах экономики из-за пандемии, нельзя вводить такие меры. «Когда многие предприниматели последний рубль доставали, чтобы заплатить зарплаты, им было не до налогов, ужесточать ответственность в этот момент для тех, кто каким-то чудом выжил… Я считаю, что эта мера несвоевременная и чрезмерная», — заявил Хуруджи.
Также, по мнению правозащитника, ситуация осложняется мораторием на банкротство — запретом на возбуждение дел о банкротстве налогоплательщиков, наиболее пострадавших от коронавируса, а также системообразующих и стратегических предприятий.
Ранее руководитель ФНС Даниил Егоров признавал в интервью ТАСС, что в обычных условиях институт банкротства необходим для того, чтобы «оздоровить те отношения, которые в рамках кооперации возникают», то есть разрешить проблемы компании с долгами. Но с начала апреля 2020 года из-за моратория предприятие с долгами не могло быть ликвидировано, оставаясь при этом должником.
К тому же, с момента введения моратория автоматически останавливалось любое исполнительное производство по уже открытым делам, но это не отменяло возможности подачи новых исков. Мораторий закончился 7 января 2021 года. Из-за этого ожидается множество новых исполнительных производств в отношении тех должников, чей бизнес не признан пострадавшим от коронавируса.
Даже если бизнес признан пострадавшим от пандемии, в случае ужесточения ответственности для индивидуальных предпринимателей, как это предлагается, должникам могут грозить уголовные дела, считает Александр Хуруджи.
«Получается, если должник из пострадавшей отрасли, например, владеет гостиницей, и с него не смогли по ряду причин взыскать деньги и, соответственно, заплатить налоги, то он легко может попасть под уголовное дело. Меня очень настораживает эта ситуация, я бы не хотел, чтобы ослабленному бизнесу сделали “контрольный в голову”», — объясняет правозащитник. Он надеется, что его мнение тоже учтут при рассмотрении закона, «хотя, понятно, что эти решения принимаются не всегда с оглядкой на общественность».
По словам Александра Хуруджи, ужесточение ответственности сократит класс предпринимателей, которые своим бизнесом «кормят» только себя, свою семью и еще несколько человек. «Я считаю, что если мы бьем каким-то решением по такому классу, мы бьем, фактически, по собственному народу. И каждое решение, которое выходит в отношении индивидуальных предпринимателей и самозанятых — это удар по простым людям. Нужно ли это сейчас это делать, когда люди устали, когда у них такие большие сложности с каждой копейкой, которую приходится считать, платить кредиты, искать деньги на медикаменты? Вместо того, чтобы обнулить кредиты и налоги для бизнеса, предлагается очередное ужесточение», — говорит глава Ассоциации защиты бизнеса.
С ним согласен и Уполномоченный по защите прав предпринимателей Московской области, сопредседатель «Деловой России» Владимир Головнев. «С моей точки зрения, время для таких инициатив не самое лучшее. Нельзя забывать, что в 2020 году малый бизнес пострадал от коронавируса, многие отрасли очень существенно пострадали. Так как сейчас мы до конца не понимаем, как закончится вторая волна, будет ли третья волна, что там с этими штаммами… Ситуация сейчас точно не самая лучшая. В России и в мире экономическая ситуация достаточно волатильная», — сказал он «МБХ медиа».
Также Головнев отметил, что в последнее время бизнес становится более законопослушным и реально платит налоги, поэтому, возможно, эта мера не так уж необходима. «Сегодня бизнесмены хотят не просто получить сиюминутную прибыль, а сделать свое предприятие более мощным, развиваться. [Они] думают не только о сегодняшнем дне, а о том, что будет через год», — подытожил он.