in

Маневр по-русски: что ждет IT-бизнес после снижения налогов

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

23 июня Владимир Путин объявил о бессрочном снижении налоговой ставки на прибыль для IT-отрасли с 20% до 3% и уменьшении ставки страховых выплат с 14% до 7,6%. Через два дня стало известно, что правительство планирует компенсировать упущенные доходы возвращением НДС на продажу софта. «МБХ медиа» выяснило, станет ли Россия новым офшором для технологических компаний, кто выиграет от проведения этой реформы и как эти меры могут повлиять на качество отечественного ПО. 

«Реверанс в сторону IT»

Не успели представители российской IT-индустрии обрадоваться налоговым льготам и послаблениям, как буквально сразу появились слухи об отмене нулевой ставки НДС на продажу программного обеспечения. По информации нескольких изданий, все эти меры — лишь часть обширной реформы в сфере IT, которую задумал премьер-министр Михаил Мишустин.

«Этот  маневр — хороший, но устаревший ход. Своего рода реверанс в сторону отечественного IT. Наверное, на это повлиял айтишный бэкграунд премьер-министра. Как бы там ни было, информационные технологии — это нефть двадцать первого века, и я рад, что к 2020 году эта мысль пришла в голову правительству РФ», — поделился впечатлениями с «МБХ медиа» IT-инвестор Михаил Гуревич.

23 июня Путин во время предпраздничного телеобращения к гражданам страны озвучил намерение провести так называемый «налоговый маневр» для поддержки IT-отрасли: бессрочное снижение налога на прибыль с нынешних 20% до 3% и уменьшение ставки страховых взносов с 14% до 7,6%. В 2017 году ставка по страховым взносам для IT-компаний была уже уменьшена с 20% до 14% в рамках поддержки индустрии. 

Президент сказал, что это будут одни из самых низких налоговых ставок в мире, которые позволят России конкурировать с привлекательными для IT-бизнеса Индией и Ирландией. Если реформа будет принята, то Россия в действительности по ряду налоговых параметров может обогнать Ирландию, уступив Кипру и Белоруссии, в зоне Парка высоких технологий (ПВТ) которой действует нулевая ставка (аналогичные меры действуют сегодня и в России для резидентов «Сколково»). 

Позже заявление президента обросло новыми деталями. Как сообщила газета «Ведомости», воспользоваться льготным налогообложением смогут далеко не все IT-компании. Льготы коснутся только тех, у кого 90% выручки приходится на продажу ПО и услуг по его разработке и внедрению. Таким образом, много IT-компаний и стартапов из этой области могут остаться в стороне от нововведений. Это может коснуться и таких гигантов индустрии, как Yandex, большая часть доходов которого крутится вокруг продажи рекламы. 

Вместо одних налогов — другие

Изданию «Коммерсант» стало известно, что правительство готовит меры по компенсации упущенных доходов. По задумке авторов законопроекта, отмена нулевого налога на продажу исключительных прав на программное обеспечение привлечет в бюджет дополнительный доход в размере 42,5 млрд рублей. Отечественным компаниям, чье ПО попадет в специальный реестр, обещают вернуть эту сумму субсидиями. Предполагается, что на это из бюджета уже в 2021 году будет выделено 11,4 млрд рублей. В результате введение НДС в размере 20% коснется только зарубежного ПО, что в теории может привести к повышению цены иностранного софта на 16,7% для конечных покупателей. Однако ни Минкомсвязь, ни Минфин пока не подтвердили эту информацию.

Директор по развитию компании-финалиста конкурса среди цифровых стартапов Smart.Al&Data «БИОРГ» Александр Коробов убежден: если эти непопулярные меры в виде возвращения НДС на продажу софта будут приняты они полностью нивелируют действие «налогового маневра».

«Но думаю, что поступят как всегда для кого-то сделают послабления за счет увеличения бремени на других. Если такое произойдет, компании, продающие софт, будут искать оптимальные решения и схемы вместо того, чтобы заниматься собственным развитием», поделился своим мнением с «МБХ медиа» Коробов.

Станет ли Россия офшорной IT-столицей?

Большинство опрошенных «МБХ медиа» экспертов считает, что Россия имеет все шансы стать офшорной зоной для IT-бизнеса в будущем, но для этого необходимы более глобальные реформы, которые затронут не только механизмы налогообложения, но и буквально все остальные сферы жизни, от образовательной системы до судебной.

«Инвестиционная привлекательность определяется не только налоговыми ставками, но и большим набором других факторов, включая механизмы защиты прав собственности, развитый рынок труда, доступ к дешевому финансированию, стоимостью рабочей силы и прочим. Например, конкурировать с Индией мы не сможем в любом случае — у нас нет ни такого количества людей, ни таких низких заработных плат, хотя качество IT-специалистов существенно выше», — считает генеральный директор компании «НОРБИТ» (входит в ГК Ланит, одну из крупнейших российских компаний в области IT) Антон Чехонин.   

Эксперт уверен, что введение налоговых послаблений не заставит крупные международные компании переехать в Россию в связи с перечисленными выше причинами. Тем не менее, российским компаниям, имеющим зарубежные и офшорные юрисдикции, целесообразнее будет вернуться домой и реинвестировать прибыль в свои проекты здесь.

IT-инвестор Михаил Гуревич убежден, что главная задача, которую преследует налоговая реформа — недопущение «утечки» мозгов.

«Это сделали, чтобы люди не уезжали, а не возвращались. Я не думаю, что кто-то из российских компаний захочет вернуться. Возможно, кто-то из них и создаст здесь дочернюю компанию. Но вернуться полностью? Не уверен, что все усилия, которые нужно для этого предпринять, стоят того, — рассказал «МБХ медиа» Гуревич. — Странно, почему они не нашли места для IT налогов в поправках к Конституции, ведь зарплаты и пенсии туда вошли и стали конституционно индексироваться. А так нет уверенности, что налоговый маневр сохранится надолго».

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Среди основных причин, тормозящих развитие индустрии информационных технологий в России, собеседники «МБХ медиа» назвали неоднозначное и непрозрачное законодательство. Особенно это касается механизмов соблюдения и защиты авторства.

В отличие от более развитых судебных систем США и некоторых стран Европы, в России еще не так хорошо функционирует институт авторского права в сфере IT. 

«В ходе судебных разбирательств зачастую невозможно даже определить, кому на самом деле принадлежит тот или иной продукт, — рассказал «МБХ медиа» Егор Редин, управляющий партнер юридической компании «Позиция Права». — Помимо предложения налоговых льгот для IT-бизнеса необходимо принимать поправки в действующее законодательство и этим привлекать информационный бизнес в Россию».

Эту позицию поддерживает директор по развитию компании «БИОРГ» Александр Коробов. Он считает, что в ближайшее время, несмотря на налоговые льготы и государственную поддержку, Россия не станет более привлекательной площадкой для IT-стартапов. По его мнению, без сменяемости власти, стабильной экономической ситуации и законодательных реформ в стране все эти меры будут неэффективны. «Я не знаю ни одного российского стартапа, который бы строил горизонт планирования на развитие и работу в России. Также не знаю ни одного стартапа, который бы вернулся в Россию или планировал это сделать. Все с самого основания начинают думать в валюте и строить модель работы за рубежом».

Коробов уверен, что налоговые послабления в первую очередь будут выгодны крупным компаниям, таким как Yandex и Kaspersky, которые начнут на сэкономленные деньги еще активнее скупать прототипы и проекты с уже готовыми решениями у других компаний.

Представители компании Yandex, с которыми «МБХ медиа» удалось связаться во время подготовки материала, отказались от комментариев. Представители еще одного отечественного IT-гиганта Mail.ru Group заявили, что не комментируют «политические новости».

Кто выиграет от налоговой реформы и при чем тут импортозамещение?

Долгое время IT-индустрия в России была единственной сферой, в которой россияне отдавали предпочтение отечественному продукту, а не иностранному.

«Условно говоря, если предложить россиянину “Ладу” или Hyundai, он выберет второе. Но если предложить иностранный сервис или российский, то до сих пор большая часть пользователей предпочтет отечественный продукт зарубежному аналогу»,   считает IT-инвестор Михаил Гуревич.

Собеседники «МБХ медиа» уверены, что этот «налоговый маневр» будет полезен, в первую очередь, компаниям, которые работают целиком на территории России и продают свои услуги госструктурам.

В офисе компании «Лаборатория Касперского». Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Основными статьями расходов для IT-бизнеса традиционно являются два пункта: затраты на Фонд оплаты труда (ФОТ) и вычислительные мощности. ФОТ включает в себя не только зарплаты со всеми надбавками и премиями, но и все налоговые выплаты за сотрудника. Так как заработная плата в IT-сфере изначально выше средней по рынку, то снижение ставки страховых взносов позволит компаниям либо уменьшить конечную стоимость продуктов, либо перенаправить сэкономленные ресурсы, например, на запуск новых проектов или найм высококвалифицированных сотрудников.

«Двукратное сокращение нагрузки на Фонд оплаты труда с 14% до 7,6% —  это, в первую очередь, возможность повышения конкурентоспособности российских программных продуктов. Предложенные меры могут способствовать снижению стоимости ПО для конечного потребителя, и в том числе для госбюджетов», — считает эксперт аналитического центра при правительстве РФ Андрей Воров. По его мнению, уменьшение ставки страховых выплат позволит быстрее решить задачи по импортозамещению в сфере информационных технологий и отечественного программного обеспечения, которые давно стоят перед российскими IT-компаниями. В конце 2018 года правительство РФ отдельной директивой обязало не только федеральные и региональные органы исполнительной власти, но и крупные госкорпорации пользоваться в работе преимущественно российским ПО, мотивировав это требованиями государственной безопасности.

Как отмечает генеральный директор компании «НОРБИТ» (входит в ГК ЛАНИТ) Антон Чехонин, программы «Цифровой экономики», непосредственно касающиеся импортозамещения в этой отрасли, пока невозможно полностью реализовать на практике, поскольку российские IT-продукты уступают зарубежным аналогам, а в некоторых областях отечественных аналогов просто не существует. «В сегодняшнем мире информационные технологии стали неотъемлемой частью ведения бизнеса и государственного управления. В условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, их роль только усилилась. Отрасль нуждается в выходящих за рамки прямого госфинансирования стимулах для наращивания инвестиций, повышения конкурентоспособности российских разработок, в привлечении и удержании талантливых специалистов. И налоговый маневр, безусловно, является таким стимулом», — рассказал «МБХ медиа» Чехонин.

Аналогичную точку зрения разделяет и Сергей Русанов, член правления и руководитель IT-блока банка «Открытие». По мнению эксперта, эти меры приведут к увеличению объемов и качества продукции за счет дополнительного реинвестирования прибыли, постепенному снижению цен и повышению конкурентоспособности российских IT-компаний на рынке, в том числе и за пределами страны. Однако, как отмечает эксперт, если с 2021 года будет отменена нулевая ставка НДС для продажи ПО, то весь эффект от реформы смажется.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.