in

Кто больше: самые громкие коррупционные дела в современной России

Уголовное дело
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Сегодня — Международный день борьбы с коррупцией. По словам главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, только среди высокопоставленных чиновников с 2011 года (когда был образован СК РФ) перед законом по таким проступкам ответили более 5,7 тысячи человек. При этом за 9 лет суды рассмотрели в общей сложности более 90 тысяч соответствующих уголовных дел. «МБХ медиа» рассказывает о самых громких коррупционных преступлениях, совершенных за это время.

Дело депутата Госдумы Вадима Белоусова
епутат Государственной Думы Вадим Белоусов во время судебного заседание об избрании меры пресечения
епутат Государственной Думы Вадим Белоусов во время судебного заседание об избрании меры пресечения. Фото: URA.RU / TASS

В начале года Генпрокуратура завершила расследование уголовного дела в отношении депутата Госдумы от партии «Справедливая Россия» Вадима Белоусова и его тещи Маргариты Бутаковой, которая ранее занимала должность главного бухгалтера ОАО «Первый хлебокомбинат» в Челябинске. По версии следствия, с 2010 по 2014 год они совместно с экс-губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем и другими получили взятку от представителей дорожно-строительного холдинга «Южуралавтобан» на сумму более 3 млрд рублей за общее покровительство при распределении госзаказов на содержание, ремонт и строительство дорог.

В конце прошлого года по ходатайству Генпрокуратуры Госдума лишила Белоусова депутатской неприкосновенности и разрешила возбудить против него уголовное дело. Его фигурантам грозит до 15 лет лишения свободы. Парламентарий находится под подпиской о невыезде и не признает вину, а бывшего главу региона в 2017 году объявили в международный розыск и заочно арестовали. Михаил Юревич покинул Россию и сейчас находится в Великобритании, которая отказалась выдавать его российским правоохранительным органам.

Дело полковника МВД Дмитрия Захарченко
Дмитрий Захарченко во время оглашения приговора в суде
Дмитрий Захарченко во время оглашения приговора в суде. Фото: Сергей Савостьянов /Т АСС

В сентябре 2016 года полковника МВД и бывшего сотрудника управления «Т» Главного управления экономической безопасности и борьбы с коррупцией Дмитрия Захарченко задержали за получение взятки и злоупотребление должностными полномочиями. Ему вменяли три эпизода возможной преступной деятельности: получение денег от владельца сети ресторанов La Maree Меди Дусса, получение 7 млн рублей от экс-руководителя и совладельца компании «Русинжиниринг» Анатолия Пшегорницкого и около 800 тыс. рублей в виде путевки на отдых от бизнесмена Авшолума Юнаева. Так же его обвинили в противодействии следствию – офицер якобы предупредил владельцев обанкротившегося «Нота-банка» о готовящейся проверке.

Позднее при обыске в его квартире оперативники обнаружили сумму в долларах и евро, эквивалентную девяти миллиардам рублей. Помимо этого, у Захарченко и членов его семьи обнаружили 13 квартир, 14 машиномест в элитных районах Москвы, четыре автомобиля, слиток золота весом 500 грамм, а также часы Rolex и различные драгоценности. В августе 2018 года все имущество семьи полковника обратили в доход государства.

В июне прошлого года Пресненский суд Москвы приговорил Захарченко к 13 годам лишения свободы и к штрафу в 117 миллионов рублей. Его также лишили госнаград и звания. Однако осенью 2019 года Мосгорсуд смягчил приговор до 12 лет и 6 месяцев, исключив из обвинения признак «совершение преступления группой лиц по предварительному сговору».

Дело трех полковников ФСБ
Сотрудник ФСБ
Сотрудники Федеральной службы безопасности России. Фото: RIA Novosti archive, image #421316 / Andrey Stenin / CC-BY-SA 3.0

Бывшего начальника банковского отдела Управления «К» ФСБ Кирилла Черкалина задержали весной прошлого года в рамках уголовного дела о превышении полномочий и получении взяток в особо крупных размерах. По версии следствия, полковник брал деньги у банкиров за улаживание проблем с Центробанком и участвовал в махинациях с жильем. Его обвиняют в получении взятки на общую сумму 850 тысяч долларов от бывшего владельца КБ «Транспортный» Александра Мазанова за «покровительство». Кроме того, ему и еще двум сотрудникам службы собственной безопасности спецслужбы Андрею Васильеву и Дмитрию Фролову инкриминируют мошенничество на сумму 490 млн рублей в отношении застройщика Сергея Гляделкина.

При обысках в квартирах полковника ФСБ и двух его бывших коллег нашли 12 млрд рублей, многочисленные драгоценности, коллекции часов элитных марок, акции и другие ценные бумаги. Черкалин заявил, что часть денежных средств принадлежит замглавы Агентства по страхованию вкладов Валерию Мирошникову, который, по словам полковника, был автором преступных схем. Он уехал из страны после ареста Черкалина. Летом 2019 года Черкалин признал вину и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве. При этом Фролов и Васильев вину отрицают.

В ноябре 2019 года Головинский суд столицы частично удовлетворил иск Генпрокуратуры к Черкалину и его родным и изъял у них имущество на сумму 6,3 млрд рублей, которое было затем реализовано, а полученные средства были возвращены в российский бюджет. Среди проданных ценностей оказались пять квартир в Москве, два загородных дома, два автомобиля «Порше». Также Генпрокуратура арестовала и обратила в бюджет государства 810 млн рублей, 72,75 млн долларов и 8,5 млн евро. Сам Черкалин согласился отдать все, попросив оставить лишь золотые запонки, которые ему подарили. Следствие продолжается.

Дело экс-министра экономического развития  
Алексей Улюкаев в суде
Алексей Улюкаев в суде. Фото: Михаил Почуев / ТАСС

В ноябре 2016 года по подозрению в получении взятки наличными в размере $2 млн (около 126 млн рублей по курсу на 2016 год) задержали бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева. По версии следствия, деньги высокопоставленный чиновник получил за выданную Минэкономразвития положительную оценку сделки, позволившую «Роснефти» приобрести государственный пакет акций компании «Башнефть».

Сам Улюкаев утверждал, что дело сфабриковали, его подставили, а все обвинение основано только на показаниях главы «Роснефти» Игоря Сечина. К слову, он ни разу не пришел в суд, хотя его приглашали для дачи показаний. Улюкаев даже просил суд отправить в Следственный комитет материал о проверке в отношении Сечина по подозрению в ложном доносе. 

Комментируя арест Улюкаева, Владимир Путин назвал случившееся «печальным фактом», а Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост премьер-министра, – «тяжелым событием для власти и для правительства». При этом, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, Путин был в курсе ведущихся вокруг Улюкаева оперативных действий. 

Экс-министра приговорили к восьми годам колонии строгого режима и штрафу в 130,4 млн рублей.

Дело губернатора Сахалина
Александр Хорошавин
Александр Хорошавин. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Губернатора Сахалина Александра Хорошавина задержали в марте 2015 года по делу о получении взятки в размере  $5,6 млн (около 319 млн рублей по курсу 2018 года) при заключении госконтракта на строительство одного из блоков Южно-Сахалинской ТЭЦ. В ходе обыска у него обнаружили около миллиарда рублей в разных валютах, а также 800 дорогостоящих украшений и ручку стоимостью 36 миллионов рублей. В итоге суд изъял у семьи губернатора имущество на 1,8 миллиарда рублей.

Следствие считает, что Хорошавин создал организованную преступную группу, в которую вошли зампред правительства Сахалинской области Сергей Карепкин и советник губернатора Сахалинской области Андрей Икрамов. С 2009 по 2015 год они получили от восьми предпринимателей взятки на общую сумму 522 млн рублей. Эти деньги от подрядчиков по строительству дорог в Сахалинской области и учебного заведения в Южно-Сахалинске они получали за своевременную оплату работ по госконтракту на строительство объекта энергетики, за общее покровительство по службе и оказание мер государственной поддержки, за выдачу разрешения на вылов рыбы, а также за получение субсидии на строительство животноводческого комплекса. Полученные деньги переводились на счета компаний в офшорах, зачислялись на банковские карты и обменивались на иностранную валюту.

В феврале 2018 года суд признал Хорошавина виновным во взяточничестве и приговорил к 13 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Дел о коррупции становится больше

В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией глава СК Александр Бастрыкин рассказал, что с 2011 по 2020 годы государству и потерпевшим от действий коррупционеров россиянам вернули почти 34 миллиарда рублей. При этом за девять лет в суд передали свыше 90 тысяч дел, связанных с коррупционной деятельностью, а за последний год сумма возмещений по таким преступлениям превысила два миллиарда рублей. Кроме того, в 2020 году правоохранительные органы арестовали имущества обвиняемых более чем на восемь миллиардов.

Глава Следственного комитета также отметил, что с начала 2020 года Следственный комитет возбудил 15 217 уголовных дел о коррупции, что на 4% больше, чем в прошлом году.

Бастрыкин назвал коррупционные преступления «транснациональной проблемой, которая снижает доверие к власти и инвестиционную привлекательность государства, то есть замедляет социально-экономическое развитие в целом».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.