in

«Криптотрейдера здесь ничего не держит». Как участники рынка отреагировали на планы ввести уголовное наказание для владельцев цифровых валют

Фото: Антон Ваганов / Коммерсантъ

Минфин готовится к следующему этапу регулирования криптовалют: министерство представило целый пакет законопроектов, включая поправки в Уголовный кодекс, которые позволят давать реальные сроки тем, кто не задекларировал свои биткоины или другую криптовалюту. Рассказываем о том, как должен выглядеть рынок цифровых денег по версии государства и как на такие перспективы смотрят криптотрейдеры.

До трех лет за биткоины

Государство твердо намерено вывести сектор криптовалют из тени под предлогом того, что они часто используются для отмывания денег, полученных преступным путем. Представленные Минфином поправки обязывают физические лица и организации отчитываться в налоговые органы о сумме криптовалют на счету и проведенных операциях. Важное условие — декларировать свои криптовалютные активы придется только тем, кто за календарный год провел операций более чем на 600 миллионов в рублевом эквиваленте. За непредоставление деклараций вовремя предусмотрен штраф в размере 50 тысяч рублей, а попытки сокрытия информации о сделках с криптовалютой будут наказываться штрафами, привязанными к доходам от операций.

Но наибольший резонанс вызвали поправки в УК, вводящие уголовное наказание для незаконопослушных трейдеров. Тем, кто в течение трех лет больше двух раз предоставил неверные данные или не отчитался вовсе, может грозить до трех лет тюрьмы (если операции с криптовалютой превысили сумму в 45 миллионов рублей). Также в качестве наказания могут применяться исправительные работы. Кроме того, вводятся штрафы до миллиона рублей за попытку оплатить криптовалютами товары или услуги.

Жесткие меры в отношении владельцев криптовалюты — продолжение ранее взятого российскими властями курса. В июле Госдума в окончательном третьем чтении приняла закон «О цифровых финансовых активах», тогда же документ подписал президент Владимир Путин. Уголовной и административной ответственности в нем упомянуто не было, но аналитики еще тогда предполагали, что дополнения могут последовать позднее. В законе, который вступит в силу с 1 января 2021 года, прописывалось в том числе довольно громоздкое определение криптовалюты, которая понимается как «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных». Также цифровая валюта признавалась имуществом. Из этого следует, что со следующего года чиновникам придется отчитываться о владении биткоинами, «эфиром» или другими видами криптовалют.

Стационарный обменник биткоинов в Москве. Фото: Андрей Никеричев / Агентство «Москва»
 «Ребята хотят работать легально» 

Среди участников рынка предложения Минфина вызвали по меньшей мере недоумение. В комментариях СМИ эксперты подчеркивали, что требование отчетности об операциях с криптовалютой со стороны государства звучит вполне логично и предсказуемо, но установление уголовной ответственности просто за владение электронным кошельком с определенной суммой — чрезмерно суровая мера. Ничего подобного нельзя найти и в законодательстве западных стран.

У обычных трейдеров, для которых планы Минфина стали главной новостью как минимум недели, также больше вопросов, чем ответов. «Самое интересное — почему нельзя было сделать налог на выдачу наличных? Так было бы удобней всем — и государству, и нам», — отметил в беседе с «МБХ медиа» криптотрейдер Дмитрий. По его словам, «много ребят хотят работать легально, но по адекватным условиям». Также он отметил, что значительная часть его коллег в целом относится к государству с недоверием из-за того, что оно хочет в первую очередь наложить руки на их прибыль, но даже не пытается, к примеру, бороться с мошенниками, которых на российском криптовалютном рынке развелось огромное количество. Немало там и коррупции: по утверждению Дмитрия, криптовалютные обменники сейчас часто «крышуются» силовиками.

Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

Государство со своей стороны не способствует прозрачности процесса и открытому диалогу с участниками рынка. Один из примеров, которые приводит наш собеседник — ситуация с крупнейшей криптовалютной биржей Binance. Хотя ее представители никогда не отказывались от взаимодействия с властями, в сентябре 2020 года Роскомнадзор внес сайт биржи в список запрещенных. Также сообщение о блокировке получил самый большой в СНГ обменник электронных валют MINE.exchange. В решениях судов, ставших основанием для блокировки, утверждалось, что на сайтах размещались объявления о продаже биткоинов, которые якобы запрещены к обороту на территории России. Юристы отмечают, что это не так и никакого запрета в стране нет, поэтому и блокировку расценивают как незаконную.

По словам Дмитрия, сейчас большинство криптотрейдеров не считают, что анонсированные драконовские меры будут работать на практике. Если же зарабатывать на электронных валютах станет по-настоящему накладно, игроки рынка будут искать другие пути. «Если это будет серьезный наезд, то многие просто уедут в Грузию, на Украину. Криптотрейдера здесь ничего не держит. И на Украине как раз идут к схеме налогообложения при выводе средств», — заключил Дмитрий. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.