in

Кутузовский проспект: почему спецполоса для чиновников приводит к смертельным авариям

ДТП на Кутузовском проспекте. Фото: Михаил Почуев / ТАСС

Кутузовский проспект остается одной из самых аварийных улиц в Москве — во многом из-за того, что стал излюбленным местом для тех, кому нравится погонять по ночам. Стандартный сценарий аварий на этом участке — летящий на скорости больше 100 км/ч водитель не справляется с управлением, вылетает на встречную полосу и сталкивается в лоб с другой машиной. Все предложения по модернизации этого участка упираются в противодействие спецслужб: Кутузовский — часть спецтрассы, соединяющей Новый Арбат и Рублевское шоссе.

Центр организации дорожного движения и ГИБДД включили Кутузовский проспект в список самых опасных дорог в Москве. Вместе с Кутузовским в список попали МКАД, Варшавское шоссе, Ленинский проспект, Профсоюзная улица, Дмитровское шоссе, Волгоградский проспект и Шоссе Энтузиастов. На этих магистралях за девять месяцев 2018 года произошло порядка 1150 аварий, основная их причина — превышение скорости. Только за февраль 2019 года на Кутузовском произошло минимум пять ДТП со смертельным исходом.

Аварии на Кутузовском — не новость уже давно. За 2011 год на этом участке произошло 86 аварий, в которых погибли 14 и пострадали 96 человек. В 2015 году ГИБДД называл Кутузовский самой аварийной улицей Москвы. В 2013 году на пересечении Кутузовского проспекта и ТТК погиб вице-премьер Дагестана Гаджи Махачев: он ехал по выделенной полосе для спецтранспорта, зацепил пластиковое ограждение, вылетел на встречку и врезался в микроавтобус.

Координатор движения «Синие ведерки» Иван Кузнецов называет основными причинами смертельных ДТП на трассе отсутствие камер, замеряющих скорость движения, и отбойников — встречные потоки разделены двумя метрами асфальта. «Стоит проехать по Кутузовскому ночью, чтобы понять — меньше 100-120 км/ч тут никто не ездит», — рассказывает активист. Девятиполосная магистраль без камер, зато с отличным асфальтом, привлекает любителей погонять и обычных граждан, которые, обгоняя поток, нарушают скоростной режим.

Все эти причины можно объединить в одну: статус спецтрассы. Кутузовский проспект — часть трассы специального назначения, включающей Новый Арбат и Рублевское шоссе. По сути, это главная трасса страны, построенная в 50-х и соединяющая Барвиху с Боровицкими воротами — государственные резиденции и элитные поселки, где традиционно селятся первые лица государства, с их местами работы: Домом Правительства, Старой площадью и Кремлем.

Трасса специального назначения — это дорога, по которой регулярно ездят первые лица государства, такой статус сейчас есть у 224 улиц в Москве, причем не только у больших магистралей, но и обычных улиц в центре города. Согласно инструкции «О проведении охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в г. Москве», которую разработали столичные власти, эти трассы находятся под наблюдением ФСО, и чиновники должны согласовывать с ведомством любые изменения на этих улицах.

Кутузовский проспект. Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС

Такие трассы московским властям предписано ремонтировать в первую очередь, а ГИБДД может ограничивать движение по ним для проезда спецтранспорта — автомобилей первых лиц государства. Автомобили, которые могут помешать проезду спецтранспорта, ГИБДД быстро эвакуирует. Особый статус магистрали накладывает дополнительные обязанности на жилищные компании и даже частный бизнес: «чердачные, подвальные и пустующие помещения, а также слуховые окна, выходящие на магистрали особого назначения, должны содержаться постоянно закрытыми, опломбированными или опечатанными». А частные компании, находящиеся на этой улице, должны по требованию силовиков предоставлять полные списки персонала с анкетными данными.

С ФСО нужно согласовывать даже работы по благоустройству: вплоть до установки рекламных щитов и биотуалетов — не говоря уже о таких изменениях, как установка отбойников, которые могли бы снизить смертность аварий. Основная из особенностей этой спецтрассы — выделенная осевая полоса, разделяющая встречные потоки. Проезд по ней разрешен спецтранспорту, чиновники часто объезжают по ней пробки в час-пик. Из-за этого на Кутузовском не устанавливают отбойники, и аварии с выездом на встречную полосу заканчиваются смертельно. Более того, в 2016 году на этой разделительной полосе автомобиль с номерами Минобороны сбил сотрудника ГИБДД.

По мнению координатора «Синих ведерок» Ивана Кузнецова, отбойники бы помогли решить проблему высокой смертности: «При любой аварии, особенно на большой скорости, водитель пытается уйти от столкновения — направо или налево, где другие участники движения ездят тоже на приличной скорости». Отбойники не позволяют при таких маневрах вылетать на встречку и снижают вероятность смертельного исхода.

Предложение модернизировать Кутузовский еще в 2016 году высказывал депутат прошлого созыва Госдумы Андрей Крутов. Он предлагал сузить крайние полосы (сейчас их ширина пять метров), а из одной разделительной полосы сделать две по 3,5 метра каждая. По мнению депутата, спецполосы нужно ограничить отбойниками с обеих сторон — это разделит потоки движения на три части и сделает невозможным выезд на встречные полосы.

Несмотря на все предложения, устанавливать отбойники на Кутузовском не собираются. По мнению профессора Высшей школы экономики Сергея Медведева, главная функция Кутузовского — не безопасный транзит граждан, а удобный проезд чиновников: «специально отобранные сотрудники ГИБДД на ней следят не столько за безопасностью движения, сколько за соблюдением властной иерархии при проезде по осевой». Профессор считает, что осевая полоса олицетворяет вертикаль власти, сословное общество, где обычным людям недоступны такие привилегии, как езда без пробок или даже просто безопасное передвижение по дорогам.

«Когда-нибудь на Кутузовском проспекте на разделительной полосе посадят траву и поставят отбойники, установят множество камер для контроля за скоростью, и можно будет ехать мимо его блестящих витрин, богатых фасадов и деревьев в огоньках, не опасаясь за собственную жизнь, — пишет Медведев. — Но это будет в другой, параллельной, человечной России — а до тех пор спецтрасса, созданная не для народа, а для сильных мира сего, будет калечить и убивать, превращая власть и нефть в смерть в этой безжалостно точной модели российского государства».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.