in

В России хотят приравнять криптовалюту к имуществу: кто будет платить криптоналог?

Монета биткоина на фоне Госдумы
Фото: Анвар Галеев / ТАСС

Правительство предложило считать криптовалюту имуществом и облагать ее налогами, а тех, кто будет уклоняться — наказывать штрафами. Эксперты рассказали «МБХ медиа», будет ли работать новый закон и сможет ли государство отслеживать анонимные криптокошельки. 

Законопроект: отчитывайся и плати

Правительство внесло в Госдуму законопроект, по которому криптовалюты приравниваются к имуществу, а значит, будут облагаться налогами — на прибыль и на доходы физических лиц (НДФЛ). Необходимость такого закона объяснили тем, что россияне все чаще используют криптовалюту «с целью получения доходов», а никакого законодательного регулирования в этой сфере нет и, соответственно, налоговые органы ничего об этом не знают. Кроме того, «криптовалюта часто используется в целях уклонения от уплаты налогов, для легализации средств, добытых преступным путем, и финансирования противоправной деятельности», указано в пояснительной записке.

Если законопроект примут, то гражданам и юридическим лицам, которые проводят операции с цифровой валютой больше чем на 600 тыс. рублей за календарный год, придется отчитываться об этом в налоговые органы. За нарушение и отказ предоставить сведения можно получить штраф в размере 10% от наибольшей из двух сумм — списания или поступления криптовалюты. За неуплату такого штрафа последует еще один — 40% от суммы неуплаченного налога.

В инспекции Федеральной налоговой службы РФ
В инспекции Федеральной налоговой службы РФ. Фото: Антон Вергун / ТАСС

«Правительство уже давно пытается отрегулировать рынок криптовалют. Но криптовалюты не будут признавать платежными инструментами, потому что Центробанк не хочет терять возможность контроля над платежными средствами и наличностью, — рассказал «МБХ медиа» ведущий юрист «Роскомсвободы» и управляющий партнер «Центра цифровых прав» Саркис Дарбинян. — Поэтому было предсказуемо, что их признают имуществом, чтобы по крайней мере в налоговых целях появилась возможность проверять, штрафовать и наказывать граждан в случае недекларирования». 

Кого это коснется

По оценкам основателя платформы для криптофондов Tokenbox Владимира Смеркиса, людей, которые в России владеют криптовалютой на сумму свыше 600 тыс. рублей, — около сотни тысяч. Если в первый год удастся собрать информацию о криптокошельках 5-10 тысяч человек, это уже будет «большим успехом для налоговой службы», — считает он.

Остальные же, по словам Смеркиса, «вряд ли будут реагировать на этот закон, потому что технологически есть все возможности на него не реагировать». 

Криптовалюты анонимны и владельцы могут хранить их на анонимных криптокошельках или просто на флэшке. «Много операций совершается с «серыми» обменниками: вы приходите с мешком денег, отдаете их человеку, а на ваш криптокошелек перечисляют биткоины. Так работает и в обратную сторону», —  говорит Смеркис. 

Владимир Смеркис
Владимир Смеркис. Фото: HUBSpeakers Magazine

При этом на централизованных криптовалютных площадках для совершения операций нужно пройти KYC-процедуру (know your client — знай своего клиента.— «МБХ медиа»), то есть загрузить свои документы. «Если такие площадки функционируют в России, то по запросу налоговых органов они могут раскрыть, сколько денег на счету у человека и какие операции он совершает», — рассказывает Смеркис. 

С ним согласен и Дарбинян. По словам юриста, «с большой долей вероятности [российские] биржи будут сотрудничать с российскими силовиками и сливать им данные по владельцам кошельков». А если такие площадки хотят существовать в России легально, они должны будут «соответствовать новому законодательству».

Добровольцы — вперед

По мнению Смеркиса, если закон примут, то появится «небольшая часть честных людей, которые будут декларировать криптовалюту и платить налоги». Других же «будет очень сложно деанонимизировать», поэтому «люди как торговали, так и будут».

«У государства просто нет технических возможностей, чтобы получать и анализировать массив данных, который необходим для определения всех и каждого владельца криптовалют, и тем более — совершаемые ими сделки», — рассказывает «МБХ медиа» партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов. Так что логично, что пока правительство решило сосредоточиться на «конечных звеньях цепочки: тех, кто покупает или продает криптовалюту за рубли, — продолжает он, — к ним налоговая служба придет первыми». 

Путаница в законах 

«Новый законопроект однозначно повлияет на легализацию криптовалют, если опустить его противоречие уже действующему законодательству о цифровых активах», — говорит Станислав Данилов. 

Полгода назад в России приняли закон «О цифровых финансовых активах», по которому на территории России запрещается оплачивать работу, товары или услуги криптовалютой. Нынешний же законопроект приравнивает цифровую валюту к имуществу и предлагает облагать ее налогом. 

Адвокат Станислав Данилов
Адвокат Станислав Данилов. Фото: коллегия адвокатов Pen & Paper

«Получается странная ситуация: один закон, вступающий в силу с января 2021, вроде как порицает операции с использованием криптовалюты, а новый законопроект не только допускает эти операции, но и внедряет их в оборот и систему взимания налогов», — говорит Данилов. По его мнению, эта часть «требует дополнительного осмысления и доработки со стороны законодателя». 

«Принятые формулировки будут неоднократно менять, — считает Саркис Дарбинян, — когда налоговая и силовики поймут, что закон не работает».

Юрист предполагает, что одна из задач предложенного законопроекта «определенным образом напугать всех тех, кто сегодня пытается заработать на криптовалютах». 

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов также ждет дальнейшего развития законодательства о криптовалютах. «После обобщения правоприменительной практики ФНС, Росфинмониторинга и банков» придет вторая волна нормотворчества, считает он. «Вопрос только в том, готовы ли сами участники рынка выстраивать диалог с властями в попытке выработать правила работы, устраивающие обе стороны, либо предпочтут уходить все глубже в даркнет, лишь увеличивая собственные имущественные и правовые риски».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.