in

«Любому материалу про Михаила Круга гарантирован успех»: создатели ИА «Панорама» о фейках, фриках и провокациях

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

 

«Трамп предложил Медведеву должность премьер-министра», «День взятия Киева стал государственным праздником в Монголии», «В Госдуме зарегистрирован законопроект о переносе столицы в Великий Новгород» — вот некоторые новости с сайта информационного агентства «Панорама». Далеко не все способны отличить их от настоящих — на удочку пародистов попадался даже телеведущий Владимир Соловьев (дважды). Мы поговорили с создателями «Панорамы» Борисом Гонтермахером и Виталием Манном и узнали, что они думают о таких случаях, как придумывают темы для материалов и не боятся ли статьи за фейковые новости.

 

— Новости «Панорамы» периодически принимают за чистую монету даже известные политики и журналисты. Какой случай из таких вам больше всего запомнился?

Главный редактор «Панорамы» Борис Гонтермахер: Всё хотим создать картотеку подобных событий, потому что все уже и не упомнишь. На мой взгляд, наиболее комичным был случай с Андреем Карауловым. Не проверив информацию, в лужу садились многие, но нафантазировать свою встречу с нашим вымышленным персонажем додумался только он.

 

Редактор «Панорамы» Виталий Манн: Такое происходило неоднократно, некоторые случаи даже уже не припомнить, но самый замечательный был с Владимиром Соловьевым, который за одну неделю повелся сразу на две наши новости. Причем первая новость и публичное высмеивание его за конфуз не помогли ему не попасться на удочку «Панорамы» во второй раз. По хронологии сначала он поверил, что китаец в Париже избил американца за отрицание роли СССР в победе на Третьим рейхом. Вторая новость была о том, что глава «Ельцин-центра» Дина Сорокина помогла дизель-генераторами и палатками протестующим против строительства храма в Екатеринбурге. Еще запомнился критический пост в фейсбуке бывшего украинского премьера Николая Азарова, поверившего, что евродепутаты от Украины и Литвы не пускали в туалет российского представителя в ПАСЕ.

 

— Когда вы создавали «Панораму», вы этого и ожидали или все-таки это вас удивляет?

Борис Гонтермахер: Изначально мы такого успеха, конечно, не ожидали. Не то, чтобы так сомневались в своих силах, просто старались не загадывать раньше времени, да и вообще об этом мало думали — тот случай, когда процесс интереснее результата. Но «Панораме» месяц назад исполнилось уже два года. За такое время, конечно, ко всему привыкаешь, поэтому новые случаи уже вызывают более сдержанную реакцию.

 

— Как и почему вообще появилась «Панорама»?

Борис Гонтермахер: Основные вещи — название и «история» — появились летом 2017 года. Я изложил все это коллеге Виталию Манну, он сказал: «Делаем!» Формат мы обсуждали и ранее, здесь все было ясно. Это само собой родилось — когда беседуешь о новостной повестке, зачастую достаточно идиотской, рождаются какие-то шутки, хохмы через экстраполирование ситуации, додумывание того, что будет дальше. Так что завернуть это все в формат якобы серьезного СМИ было делом очевидным.

И к зиме 2017-го мы запустились. Долго писать в стол не пришлось — тогда про суть сайта еще никто не знал, предупреждающие плашки о сатирическом издании на видных местах появились чуть позже, поэтому первые материалы почти все разлетелись очень быстро.


— Как появляются идеи для новостей и как вы отбираете их для сайта?

Борис Гонтермахер: Я стараюсь учитывать два фактора. Первое — потенциальная «вирусность» материала. Это в первую очередь то, как он ложится на мироощущение определенных групп, какие эмоции у них вызывает. Второе — насколько это кажется забавным с субъективной стороны. Иногда есть материалы, которые совершенно не имеют успеха, но мне нравится их писать и нравится, что из комментаторов два-три человека, может быть, найдут те или иные отсылки в тексте. Это для себя и для своих. А есть другие материалы — их пишешь и ожидаешь хорошего распространения. Настолько хорошего, что через пару дней тебе твои знакомые, не знакомые с «Панорамой», их же пришлют как настоящую новость. Нередко так и получается.

 

Виталий Манн: Идеи появляются двумя путями: либо что-то просто приходит в голову, либо в качестве реакции на какие-нибудь актуальные события. Иногда новости приходят в Общественную приемную на сайте. Отбор тоже происходит по субъективным критериям, исходя из того, что кажется смешным мне или Борису Гонтермахеру — либо же, наоборот, кажется очень правдоподобным. Приоритет отдаем материалам на злобу дня, но достаточно качественным.

 

— В «Общественную приемную» приходят новости от читателей или подавляющее большинство материалов пишут постоянные авторы?

Борис Гонтермахер: В «Общественную приемную» приходит крайне много материалов, но проходят в итоге единицы. Зачастую от них только заголовок и имя автора идеи остается — Виталий переписывает все начисто.

— По вашим наблюдениям, какие новости лучше всего читают, на какие темы и с какими действующими лицами?

Борис Гонтермахер: Парадоксально, но практически любому материалу про Михаила Круга гарантирован успех, это если говорить о действующих лицах. В остальном заметно популярнее те тексты, которые попадают в тренды. Часто успех имеет социальная сатира на злободневные темы — новые налоги, новые запреты. И, конечно же, котоламповые, если не сказать грубее, истории. О том, как мужик разбил Range Rover соседа в качестве контрсанкций, или как американская SJW-туристка грохнулась в обморок в Домодедово.

 

Виталий Манн: Какой-то стабильности нет. В определенные моменты свои тренды. Сейчас вот неожиданно хорошо идут новости о президенте Туркменистана и более ожидаемо о Грете Тунберг. В целом, длительную популярность удается удерживать Герману Стерлигову и Михаилу Кругу. Еще нашим читателям левого толка нравятся новости из серии «Китай — социальное государство». Многие до сих пор верят, что там бесплатный бензин и уменьшили пенсионный возраст.

— Есть ли какие-то темы, на которые вы никогда не будете писать?

Борис Гонтермахер: Нельзя сказать, что все 100% наших новостей сатирические — некоторые просто экстраполируют существующую повестку, утрируют ее, являются своего рода пародией на реальность или тревожным прогнозом на ближайшее будущее. Но даже несмотря на это, мы точно не будем идти «в лоб» и публиковать материалы в духе «США начали бомбить Иран» — пустые, бессмысленные провокации, призванные только собрать трафик.

Нельзя сказать, что мы не любим черный юмор. Наоборот, любим. И материалов в таком духе выходит немало. Но и здесь нужно знать меру — ни за что не пришло бы в голову, скажем, шутить над свежими или слишком врезавшимися в сознание трагедиями. Черный юмор ≠ чернуха.

Виталий Манн: Для меня это, прежде всего, какой-то политический заказ или темы, которые могут навредить людям. Например, медицинские рекомендации, ведь есть люди, которые думают, что мы такое же информагентство, как ТАСС. И вряд ли мы будем шутить ниже пояса, это наше внутреннее ограничение.

 


— Не боитесь статьи за фейковые новости, которая появилась в прошлом году?

Борис Гонтермахер: У нас достаточно четко оговорен характер материалов сайта, в том числе даже в логотипе.

— Было ли уже какое-то столкновение с ней? Вдруг вам кто-то ей угрожал из, например, людей, которые приняли ваши новости за настоящие и публично сели в лужу?

Борис Гонтермахер: Если нам поступят такие угрозы от публичных, широко известных людей, мы об этом молчать не будем. Но мало кто хочет бодаться с заведомо пародийным сайтом, поскольку за этим сразу же выплывает тот факт, что человек сам не проверил информацию, возможно, даже читал ее прямо на «Панораме» и не увидел два предупреждения о характере материалов. И это, конечно, выставляет его не в лучшем свете — гораздо проще признать свою ошибку и посмеяться над собой. Это нередко вызывает уважение даже со стороны оппонентов.

А вот более дремучая публика порой настолько погружена в грезы о тотальной цензуре, что грозится писать в ЦК, чтоб нас там просветили, растревожить общественность и все такое прочее. Но это редкие фрики — в подавляющем большинстве у нас народ, к счастью, еще адекватен.

— Как к проекту относятся ваши друзья, родственники, знакомые? 


Борис Гонтермахер: Все те люди, мнение которых меня действительно волнует, проект оценили положительно. Среди знакомых встречались и отрицательные мнения, может быть, один или два случая, но я уже даже не могу точно вспомнить, кто именно и что высказывал.

— Бывало ли такое, что вам говорили, что «Панорама» усугубляет проблему дезинформации и фейковых новостей? Что вроде бы ТВ критикуют за то, что они выдают фейк за фейком, заходишь в интернет — а там то же самое, надо потрудиться, чтобы отличить настоящую информацию от ложной.

Борис Гонтермахер: Не слышал такого от друзей, но читатели не раз высказывали подобную точку зрения. И я не раз отвечал: если посмотреть на надпись «Сатирическое издание» в логотипе или почитать дисклеймер под текстом новости для кого-то настолько сложно, то такому человеку, если он, конечно, не хочет жить в мире-симулякре, лучше вообще забыть, как выглядят буквы и звучат слова. Или научиться все-таки проверять информацию. Потому что если даже наши новости-пародии, создаваемые смеха ради, так на этого человека действуют, то что говорить о тех людях, силах или организациях, кто всерьез захочет повлиять на его мнение в каких-то своих целях? У них все получится. И, надо понимать, уже получается.

Виталий Манн: Из моих родственников не все и знают о проекте, но кто знает, относится хорошо. Во всяком случае никто не говорил ничего плохого. О проблеме дезинформации говорили, но не родственники, а различные персонажи в соцсетях, но с каждым днем их все меньше или на глаза не попадаются.

По поводу настоящей информации и ложной, то сегодня ее часто невозможно отличить. Иногда читаешь условный «Интерфакс» и думаешь, нет, такую толстоту я бы у нас не пропустил. Грань размыта очень сильно, но у нас в логотипе и на сайте указано, что мы сатирическое издание и все наши новости вымышленные.

— Придерживаетесь ли вы каких-то политических взглядов и изменились ли они за время работы «Панорамы»?

Борис Гонтермахер: Ключевым я считаю гуманизм. Приоритет человеческой жизни и прав, создание возможностей для индивидуального развития. В чем-то могу соглашаться с левыми (впрочем, редко), в чем-то с правыми, но категорически не приемлю ни фанатов Сталина, ни фанатов Пиночета.

Виталий Манн: Взгляды у меня в целом нейтральные и такими же они остаются.

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.