in

«Мы вынуждены заблокировать сайт». Издатель Алексей Костылев — о будущем портала Readovka

Алексей Костылев
Алексей Костылев. Фото: Алексей Костылев / Instagram

Медиахолдинг Readovka получил постановление суда о блокировке, в случае отказа изданию грозит уголовное дело. Поводом для такого решения стали «обеспечительные меры» по иску депутата Госдумы Дмитрия Саблина, которого журналисты обвинили в захвате «Совхоза им. Ленина» и владении незадекларированной яхтой. «МБХ медиа» поговорило с издателем Алексеем Костылевым о том, что стало причиной такого положения и что теперь будет с изданием. 

— Днем 2 июля в вашу редакцию с постановлением о блокировке всего сайта по издания пришел судебный пристав, а 5 июля вы получили постановление с решением Видновского суда о блокировке от марта 2020 года. Вы теперь должны сами заблокировать сайт? 

— Да, по логике органов, нам нужно сделать это самим — в качестве обеспечительных мер по иску депутата Госдумы Дмитрия Саблина. Если мы это не сделаем, то — как гласит постановление — нам будет грозить уголовная ответственность за неисполнение решение суда (ч. 1 ст. 315 УК РФ, до года лишения свободы. — «МБХ медиа»).

При этом, чтобы снять блокировку, нам нужно обратиться в Видновский же суд. Но когда он снимет ее и сделает ли это вообще, сказать невозможно.

— В 2020 году вы уже сообщали о том же решении суда блокировать ваш сайт, но затем все заглохло. А сейчас тема всплыла вновь. С чем это связываете? 

— Это абсолютно абсурдное и незаконное постановление. Оно было из-за наших публикаций о рейдерском захвате «Совхоза им. Ленина» — через суды и бывшую жену директора совхоза Павла Грудинина. В какой-то момент нам показалось, что они поняли, что действуют в лучших бандитских традициях, и просто не будут настаивать на блокировке. Однако в среду, 1 июля, у нас начался суд по публикации о незадекларированной яхте Дмитрия Саблина. На следующий день пришел пристав с постановлением о блокировке сайта по решению предыдущего суда. Здесь нам очевидна взаимосвязь с Саблиным. Они полтора года не вспоминали об этом, а в день суда внезапно вспомнили. 

— То есть главный интересант блокировки сайта это, по вашему мнению, Саблин?

— По-моему, это очевидно. Надо понимать, что блокировка абсолютно несоразмерна требованиям по иску. Речь идет о защите чести и достоинства в связи с публикацией — таких исков у любого большого и маленького медиа десятки, — а в качестве обеспечительной меры почему-то значится блокировка всего сайта. То есть что теперь  — российские суды могут заблокировать вообще все медиа в стране?

— История ваших споров с Саблиным началась после выхода расследования о том, что Ирина Грудинина, отсудившая у экс-супруга около 42% акций «Совхоза имени Ленина», вошла в состав учредителей ООО «Рота-Агро», конечным бенефициаром которого якобы является Саблин, а потом вышла из него. В чем, по вашему, было нарушение со стороны Саблина?

— По сути, мы нашли доказательства того, что он занимается бизнесом, будучи депутатом Госдумы. Это на тот момент было нарушением регламента нижней палаты, и полномочия Саблина должны были досрочно прекратить. После нашего расследования он формально почистил все реестры и сейчас официально не имеет отношения к этому. 

У Видновского суда за последние десять лет сложилась обширная практика вынесения решений в пользу него и связанных с ним компаний. Проигранные Павлом Грудининым процессы по «Совхозу им. Ленина» тоже проходили там.  

— Какова сейчас судьба «Совхоза им. Ленина»? 

— Грудинин проиграл все суды по иску на миллиард рублей. Приставы должны просто прийти и описать имущество. Формально он может остаться директором, но собственник уже будет другим. Речь идет о переходе крупного пакета акций совхоза компании «Рота-Агро», далее компания намерена получить контрольный пакет акций. 

— В постановлении говорится, что до 13.00 часов 8 июля вы должны заблокировать сайт, иначе вам грозит уголовное дело по статье о неисполнении решения суда. Как будете действовать?

— Мы планируем завтра вечером блокировать сайт. Мы будем закрываться, потому нам действительно грозит уголовная ответственность, и мы не можем рисковать. В постановлении прозрачно сказано, если мы сами не сделаем это, то дальше нам светит [уголовная] статья. 

Обжаловать это постановление мы уже никак не сможем. Соцсети [Readovka], скорее всего, продолжат работу в прежнем режиме. 

— С кем совещались перед принятием решения и в каком формате теперь будет работать издание?

— Мы провели все консультации, которые только возможны. Говорили, в том числе, с юристами — здесь действительно нет других вариантов. Как произойдет блокировка и как мы будем работать дальше, пока точно сказать не могу. А вот то, что мы завтра вечером блокируем сайт, — это сто процентов. 

Дмитрию Саблину 52 года, он член «Единой России» и депутат Госдумы последних четырех созывов. До 1997 года служил в российской армии, в 1997-2000 гг. – в МЧС, с 2000 года – первый зампредседателя организации ветеранов «Боевое братство», до 2003 года также был советником губернатора Московской области Бориса Громова. В 2015 году стал одним из инициаторов создания движения «Антимайдан» вместе с актером Михаилом Пореченковым, лидером мотоклуба «Ночные Волки» Александром «Хирургом» Залдостановым и другими. В 2020 году занял 18-е место в рейтинге «100 богатейших госслужащих и депутатов» по версии Forbes. Сумма его доходов составила свыше 800 миллионов рублей. В декларации за 2020 год супруга Саблина указала в доход в 363 миллионов рублей, что сделало ее самой богатой женой в Госдуме. Сам Саблин задекларировал 168,3 миллиона. В собственности у них около 20 квартир, несколько больших земельных участков, жилых домов, три автомобиля и одно моторное судно. Общая площадь недвижимого имущества четы Саблиных — свыше 14 тысяч квадратных метров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.