in

Летучие мыши и член оленя: как коронавирус заставил говорить о проблеме торговли дикими животными

Рынок в Ухани, январь 2020 год. Фото: Hector Retamel / AFP / East News

Существует конспирологическая теория о коронавирусе, искусственно созданном в тайных лабораториях то ли Китая, то ли США. В действительности над его созданием «работала» целая индустрия и миллионы человек: рынки диких животных и любители деликатесов в Китае. Ученые считают, что вирус имеет биологическое происхождение, по основной версии, «хозяин» очередного коронавируса — летучие мыши. «МБХ медиа» рассказывает, как для появления опасных вирусов создавались благоприятные условия и борются ли с ними в Китае. 

Белок и магия

На китайских продовольственных рынках можно встретить все: от кошек и собак до летучих мышей и панголинов. 

Современные китайцы объясняют удивительные для посторонних пищевые привычки пережитками тяжелого прошлого. «Мы раньше жили очень бедно, у нас не было такой нормальной еды, как свинина и говядина. Они были очень дорогие. Мы могли достать только диких животных, чтобы наесться. Предыдущие 200 лет — это время колонии, беднейшее время для китайцев», — рассказывает студент МГИМО из Китая Павел Ли (он попросил изменить его имя, так как «не хочет быть публичным»).

«Моя бабушка и дедушка жили в городах и были богатыми людьми. Из диких животных моя бабушка ела медведя и оленя. Они были чиновниками, и крестьяне дарили им такое. Тогда это считалось редкой и дорогостоящей едой. Многие люди хотели попробовать такую деликатесную еду. У медведей люди ели лапки, потому что они драгоценные и помогают лечить многие болезни», —  продолжает Ли.

Исторически такие вкусовые привычки складывались в ходе поиска источников животного белка, рассказывает китаист, руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги Александр Габуев: «Основная причина — это голод. Население большое, а свинина и рыба — дорого. Крестьянам они были доступны по большим праздникам. Китай — рисоводческая культура, даже на выгонное скотоводство земли всегда было мало. Чтобы есть белковую пищу, люди ловили диких животных». 

Кроме того, части диких животных в Китае наделяются магической силой, им приписываются целебные свойства в традиционной медицине.

Рынок по продаже диких животных в Ухани. Фото: Animal Equality / MEGA / East News

«Половой член считается лучшей частью оленя. Это не из-за вкуса, а из-за национальных легенд», — говорит Ли. Пенис оленя потребляется в разных видах. В продаже его можно встретить и на российских сайтах. Например, сушеный пенис с доставкой из Китая стоит 1500-3500 рублей. Также из пениса оленя делают вино, настойки, «пилюли». Все это якобы помогает мужскому сексуальному здоровью.  

«Существуют мифические представления о том, что разные животные укрепляют силу, здоровье, потенцию и так далее. В современном виде это все переплетается. И, скорее, дичь едят не для того, чтобы получать белок, потому что мясо уже вполне доступно, а из-за желания прикоснуться к магической силе и получить гастрономическое удовольствие», — говорит Габуев.

Место контакта

Эти гастрономические деликатесы, живые мыши и змеи, разделанные и живые кошки и собаки и даже “целебные” медвежьи лапы продаются на открытых рынках — таких, как рыбный рынок в городе Ухань, с которого, как мы знаем уже довольно точно, началась эпидемия COVID-19.

«Вирус, который стал исходным для нового коронавируса, циркулирует в популяции летучих мышей. Происходила мутация, которая привела к появлению антирецептора для важного рецептора, находящегося в легких у человека. Таким образом у вируса появилась возможность проникать в клетки человека. Оставалось ждать, пока этот вирус соприкоснется с человеком. Дальше произошло трагичное, но вполне логичное совпадение, так как китайцы много потребляют мышек и других животных, контактирующих с летучими мышами», — рассказывает профессор вирусологии, ведущий научный сотрудник института экспериментальной клинической медицины СО РАМН Александр Чепурнов, работавший над вакциной во время коронавируса SARS 2002-2003 годов.

«Поскольку дикие животные оказываются на рынках, они становятся ближе к человеку. Также при любой перевозке животных — в другую страну, особенно если это контрабанда, или на рынок — животных везут партиями, в стесненных условиях. Из-за этого они находятся в стрессовом состоянии, что ослабляет сопротивляемость к различным возбудителям. От одного больного животного или носителя может заразиться вся партия», — рассказывает координатор проектов по сохранению видов Всемирного фонда дикой природы Наталья Дронова.

Неизвестно, попал ли вирус к человеку непосредственно от летучей мыши или через промежуточного переносчика. Существует два пути попадания коронавируса к человеку. «Либо человек съел летучую мышь, да еще и плохо прожаренную — как известно, китайцы любят сырую еду. Либо это произошло через промежуточного хозяина. В том числе подозревают панголинов, которые очень популярны в Китае, как животные, у которых много лекарственных свойств. Используют их кожистые чешуйки», — говорит Чепурнов.

Чешуйки панголинов. Фото: Xinhua / Then Chih Wey / East News
Неработающий запрет

В конце февраля, уже во время эпидемии коронавируса, в Китае ввели постоянный запрет на употребление в пищу диких животных. До этого действовал временный запрет, введенный в начале вспышки COVID-19. Новый закон предполагает «запрет на незаконную торговлю дикими животными с целью искоренения вредной привычки употребления диких животных в пищу, а также защиты здоровья и обеспечения безопасности населения». 

В Китае скоро начнется пропагандистская кампания по полному изменению этой пищевой привычки, полагает Габуев. Страна уже официально убрала собак из списка животных, которых можно считать домашним скотом и, соответственно, употреблять в пищу, в отдельных городах запрещено есть собак и кошек. 

«Все мои приятели, молодое поколение, полностью поддерживают запрет на продажу диких животных. Мы считаем, что все это устаревшие привычки и традиции неадекватны современному миру», — говорит Ли.

Но в законе есть дыры, которые могут использовать браконьеры для торговли дикими животными, заявило общество охраны животных WCS: закон не касается торговли мехом, медицинских препаратов на основе диких животных, а также их разведения или поимки с научными целями.

После ослабления карантинных мер в Китае вновь открылись рынки с животными, написал 28 марта британский таблоид Daily Mail. Как сообщал корреспондент газеты, в городе Гуйлинь собаки и кошки продавались живьем и в разделанном виде. В городе Дунгуань корреспондент встретил рекламу продажи летучих мышей. Эти города расположены в южной части Китая.

Впрочем, даже если кошек, собак, летучих мышей и медвежьи лапы перестанут продавать на открытых рынках, не факт, что это поможет решить проблему передачи вирусов от животных к человеку.

Передаче инфекции могла способствовать антисанитария на открытых рынках. В частности на продукты могли попасть испражнения летучих мышей, рассказывал «МБХ медиа» академик РАН Александр Чучалин: «Гигиена рынков имеет большое значение, но мыши могли пролетать над продуктами ночью — за этим сложно уследить». «Обычные китайские рынки, на которых я сам был, по степени антисанитарии чуть похуже российских, но не прямо катастрофично»,  — замечает российский студент в Китае Владимир Пименов. Александр Габуев говорит, что Китай за последние годы добился значительного прогресса в борьбе с антисанитарией, на что повлияли в том числе зарубежные поездки китайцев.

В принципе, современные молодые китайцы вполне готовы к отказу от старых пищевых привычек. Ли говорит, что он и его близкие едят только свинину, курицу, говядину, баранину, а также не интересуются «лекарствами» из диких животных. «Мне как современному человеку это не интересно. Нам противно есть тех экзотических животных», — добавляет он. Однако он признается, что пробовал медведя в Санкт-Петербурге.

Рынок по продаже диких животных в Ухани. Фото: Animal Equality / MEGA / East News
Не только COVID

Forbes оценивал мировой рынок торговли дикими животными в 2010 году в размере пять миллиардов долларов. ООН оценила черный рынок в 10 миллиардов долларов в 2015 году. Существуют оценки незаконной торговли животными в 20 миллиардов долларов, также этот вид преступной деятельности сравнивают по объему с торговлей наркотиками и подделкой денег.

«Точно оценить объем рынка в Китае сложно, потому что это не очень прозрачный рынок. Это куча частных компаний, занимающихся отловом диких животных, которые продаются в основном еще живыми. Ежики, змеи, летучие мыши — все это не запрещено, может облагаться налогами. На рынке Ухани, где началась эпидемия, есть отдельная секция, где эти животные размещены в клетках и никакой ауры тайны и даркнета там нет. Этот бизнес был вполне легальный, за исключением ловли животных, занесенных в Красную книгу, которых нельзя есть. Но их тем не менее ловят и подают за стол особым гурманам, которые ценят определенное животное. Например, медвежьи лапы, которые считаются традиционным лакомством — это уже черный рынок», — говорит Габуев.

Исполнительный секретарь Конвенции о биологическом разнообразии ООН Элизабет Марума Мрема призвала ввести запрет на рынки по продаже диких животных во всем мире. По ее мнению, разрушение природы и возникновение таких эпидемий как Эбола и COVID-19 взаимосвязаны.

«Новый опасный вирус обязательно появится. От него смертность может быть гораздо выше. Нынешние 5% смертности, это не 80%, которые возможны при некоторых других потенциальных инфекциях, — говорит вирусолог Чепурнов. — Случай с новым коронавирусом должен быть использован как крупнейшие реальные учения. Нужно завести себе науку, которая сможет противостоять этому», — говорит он, добавляя, что после эпидемии SARS 2002-2003 годов в России перестали финансировать разработки, так как опасность быстро пропала, но теперь стало очевидно — это большая ошибка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.