В деле о «массовых беспорядках», возбужденном в связи с протестной акцией 27 июля, уже 14 фигурантов. Один из них Даниил Конон, 22-летний студент МГТУ им. Баумана. Он был сборщиком подписей в избирательном штабе незарегистрированного кандидата Ивана Жданова. Конону вменяют участие в «массовых беспорядках», его арестовали до 27 сентября. В его защиту, подобно «ВШЭ за Егора Жукова», выступила инициативная группа, поддерживающая Даниила. Участники группы, студенты и выпускники Бауманки рассказали «МБХ медиа», зачем Даниилу поддержка, почему преподаватели и руководство вуза молчат, а инициативную группу организовали и координируют студенты ВШЭ, а не Бауманки.
Инициативная группа
Если за фигуранта дела, студента Егора Жукова, вступилась подавляющая часть сообщества как студентов, так и преподавателей ВШЭ, то Даниил Конон никакой официальной поддержки от МГТУ им. Баумана, где он учится на факультете «Машиностроительные технологии», не получил.
Первое письмо в поддержку Даниила Конона появилось на сайте независимого студенческого издания DOXA, основанного студентами Высшей школы экономики. Оно было направлено ректору вуза Анатолию Александрову, подписавшиеся под ним требовали, чтобы университет оказал поддержку своему студенту и выступил против такой строгой меры пресечения как арест. Кроме того, авторы требовали поднять вопрос об основаниях для возбуждения уголовного дела. Сейчас под письмом оставили свои подписи около 1700 человек.
Примерно тогда же появилась инициативная группа «Даниил Конон — поддержка». Ее координатор, студентка образовательной программы «социология» НИУ ВШЭ Анастасия, рассказала «МБХ медиа», что организовывали группу сначала студенты Вышки:
«Когда появилась новость о Дане, стало понятно, что у него не будет такой поддержки, как у Егора, поэтому мы решили собраться. Армен (Арамян, основатель и редактор независимого студенческого издания DOXA. — “МБХ медиа”) искал людей из Бауманки по разным чатам, знакомых из Бауманки. Так появилась инициативная группа».
По словам Анастасии, у нее много друзей и знакомых из Бауманки — именно через них она искала студентов вуза, готовых стать участниками инициативной группы. Позже из желающих помочь Даниилу образовался чат в телеграмме. Сейчас в нем около двухсот человек.
Студентка рассказала, в группе занимаются в основном сбором поручительств за Даниила Конона. С юридической точки зрения поручитель гарантирует, что в случае изменения меры пресечения Даниил не будет скрываться от следствия и будет являться в суд — иначе поручитель рискует выплатить штраф. Поручительства собирают в разных местах Москвы, в кафе и барах — собрали уже больше 120 обязательств.
Кроме того, говорит Анастасия, инициативная группа выходит на одиночные пикеты, распространяет информацию о Данииле и собирает деньги на залог. Внести залог вместе с собранными поручительствами и открытым письмом в поддержку Конона собираются уже 15 августа, на апелляции по решению об аресте студента.
Почему студенты Вышки помогают бауманцам
Отвечая на вопрос, почему организацией помощи Даниилу стали заниматься студенты Вышки, Анастасия, координатор группы, объясняет:
«Человек не должен оставаться один на один со всем этим. Вокруг него было очень много знакомых, которые хотели его поддержать, но не знали, как это сделать. Например, как связаться с мамой или адвокатом. Делать это централизованно гораздо легче, чем если бы каждый делал это по отдельности».
Редактор DOXA и студентка школы философии НИУ ВШЭ Анастасия Николаенко, сама подписавшая поручительство за Конона, добавляет:
«Я думаю, в Бауманке просто никогда не встречались с такими кейсами, не кооперировались и не занимались ничем подобным. И тут, когда у них впервые появилась такая проблема, они, может быть, не знают, как с ней справляться».
Студенческое издание DOXA, основанное студентами Вышки, не только опубликовало открытое письмо со сбором подписей в поддержку Конона. Редакторы журнала помогали искать студентов Бауманки, чтобы те имели возможность от своего имени напрямую обращаться к ректору и руководству вуза, и организовывали сбор поручительств за Даниила на своих мероприятиях.
Николаенко считает, что объяснить, почему бауманцам приходится «помогать» с кампанией поддержки Даниила Конона, можно разными научными интересами студентов, обучающихся в двух вузах.
«В Бауманке ты какими-то техническими науками занимаешься, и ты можешь быть отстранен от какой-то политической жизни. А в Вышке вся активистская деятельность выстраивается вокруг социально-гуманитарных факультетов. И большинство людей, которые выступают и проявляют инициативу, занимаются чем-то околополитическим — социологией, политологией, философий и прочее. Потом подключаются остальные», — говорит студентка.
«Мне кажется, нет никаких отдельных студентов Вышки или Бауманки — есть все студенты, которые должны друг друга поддерживать, друг за друга вступаться. И здесь не должно быть делений вроде Жуков — это наши, а бауманцы нет. Мы все в одной лодке», — объясняет позицию журнала Николаенко.
Поддержка бауманцев
Сейчас, по словам Анастасии, в инициативной группе часть участников составляют студенты ВШЭ, часть — Бауманки. Как она рассказала «МБХ медиа», многие поручительства оставили именно студенты и выпускники МГТУ им. Баумана: «Много собрали в первый день, когда пришли бауманцы, причем и студенты, и выпускники. В первые два дня от них собрали около шестидесяти поручительств».
Даниил, студент факультета роботехники и комплексной автоматизации МГТУ им. Баумана, в разговоре с «МБХ медиа» рассказал, что его в инициативную группу позвали «вышкинцы». По его словам, его удивило, что за Егора Жукова заступилось большое количество людей, а остальным фигурантам такой поддержки не оказывалось. «Поэтому, когда мне предложили помочь Даниилу, я, конечно, сразу согласился и начал принимать активное участие», — рассказывает студент.
По словам Даниила, с Кононом у него есть общие друзья и приятели, но лично они не знакомы. Однако о его деле, говорит бауманец, он читал наряду с другими фигурантами.
«Я давно следил за теми, кого задерживают и арестовывают. Меня очень злило, что так неправомерно абсолютно, через закон, который не относится к этому делу — не было никаких массовых беспорядков, — человека могут посадить», — объясняет свое участие в инициативной группе Даниил.
Открытое письмо выпускников Бауманки
Кроме студентов, открытое письмо с требованием к власти обеспечить соблюдение законности опубликовали в «Новой газете» члены Клуба Императорского Технического Училища — престижного клуба успешных выпускников МГТУ им. Баумана.
Президент клуба Анатолий Долголаптев, экс-зампред Совета Федерации ФС РФ и доктор технических наук, рассказал «МБХ медиа»: «Никто из нас не знает Конона. Мы выступаем не просто за Конона — мы не знаем, есть ли в его действиях нарушение закона, — мы выступаем за законность абсолютно во всех действиях. И, к сожалению, правоохранительные органы не способны на это сегодня. Только позиция власти может их заставить соблюдать закон. Все остальное бессмысленно — такая позиция клуба».
Долголаптев не знает, есть ли какая-то реакция со стороны университета, и собирается ли руководство поддерживать Даниила. Однако он отметил, что не считает возможным подталкивать кого-то к подобным действиям или поднимать такой вопрос в разговорах с руководством: «Если вы посмотрите, нашему клубу 25 лет. Мы все уже были достаточно статусные люди, состоявшиеся во всех смыслах, когда создавали этот клуб. А теперь мы все просто помудрели. И, увидев, что такое либеральное пришествие в первый раз, мы совершенно точно понимаем, что мы не за это. Не за то, чтоб заниматься продвижением нынешних каких-то либеральных лидеров. Мы за то, чтобы была законность во всем».
Долголаптев не считает, что Конона задержали незаконно. Однако он подчеркнул, что клуб видит нарушения закона при задержаниях и арестах и настаивает на соблюдении закона со стороны правоохранительных органов.
«Отец Егора Жукова член нашего клуба. Мы знаем его как великолепного профессионала, честного человека и патриота, все эти годы. Мы знаем, что в этой семье просто не может быть воспитан плохой человек. Поэтому нас возмутило, что таких людей запросто “заметают”. Это означает, что нынешняя власть разучилась отличать своих добропорядочных граждан от всякой нечисти. И вот это очень опасная ситуация, которая требует строгого действия по закону», — добавляет президент клуба.
Почему молчат преподаватели и руководство вуза
Анастасия, координатор инициативной группы, признается: со студенческими организациями МГТУ им. Баумана — профсоюзом и студсоветом — договориться о поддержке активистам не удалось.
«Некоторые студенты Бауманки пытались связаться с представителями профсоюза, студсовета. Они отказались какую-то поддержку оказывать. Сказали, что профсоюз аполитичен, он не хочет в этом участвовать».
Несмотря на то, что, по словам его мамы Натальи Конон, Даниил сам был членом университетского профсоюза, от лица университета за него никто не «вступился». Единственный паблик, согласившийся распространять информацию о поддержке Конона — паблик студенческих мемов Bauman memes. От руководства и преподавателей никаких заявлений тоже не поступало, хотя своего студента Егора Жукова Высшая школа экономика поддержала.
«Я не знаю, как в Вышке, а у нас ректор (Анатолий Александров — «МБХ медиа») был доверенным лицом президента на выборах», — объясняет Даниил, студент Бауманки, член инициативной группы. По его словам, большинство преподавателей и сотрудников вуза не хотят выступать в защиту Конона.
«Я разговаривал со многими преподавателями, пытался уговорить их подписать хотя бы открытое письмо — сам по себе абсолютно невинный акт. И даже это они делать отказывались. А от поручительств они вообще отнекивались, и ответы были такие, что мне было страшно их слышать: “Зачем мне рисковать, это того не стоит”», — рассказал студент «МБХ медиа».
Даниил признается, у него нет ощущения, что сверху на преподавателей оказывается какое-то давление: «Это какая-то самоцензура. Преподаватели не вступились просто потому, что им страшно. Многие говорили, что хотели бы его поддержать, но боятся».
Отказался выступить с поддержкой Конона и декан факультета, на котором он учится, Алексей Игнатов.
«Он сказал, что есть какая-то официальная бумага, которую университет посылает в МВД в такой ситуации, и что этого будет достаточно, — рассказывает Даниил. — Хотя, конечно, всем очевидно, что это просто такая отписка, которая ни на что не влияет».
Студент Бауманки считает, что поддержка университета могла бы сильно повлиять на ситуацию:
«Очень сильно увеличило бы огласку, если бы это было сверху, была бы информационная поддержка. Если бы университет распространял информацию, это изменило бы отношение многих студентов».
Даниил считает, что нынешняя позиция вуза проецируется на всех остальных членов университета: в социальных сетях люди часто не поддерживают Конона. Говорят, что, если он не хотел ареста, то не должен был выходить на улицу высказывать свое мнение. «Как говорится, рыба гниет с головы», — добавляет Даниил. Член инициативной группы уверен: если бы университет официально поддержал Конона, таких комментариев не было бы.