В этом году из-за эпидемии коронавируса в Москве на Красной площади впервые за долгие годы не состоится военный парад в честь Дня Победы — главнейшее российское официальное торжество в постсоветской истории. Вместо него в Москве и в других российских городах будет воздушный парад. Вынужденная пауза — хороший повод пересмотреть записи старых парадов. Главные из них — в подборке «МБХ медиа».
Парад Победы, 24 июня 1945 года
В советской традиции, вполне уже сложившейся к 1945 году, военные парады на Красной площади проводились только по идеологическим праздникам, главным из которых было 7 ноября — день прихода большевиков к власти в Петрограде. Даже присутствие Вермахта в нескольких сотнях километров от Москвы не могло его отменить, а, наоборот, только подчеркивало его значимость.
Парад 1945 года был как бы внеочередной, завершал собой войну с Германией и ее европейскими сателлитами. Инициатором проведения стал лично Иосиф Сталин. Парад принимал маршал Георгий Жуков, а командовал войсками Константин Рокоссовский. Фактически парад был последней «небоевой» операцией Великой Отечественной: предприятия Москвы трудились над созданием парадной формы, из Европы перебрасывались войска, быстро проходила строевая подготовка и создание сценария.
В итоге парад состоялся практически без накладок. И венчал его неповторимой впредь по эффектности и мощи момент — бросание героями Советского Союза знамен поверженных дивизий и полков Третьего Рейха к мавзолею Ленина, на котором находился Сталин. Настоящая античность. СССР — наш древний Рим, как сказал бы поэт Эдуард Лимонов.
Советские парады
Советские лидеры на протяжении долгих лет не очень понимали, что делать с 9 мая. При Сталине эта дата была праздничной только один год. С 1947 года день победы над Германией не отмечался, парадов не проводилось. Главным поводом продемонстрировать «кузькину мать» — советские ракеты стратегического назначения — был парад 7 ноября. И только после смещения Хрущева, когда к власти пришел Леонид Брежнев, первый и единственный ветеран-фронтовик Великой Отечественной войны во главе государств, 9 мая стало и выходным днем, и тогда начали проводить парады.
Но даже особое значение 9 мая для главы государства не давало этому дню особых преимуществ перед 7 ноября. Советское государство настойчиво выводило свою генеалогию из 1917 года. И только в 1985 году, когда кризис советского строя был признан вслух главой государства, был проведен следующий военный парад на 9 мая, приуроченный к 40-летию Победы. Это был первый парад, на котором демонстрировался знамя Победы, водруженное над Рейхстагом.
Чем примечателен этот парад — он был первым на 9 мая, когда его проводила действующая армия, воевавшая тогда в Афганистане.
Следующий парад на Красной площади 9 мая состоялся за год до крушения СССР в 1990 году. По советским меркам это было очень быстро — лаг составил всего пять, а не двадцать лет. За прошедшие годы становится очевидным, что уже тогда в Кремле начинали нащупывать новую легитимность именно в Великой Отечественной войне. В тот же год состоялся последний военный парад 7 ноября.
Эксперименты Ельцина
В 1995 году впервые в постсоветской истории проводились масштабные торжества в честь полувекового юбилея победы над Германией. Во многом они были примечательны. Впервые его со времен Великой Отечественной проводила армия, воюющая на своей территории (шла война в Чечне). Парад оказался разделен на две части. На Красной площади состоялся парад ветеранов войны.
А на Поклонной горе — парад военной техники. Мэр Москвы Юрий Лужков, тогда близкий к президенту Борису Ельцину, тем самым венчал завершение тянувшегося еще с советских пор долгостроя — мемориального комплекса на Поклонной горе.
Эти торжества стали точкой отсчета для символической и идеологической эклектики постсоветской России, особенно выраженной в парадах на 9 мая. Церковные колокола, дореволюционные марши мирно соседствовали с советскими орденами сталинской поры и музыкой брежневского времени. При этом на фоне общественно-политического кризиса 1990-х годов выяснилось, что единственной непротиворечивой точкой сборки нации является именно память о Великой Отечественной войне, ее лишениях, трагедии и триумфе.
С тех пор парад стал проводиться каждый год. Поклонная постепенно перестала быть «местом силы». Ельцин же, начиная с 1996 года, стал принимать парад со специальной трибуны. Официально парад 1995 года — последний принятый с мавзолея Ленина.
Гражданская религия
Владимир Путин в первые годы президентства не отходил от традиций, заложенных предшественником. Особый характер торжествам на 9 мая раз в четыре года (а затем в шесть лет) придавал тот факт, что они почти совпадали с инаугурацией президента. Первый парад Путина в 2000 году был последним, когда ветераны войны прошли по Красной площади в пешем строю. В 2005 году ветераны в последний раз были на параде в качестве участников — они проехали в специальных автомобилях, стилизованных под «полуторки» военных лет.
В 2001-2007 годах министром обороны был Сергей Иванов, который принимал парад победы в гражданской одежде.
Настоящий переворот в правилах проведения парада 9 мая на Красной площади произошло в 2008 году. Впервые с советских времен в нем участвовала тяжелая боевая техника.
К этому моменту Великая Отечественная война окончательно стала основой государственной идеологии. Именно к ее опыту апеллировали политики для решения актуальных вопросов и во внутренней, и во внешней политике. И хотя очень многое было заимствовано в советской эпохе, появились и новые символы — например, георгиевская ленточка. Она сначала появилась как инициатива снизу, но довольно быстро была взята на вооружение государством.
Юбилейный парад на 65-летие впервые с советских времен прошел с участием представителей войск стран-участниц антигитлеровской коалиции: США, Великобритании, Польши и Франции. На фоне росшей всю вторую половину 2000-х годов антизападной риторики Кремля это был очень эффектный жест для политики так называемой «перезагрузки».
В 2010-е годы парад 9 мая окончательно стал главным официальным торжеством, а память о событиях войны — гражданской религией. Это термин из современной политической науки, означающий совокупность ценностей, символов, обрядов и понятий, которые обеспечивают национальное или политическое единство, и в силу этого не могут подвергаться сомнению.
Главным новшеством 2010-х стало появление акции «Бессмертный полк» — граждане России проходят колонной с фотографиями родственников, участников войны, по улицам российских городов. Как и георгиевские ленточки, акция зародилась снизу, но быстро стала частью официальных торжеств. В отличие от закрытого парада, в ней может принять участие каждый. Ее регулярно посещает президент Путин.
И хотя вокруг и парада, и «Бессмертного полка» ежегодно в интернете возникают скандалы, вряд ли у этих торжеств есть альтернатива в нынешней исторической памяти российского общества.