in

«Конвенция никак не коснется международных вопросов». Юрист о соглашении России, США и торговых партнеров

Фото: Zuma / ТАСС

 

 

Россия вместе с США и торговыми партнерами приняла Конвенцию о взаимном признании и исполнении судебных решений по  гражданским и коммерческим делам. Ратификация Конвенции будет означать, что решение иностранного суда признается в стране так же, как решение национального суда. О том, повлияет ли этот документ на международную правоприменительную практику, «МБХ медиа» рассказала юрист фирмы BGP ligitation, специализирующейся на защите бизнеса в России, Елена Коломиец.

В первую очередь надо акцентировать внимание на том, что конвенция никак не касается вопросов уголовного преследования и уголовных дел. Она касается вопросов о принятии решений по коммерческим и гражданским делам. Смысл Конвенции в том, что, когда она вступит в силу, и ее подпишет ряд государств, решение принятое, например, в России будет признаваться судом США так же, как и решение американского суда, без каких-либо проблем.

Есть нью-йоркская конвенция 1965 года, которая позволяет арбитражные решения негосударственных судов признавать в большинстве стран мира. Аналогичной конвенции для признания государственных судов по гражданским и коммерческим спорам нет. Соответственно, когда мы получаем решение суда какого-то государства, и нам нужно доказать его законность на территории другой страны — это всегда проблема. Если конвенция, о которой мы говорим, вступит в силу, и если к ней присоединится значительное количество стран, то эффект от этого, на самом деле, будет очень значимым.

Американские суды достаточно часто принимают решения в отношении разных российских компаний. Также часто происходят ситуации, когда суд в США выносит решение в отношении компании, которая может быть и не зарегистрирована в России, но имеет здесь какие-то активы. Чтобы получить этот актив, необходимо исполнить решение суда США на территории России. Конвенция скажется, в первую очередь, на таких ситуациях и упростит их.

Поскольку Конвенция касается исключительно коммерческих и гражданских дел в сфере частного права, она упростит взаимодействие бизнеса с государством, но никак не коснется международных вопросов, в этом плане все останется по-прежнему. Условно говоря, если российский суд признает незаконным ввод санкций, конвенция никак не поможет разморозить какие-то российские активы на Западе, потому что этот вопрос однозначно входит в сферу публичного права, а не частного.  

Также специально оговорено, что содержащиеся в Конвенции положения могут не применяться в отношении спорных территорий. То есть решение американского суда относительно Крыма Россия может спокойно игнорировать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.