Вечером 27 января в Москве прошло 18 обысков, часть из них –– у сотрудников Фонда борьбы с коррупцией. Во время обысков у людей изымали технику, некоторых – отправили на допрос. Несколько человек задержаны в качестве свидетелей по уголовному делу на 48 часов.
28 постановлений
Московские суды общей юрисдикции с 25 по 27 января вынесли 28 постановлений об обысках и выемках в жилых помещениях –– «МБХ медиа» обнаружило эту информацию в судебных картотеках. Пока что по ним прошло только 18 обысков, когда ожидать остальных –– неизвестно.
Почти всем, к кому пришли с обыском, приписывали статус свидетеля по уголовному делу, заведенному по 236 статье УК РФ –– «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил». По 1 части этой статьи предусмотрено лишение свободы до двух лет.
Пока что о новом уголовном деле есть только обрывочная информация. Например, у члена ЛПР Игоря Ефремова в постановлении к обыску было сказано, что соцсетях Киры Ярмыш, Олега Степанова, Георгия Албурова и Александры Калистратовой опубликованы посты, которые призывали к участию в акции 23 января. Согласно документу, 23 января на Пушкинской площади собрались «не менее 500 человек», в том числе те, кто должен находиться в изоляции дома. Были нарушены санитарно-эпидемиологические правила и создана «угроза массового заболевания людей по неосторожности».
Юлия и Олег Навальные
Сначала следствие заявилось с обысками в квартиры Алексея Навального. В Марьино, где он прописан, в тот момент находился брат Алексея –– Олег. В съемной квартире на Автозаводской, где Алексей проживает с семьей, была Юлия Навальная.
Дверь силовикам она не открыла, а звонок и глазок в квартиру заклеили. В конце концов полицейским все же удалось туда проникнуть, а вот адвокату Юлии –– Веронике Поляковой – лишь спустя два часа. О том, что обыск проходил с нарушениями и без защитника, Навальная сообщала журналистам из окна.
Обыск проходил по все по тому же делу, возбужденному по статье 236 УК РФ –– «Нарушение санитарно-эпидемиологических норм», Юлия Навальная в этом деле – свидетель. По словам адвоката Светланы Давыдовой, от дачи показаний Юлия отказалась. Силовики изъяли технику и телефоны, об этом рассказала «МБХ медиа» второй адвокат Навальной Светлана Давыдова. После этого Юлия осталась дома.
А вот Олега Навального после обыска увезли на допрос: силовикам удалось сделать это незаметно, загнав журналистов на десятый этаж. После допроса Олега Навального забрали в ИВС на “Петровку 38” на двое суток. Он также проходит подозреваемым по уголовному делу, возбужденному по 236 статье.
ФБК
Обыски прошли также почти у всех ключевых сотрудников Фонда борьбы с коррупцией и людей из команды Навального. Для этого пресс-секретаря Навального Киру Ярмыш, сотрудника отдела расследований ФБК Георгия Албурова и главу Московского штаба Олега Степанова пришлось вывести из спецприемника: там они отбывают сутки за акцию 23 января.
Обыски прошли в квартирах в их присутствии, у них изъяли технику, а затем их снова под конвоем отправили в спецприемники. По словам адвоката Киры Ярмыш Валерии Аршиновой, после обыска следователи провели допрос на дому и спрашивали, понимает ли Кира, что большое скопление людей может вызвать распространение коронавируса. А к Олегу Степанову приходили не только по месту жительства, но и по месту прописки: сейчас там проживает его отец. Во всех трех случаях также были проблемы с допуском адвокатов: их пустили в квартиры либо под конец обыска, либо уже в начале допроса.
Обыски прошли также в помещениях самого ФБК и студии «Навальный LIVE», они находятся в бизнес-центре «Омега-плаза». Около 50 силовиков перекрыли коридоры, не пускали других сотрудников организаций и владельцев помещений, расположенных в центре. Во время обысков там находилась сотрудница ФБК Любовь Соболь. После того, как следственные мероприятия в бизнес-центре закончились, Соболь повезли к ней домой, чтобы провести обыск и там.
В результате обыска дома у Соболь изъяли все электронные носители, а после –– увезли на допрос в следственное управление МВД. Там ее в качестве подозреваемой по уголовному делу по 236 статье задержали на 48 часов. Ночью в телеграм-канале «Открытки» появилось видео, как Любовь Соболь выводят из отдела полиции в наручниках.
Также во время допроса в Следственном комитете Любови Соболь назвали несколько десятков имен и фамилий, чтобы установить, знакома ли Соболь с этими людьми. Среди них –– фамилии тех, у кого 27 января прошел обыск, а также фамилии известных людей, которые выступили в поддержку Алексея Навального: среди прочих, это писатель Дмитрий Глуховский, актрисы Яна Троянова, Татьяна Лазарева и Варвара Шмыкова. С какой целью следствие запросило эту информацию, неясно.
Во время обыска в квартире Алексея Навального в подъезде присутствовал также сотрудник ФБК Илья Пахомов. Его задержали прямо на лестничной площадке и отвезли в ОВД «Внуково». Там ему составили административный протокол по статье 19.3 — «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». Ночь Пахомов провел в ОВД, суд назначен на 28 января.
К Васильевой пришли дважды
Дважды приходили к главе профсоюза «Альянс врачей» Анастасии Васильевой. Сначала к ней подошли силовики, когда она сидела в кафе в БЦ «Омега-плаза», сообщили, что у них есть постановление на обыск в ее квартире и отвезли ее туда. У Васильевой изъяли всю технику, включая телефоны детей, а затем отвезли на допрос.
Пресс-секретарь «Альянса Врачей» Александра Захарова опубликовала видео, где Васильева во время обыска играет на фортепиано.
Адвокат Анастасии Васильевой Дмитрий Джулай после обыска опубликовал у себя в фейсбуке аудиозапись, где следователь, которая проводила обыск, перепутала Джулая со своим начальником и отчитывается ему о проделанной работе.
Через несколько часов следователи вернулись в квартиру Васильевой, взломали дверь и задержали ее на 48 часов.
К кому и за кем приходили еще?
Алехина. По 236 статье УК РФ (той же, по которой задержали Любовь Соболь и Олега Навального) задержали участницу Pussy Riot Марию Алехину. До этого с обыском пришли к ее матери –– Наталье Алехиной. Женщина сообщила, что силовики забрали только загранпаспорт дочери. Сама Алехина долго не выходила на связь, а потом другой участник Pussy Riot Тим Бесцвет сообщил, что Алехину повезли на обыск в квартиру к муниципальному депутату Люсе Штейн. Сама Штейн находится в спецприемнике за акцию 23 января. После обыска у Штейн Алехину задержали на 48 часов, она проходит подозреваемой по делу.
«Стараются больше карать, чем расследовать». Что ждет фигурантов дел о нападении на полицию 23 января
Силовики задержали несколько человек в Москве и...
Касьян. Обыск также прошел у пресс-секретаря Юлии Галяминой Николая Касьяна. По его словам, процесс был формальным, у него ничего не изъяли.
Ефремов. Приходили силовики сразу по двум адресам и к члену Либертарианской партии Игорю Ефремову. В квартирах Ефремова не было, а обыск также был связан с делом о нарушении санитарно-эпидемиологических норм. Во время обыска у квартиры Ефремова задержали несовершеннолетнюю сторонницу ЛПР Ксению Колосову.
Илюшкин. С обыском пришли к пресс-секретарю общественно-политического движения Егору Илюшкину. Сам он сейчас находится в спецприемнике, его также оттуда доставили в квартиру для обыска.
Калистратова. У активистки Анастасии Калистратовой также прошел обыск по 236 статье: по словам адвоката Марии Эйсмонт, у нее изъяли технику, значки и наклейки с перечеркнутым Путиным.
Котов. Активист и фигурант «Московского дела» Константин Котов вышел из дома забрать посылку и перестал выходить на связь. Через несколько часов выяснилось, что он находится в ОВД «Внуково», где ему вменяют административную статью 19.3. Ночь он провел в отделении, а суд назначен на 28 января.
Смирнов. Обыск прошел в квартире мамы главного редактора «Медиазоны» Сергея Смирнова. Процесс длился 4 часа, а по итогам изъяли только жесткий диск.
Фельгенгауэр. Известно также, что в квартиру к родителям журналистки «Эха Москвы» Татьяне Фельгенгауэр приходила полиция, но дверь никто не открыл.