in

Мученица и миллиардеры: новые хозяева сносят царскую усадьбу в Ильинском

Фото: humus / livejournal

В сентябре в подмосковной царской усадьбе «Ильинское» снесли очередные исторические постройки. На их месте теперь ведется масштабное строительство. Усадьба страдает от новых хозяев уже не первый год. «МБХ медиа» рассказывает, для кого перестраивают царскую усадьбу, и кто закрывает на это глаза вместо того, чтобы остановить снос.

«Настоящее обращение к Вам вызвано необходимостью остановить разрушение усадьбы Ильинское, расположенной в заповедной зоне. Ильинское — единственная уцелевшая царская усадьба Подмосковья, связанная с жизнью и подвигом преподобномученицы Елизаветы Федоровны Романовой», — это обращение патриарха Кирилла к губернатору Московской области Андрею Воробьеву в 2019 году. Обращение нигде не публиковалось, его от источника в администрации Красногорского округа получил зампред центрального совета Всероссийского общества охраны памятников Евгений Соседов.

 

На территории усадьбы «Ильинское». Фото: WikiCommons

Несмотря на обращение главы РПЦ, в сентябре 2020 года сносы и стройка в усадьбе возобновились.

«Ильинское»  — единственная сохранившаяся царская усадьбы Подмосковья. Нынешний комплекс зданий построен в начале XIX века, а с середины столетия усадьбой владела семья Романовых. Император Александр II подарил ее своей супруге Марии. В конце XIX века там жила великая княгиня Елизавета Федоровна, убитая большевиками в 1918 году. РПЦ прославила ее в лике святых, поэтому усадьба стала местом паломничества православных.

 

Что снесли?

 

Ежегодно в усадьбе проходит Елизаветинский крестный ход. Сносы начались 21 сентября 2020 года, на следующий день после шествия. Ильинское окончательно лишилось царского дворца. До сноса от него оставался первый этаж с галереями, построенные в XVIII веке. В 1998 году над ним был надстроен второй этаж, который тоже снесли.

 «Это был любимый дом святой преподобномученицы. Также снесли флигель “Приют для приятелей” и малые архитектурные формы, в частности, солнечные часы. На месте снесенных построек вырыт котлован, по всей территории усадьбы ведутся масштабные строительные и земляные работы», — добавляет Евгений Соседов.

 

На территории усадьбы «Ильинское». Фото: WikiCommons

Но усадьба страдает от новых хозяев уже не первый год.

«В 2019 году на участке был вырублен исторический сад, который сам по себе был памятником. Сейчас на месте снесенного дворца вырыт котлован, по всей территории усадьбы ведутся масштабные строительные и земляные работы», — говорит Соседов. Он отмечает, что эти сносы произошли на участках, которые принадлежат компании «Берег», связанной с миллиардером Годом Нисановым.

Усадьба разделена на участки. Ими владеют разные собственники, и «Берег» — это не единственный владелец, от которого пострадало историческое наследие. Соседов рассказывает, что первые разрушения объектов начались в 2013 году, когда часть усадебной территории приобрел миллиардер Виктор Вексельберг: «Он снес ротонду «Елизаветинский павильон» — символ Ильинского». Следующим снесли флигель «Не чуй горя», но уже на территории другого собственника — государственной «Центральной топливной компании».

Флигель до разрушения. Фото: Евгений Соседов / Facebook

Большей части усадьбы больше нет, признает Соседов. Сейчас вокруг нее делают высокий забор.

 

Убогие и ущербные люди с тюремной психологией захватили наше национальное достояние. Вот так сегодня они решили укрепить…

Опубликовано Евгением Соседовым Воскресенье, 27 сентября 2020 г.

 

Кому досталась царская усадьба?

Год Нисанов и Зарах Илиев владеют участком в Ильинском не напрямую. Компанию «Берег», которая управляет пансионатом «Ильичево», в 2019 году купили Альберт Иманилов и Роман Агабабаев. Они ранее оформляли сделки по покупке Велозаводского рынка и ТЦ «Пражский» в пользу владельцев группы компаний «Киевская площадь» Нисанова и Илиева, сообщал «Коммерсант». Источник газеты, знакомый с их бизнесом, подтвердил,что «Берег» куплен в пользу собственников «Киевской площади». Площадь купленного участка — 35 гектаров.

 

Фото: Евгений Соседов / Facebook

В 2017 году по заказу «Берега» провели экспертизы для исключения части строений усадьбы из реестра объектов культурного наследия. Но распоряжения об исключении из реестра не публиковались, отмечает Соседов.

 

Нисанов и Илиев — крупнейшие в России рантье, то есть владельцы коммерческой недвижимости. Например, им принадлежит гостиница «Украина», ТЦ «Европейский», крупнейшие рынки Москвы «Фуд Сити» и «Садовод».

 

О том, что одним из участков на территории усадьбы владеет Вексельберг известно из материалов Арбитражного суда Московской области.  

По данным «Коммерсанта», в усадьбу хочет переехать еще один из крупнейших рантье России — Якуб Якубов. Он, как и владельцы «Киевской площади» — выходец из Азербайджана. Якубов построил себе дом площадью более 4000 кв.м. прямо в парке ВДНХ. В «Яндекс-картах» он называется «Дворец Якубова». Мэрия Москвы называет его самостроем, подает иски с требованием о сносе, но все время проигрывает.

Территория усадьбы — одно из самых дорогих мест в Подмосковье. Стоимость земли для индивидуального жилищного строительства может достигать 20 миллионов рублей за сотку, оценивает гендиректор «Гео девелопмента» Максим Лещев. Направление Ильинского часто рассматривается инвесторами для развития премиальных рекреационных и оздоровительных комплексов, но при этом быстрее объект окупится за счет строительства жилья на продажу, считает заместитель директора CBRE Татьяна Белова. 

Как охраняют усадьбу

Градозащитники и даже патриарх давно просят обозначить границы зоны охраны усадьбы. Усадьба и сейчас охраняется, но только от самих градозащитников. 

В последнее время местные жители слышали звуки строительных работ и видели, как из усадьбы выезжают грузовики с кирпичами, рассказывает Соседов. Он хотел посмотреть, что происходит в усадьбе, поэтому решил пройти по берегу, который огорожен забором. Соседов отмечает, что, поскольку территория расположена вдоль Москвы-реки, по закону полоса шириной 20 метров от воды должна находится в общем доступе, никто не вправе запрещать проход граждан по этой территории. Внутрь ему удалось пройти через зазор в заборе.

 

Фото: Евгений Соседов / Facebook

Соседов говорит, что вскоре его задержала охрана, скрутила и насильно удерживала. Он успел вызвать полицию, но потом охрана отобрала у него телефон. Освободился Соседов только при помощи полиции, и то не сразу, а после приезда подкрепления с участковым. По словам Соседова, охранники говорили, что телефон он потерял сам. Позже полиция ему сообщила, что телефон теперь находится в отделении. Задерживать охранников и возвращать телефон на месте полиция не стала.

Похожим образом с корреспондентом «МБХ медиа» поступила охрана рынка «Фуд Сити», который тоже принадлежит Нисанову. Корреспондента, который пытался сделать репортаж о межнациональном конфликте на рынке, задержали, насильно удерживали в подвале и отобрали телефон.

В травмпункте у Соседова зафиксировали ушиб мягких тканей обоих предплечий и правого плеча, поясничного отдела позвоночника.

«То, что случилось с Евгением Соседовым — это вопиющие нарушение, когда законом просто подтерлись. Это попустительство со стороны Минкульта, надзорных органов, РПЦ. Я не могу вспомнить других крупных случаев, когда объект, связанный с императорской фамилией, просто взяли и стерли с лица земли. Этот тот случай, когда мы только вопим о патриотизме, но не сохраняем историческое наследие», — говорит главред канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов.

Фото: Евгений Соседов / Facebook

За Ильинское заступались и в администрации президента, но безрезультатно. В январе 2019 года в АП прошло совещание, на котором Минкульту России, правительству Москвы и Подмосковья рекомендовали совместно с РПЦ создать на территории усадьбы музей-заповедник — «в целях возрождения исторической памяти о жизненном подвиге княгини Елизаветы Федоровны Романовой».

«Полностью ответственным за застройку являются подмосковные власти, в первую очередь — Главное управление культурного наследия Московской области», — говорит Соседов. Возглавляет ведомство Валерия Березовская, которая, по мнению Соседова, покрывает сносы в усадьбе. Власти могли бы принять конкретные меры, но ничего не делают, считает эксперт: «Уже 18 лет не включают усадьбу в единый государственный реестр объектов культурного наследия, не утверждают ее границы и режимы, не выдают охранные обязательства собственникам». 

Что делать, чтобы сохранить такие усадьбы?

Сохранить исторические усадьбы, отдаленные от городов, можно при помощи туристов, считает главред канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов. Поездки в исторические места — востребованный досуг среди россиян, говорит он: «У нас достаточно большое количество автолюбителей, которые на своих внедорожниках готовы ездить куда угодно».

Такие усадьбы не обязательно нужно эксплуатировать как музеи, их назначение можно переосмысливать, и успешные примеры уже есть, говорит Гнилорыбов: «По нацпроекту “Культура” до 2024 года прописано создание 50 инвестиционных паспортов для возрождения российских усадеб. Их будут реализовывать в форме концессии либо государственно-частного партнерства. В этом году уже найдены инвесторы для десяти усадеб. Среди них нет ни одной концепции музея. Например, есть конный завод, есть загородный апарт-отель с кучей активностей. Это как раз про то, что усадьбы можно и нужно переосмысливать. За 15-17 лет вполне реально вернуть вложения в усадьбы». 

Государство может помочь инвесторам. «Очень скоро будут выдвинуты законодательные инициативы по поводу льготных кредитов в этой области, чтобы под восстановление усадеб брали кредит под 2-3%, как это сейчас действует для сельской ипотеки», — говорит Гнилорыбов.

Фото: humus / livejournal

В советское время в усадьбе был санаторий и дачи партийного руководства, в том числе Хрущева и Косыгина. В шестидесятых поваром в пансионате работал Спиридон Путин — дед президента Владимира Путина.

В постсоветское время в усадьбе располагались арендные дачи и резиденции, и все равно территория и постройки поддерживались в удовлетворительном состоянии, говорит Евгений Соседов. Но, судя по всему, инвестиционные проекты и бережное обращение с наследием в современной России несовместимы, когда сотка стоит двадцать миллионов рублей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.