Законопроект, запрещающий высказывать «явное неуважение» к государству и властям, внесли в Госдуму те, кто уже не раз пытался законодательно ограничить свободу слова. Рассказываем, кто эти люди.
В 2014 году член Совета Федерации Андрей Клишас предложил ввести уголовную ответственность за неоднократное нарушение правил проведения публичных мероприятий, то есть митингов, шествий, демонстраций и пикетов. По этой статье можно, например, признать виновным Алексея Навального, который уже несколько раз отбывал административный арест за организацию митингов.
Клишас, председатель Либеральной платформы «Единой России», не раз становился инициатором подобных изменений в законодательстве. Например, в 2016 году он был одним из тех, кто предлагал запретить каким-либо образом изменять текст или музыку гимна России. Установить уголовную ответственность за умышленное гимна Госдума не согласилась, законопроект свернули.
Еще один автор документа, переданного сегодня в Госдуму — сенатор Людмила Бокова. Она и раньше несколько раз становилась соавтором Клишаса. Вместе они, в том числе, совершенствовали положения законодательства об иностранных агентах. Однако большинство инициатив Боковой не реализуется. К декабрю 2017 года из 53 предложенных ею законопроектов одобрены всеми инстанциями 14.
Вместе с членами Совфеда законопроект подготавливал депутат Госдумы последних трех созывов Дмитрий Вяткин. В 2012 году он был одним из авторов законопроекта об административной ответственности для СМИ за использование нецензурной брани в публикациях. Вяткин также поучаствовал в законодательном регулировании правил проведения митингов.
Все подписавшие законопроект, который считает неуважение к властям, государству и государственным символам преступлением, имеют большой опыт законодательной борьбы с неугодными им СМИ, политиками и организациями.
В России и раньше запрещали высказывать недовольство. Уголовный кодекс РСФСР содержал практически идентичную внесенному законопроекту 190-ю статью. В ней запрещалось «распространение в устной форме заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно изготовление или распространение в письменной, печатной или иной форме произведений такого же содержания». Ее нарушение наказывалось лишением свободы до трех лет или штрафом.
По этой статье сели, в том числе, все участники «Демонстрации семерых», за исключением Натальи Горбаневской и Виктора Файнберга, которых экспертиза признала невменяемыми, и Татьяны Баевой, которой удалось избежать наказания.
Эти демонстранты, вышедшие на Красную площадь 25 августа 1968 года с плакатами «За вашу и нашу свободу!» и «Позор оккупантам», таким образом выступили против ввода советских войск в Чехословакию. Они, как сами потом рассказывали, прекрасно понимали тогда, что им не удастся избежать уголовного преследования.
Когда в этом году родственники, наследники и оставшиеся в живых участники «Демонстрации семерых» встретились у Лобного места, чтобы отметить пятидесятилетний юбилей акции, многие говорили о том, что лозунги полувековой давности не потеряли своей актуальности. Теперь, возможно, в России появятся и уголовные статьи, по которым эти лозунги будут проходить.