in

Маленькие налоги и отсутствие контроля. Кому нужны самозанятые

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

Уже почти год в четырех регионах России проходит эксперимент по регистрации самозанятых. У этого есть плюсы: легко оплатить налог, а сам налог — маленький по сравнению с индивидуальным предпринимательством и работой по договору. Но есть и минусы: «МБХ медиа» вместе с экономистами Никитой Масленниковым и Дмитрием Потапенко и самозанятыми выяснили, почему налоги такие маленькие, а также зачем это нужно людям и государству.

Эксперимент

В Налоговом кодексе нет определения «самозанятый гражданин». Люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью без регистрации ИП, официально называются плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) — именно они считаются самозанятыми. Это сиделки и репетиторы, фрилансеры и мастера маникюра на дому.

Самозанятые могут официально работать в компании и даже начать свое дело, а в свободное время, к примеру, печь торты на заказ.

Еще самозанятым могут зарегистрироваться индивидуальные предприниматели, у которых нет наемных работников, а годовой доход не превышает 2,4 млн рублей.

Пока зарегистрироваться самозанятым можно только в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. С нового года, по словам министра финансов Антона Силуанова, к эксперименту присоединятся еще 13 регионов: «В следующем году мы, обсудив с налоговиками их возможности, договорились о том, что с начала года даем возможность участия в этом эксперименте (по введению спецрежима для самозанятых. — РБК) в том режиме, который сегодня осуществляется в четырех регионах, регионам, которые высокообеспеченные, регионы-доноры — 13 регионов таких». Какие именно регионы — министр не пояснил. А со второго полугодия 2020 года все субъекты будут включены в эксперимент.

Эксперимент начался в январе 2019 года. Те, кто зарегистрировался самозанятым, платят налог 4% на доходы, полученные от физических лиц, и 6% — на доходы от юридических лиц. Как сказал Силуанов, в качестве самозанятых зарегистрировались уже более 240 тысяч человек.

Антон Силунов. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС
Как это работает?

Чтобы стать самозанятым нужно зарегистрироваться в приложении «Мой налог» — для этого нужен только паспорт. В этот же день на электронную почту придет подтверждение запроса о постановке на учет в качестве налогоплательщика на профессиональный доход.

В приложении нужно самостоятельно вводить суммы оплаты каждой оказанной услуги или выполненной работы, а вот налог рассчитывается автоматически. Его нужно будет оплатить до 25-го числа следующего месяца. Страховые взносы в пенсионный фонд (ПФР), фонды медицинского и социального страхования отправлять не обязательно. Но если самозанятый не будет делать отчисления в ПФР, то у него не будет накопительной части пенсии, а будет только социальная. Более того, получать эти выплаты он начнет на пять лет позже, чем те, кто платил страховые взносы.

Если человек зарегистрирован по месту жительства в регионе, который не участвует в эксперименте, но работает в экспериментальном регионе, то он имеет право платить налоги как самозанятый. Единственное, налоговая служба может попросить доказательства — документы о временной регистрации или договор аренды квартиры.

 

Зачем это нужно?

«Я не думаю, что кто-то в правительстве России способен прогнозировать будущее на десять лет вперед — в законе прописано, что именно столько времени будут сохраняться текущие ставки в 4% и 6%. Соответственно, цель введения налога для самозанятых вряд ли состоит в том, чтобы обложить их запредельными налогами через десять лет, скорее это желание хоть как-то подзаработать уже сегодня, может быть так на каком-то уровне власти проще решать какие-то вопросы с финансированием внебюджетных фондов ОМС и соцстраха, сложно сказать», — сказал Илья, самозанятый журналист из Москвы, попросивший не называть его фамилию.

Сам он платит налог для самозанятых, потому что этого требует человек, который дает ему подработки и все это оформляет официально. Контроля за выплатами, по его словам, никакого нет — все остается на совести самозанятого. «Да в целом преимуществ для работающих никаких я не вижу, если не брать в расчет моральный аспект. Но и потери минимальны. Преимущества для работодателя понятны: белую бухгалтерию, судя по всему, вести проще», — рассказал Илья.

Бывают и проблемы с самозанятыми в регионах, где эксперимент пока не проходит. С подобной ситуацией столкнулась расшифровщица аудиозаписей Анна из Курской области: «Я постоянно работаю с одной организацией. Мне сказали, что надо регистрироваться как самозанятая. Я пыталась, но в налоговой мне сказали: “Уходите, потому что Курская область не участвует в этом эксперименте. Ждите, когда будет участвовать”.  Работодателю сказала, что не могу зарегистрироваться. Они ответили: “Жаль, ну ладно, будем по-старому работать”. То есть это было необязательно, но желательно. Сейчас я работаю по договорам. Работодатель платит 13% налога».

«Зарегистрироваться самозанятым мне было необходимо для работы с крупным международным холдингом. В самом приложении «мой налог» контроля за суммами нет, но я выписывал чеки на определенные суммы по договоренности с работодателем. То есть меня контролировал работодатель — проверял суммы вплоть до рубля», — рассказал «МБХ медиа» мастер по ремонту техники Георгий Скрипка.

Интерфейс мобильного приложения «Мой налог»

 

Теневой рынок

Доля теневой экономики в России остается высокой. К примеру, Росстат оценил объем «невидимой» экономики России в 2017 году в 11,7 трлн рублей или 12,7% ВВП. По данным Росфинмониторинга, в 2018 году теневая экономика в стране достигала 20,7 трлн рублей, или 20% ВВП — Это больше, чем расходы всего федерального бюджета на 2019 год (18 трлн рублей), в три раза больше годовой выручки «Газпрома» (6,5 трлн рублей за 2017 год), более трети всех денежных доходов россиян за 2018 год (57,5 трлн рублей).

Международный валютный фонд (МВФ) приводит еще более высокий уровень теневой экономики в России — 33,7% ВВП. Этот показатель почти достигает уровня «невидимой» экономики в странах Африки и превышает оценку в странах Восточной Европы.

Руководитель направления «Экономика и финансы» Института современного развития, экономист Никита Масленников считает, что главная цель эксперимента для государства — не получить доход, а обеспечить людей социальными гарантиями: «Здесь цель государства — снижение занятости в неформальном, теневом секторе, выведение людей на оплату в белую и укрепления их социальных гарантий. Ведь если вы ничего не отчисляете в пенсионный фонд, то у вас и пенсионных прав не формируется в достаточном количестве»,  — сказал он «МБХ медиа».

На замечание о необязательности страховых взносов для самозанятых Масленников сказал следующее: «Мы не можем сейчас заставлять их всех платить, потому что тогда смысл стимулирования во многом обесценивается. При таком минимальном налоге у людей возникает свободный остаток средств, который они могут по собственному усмотрению инвестировать в свое будущее пенсионное обеспечение. Несмотря на то, что это пока имеет ограниченный эффект, смысл выведения занятости из неформального сектора в формальный — социальные гарантии. Если ты получаешь зарплату в конверте, то у тебя нет возможности получать пенсию свыше социальной, значит ты можешь надеяться только на себя».

Насчет повышения налога в ближайшем будущем экономист однозначного ответа не дал: «Обещали стабильность налоговых условий и фискальных нагрузок, но практика показывает, что всегда есть “точечные” улучшения, усовершенствования, корректировки. Будем надеяться, что эти корректировки не затронут самозанятых, но тем не менее в российской налоговой политике риск есть всегда. Обещали одно, а получили другое».

Масленников считает эксперимент на этом этапе успешным: «Режим самозанятых находится в экспериментальном формате, на стадии становления. Пока успешно, но посмотрим, как дальше будет. Главное — не мешать, не вставлять палки в колеса».

С ним не согласился управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко: «Никакого профита от налога на самозанятых нет. Когда это только объявлялось, нам говорили, что у нас самозанятых 15-17 млн человек. Сейчас в этой так называемой системе зарегистрировано порядка 200 тысяч человек. Где эти 15-17 млн? Говорят, что там сумасшедшие успехи, но сумасшедшие успехи должны быть показаны только в том случае, если приведены рядом три столбика: этот налог аналогичен форме управления ООО на 6%, ИП тоже на 6%. Ну и самозанятые с доходов от юридических лиц платят 6%. Если у нас прирост происходит не в ущерб другим столбикам, то это можно относить к приросту».

Регистрация самозанятых, по словам Потапенко, задумана со вполне определенной целью: «Там есть финансовая заинтересованность в продаже фискальных регистраторов. Как вы знаете, они принадлежат компании из трех букв (ВТБ. — «МБХ медиа»). Основная цель налога на самозанятых — введение электронных касс. Если электронные кассы не вводятся, то вводятся фискальные регистраторы, значит основной выгодоприобретатель — наш любимый банк, который и так пухнет от бабла. А в том, что этот налог увеличат, даже не стоит сомневаться».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.