in

На съезде «Яблока» спорят из-за предвыборных изменений в уставе. Что с ним не так и при чем тут Навальный?

Григорий Явлинский
Григорий Явлинский на съезде «Яблока». Фото: пресс-служба партии «Яблоко»

В Москве 3 апреля начался съезд партии «Яблоко». Его главным вопросом стала коренная реформа устава организации, в частности — отмена «автоматического» приема в ее ряды. Прийти к общему мнению однопартийцам так и не удалось; часть из них предложила отложить вопрос до осенних выборов в Госдуму. Политологи увидели в этой инициативе попытку дистанцироваться от сторонников Навального. Рассказываем, в чем суть реформы и как проходило обсуждение. 

«Яблоко» не Ноев ковчег»

Предложение о реформе устава «Яблока» ее основатель Григорий Явлинский представил еще в июле 2020 года, хотя разговоры об этом шли еще раньше. За прошедшее время члены и сторонники партии провели несколько онлайн-дискуссий по этому вопросу, а во время съезда 3 и 4 апреля должны были сначала обсудить, а затем проголосовать за или против этих изменений. 

Председатель партии Николай Рыбаков называл предстоящую реформу самой масштабной за время ее существования, отметив, что в результате партийный устав обновится на три четверти. В руководстве «Яблока» заявляли, что реформа превратит их в «идеологическую партию с ясными политическими принципами, массовым участием и увеличения влияния рядовых членов на процесс принятия решений». 

Николай Рыбаков
Николай Рыбаков. Фото: пресс-служба ЦИК

«Причиной для внесения изменений в партийные документы, стало то, что многие воспринимают «Яблоко» как «Ноев ковчег». В партию попадают самые разные люди, которые хотят участвовать в политике, но им некуда идти. Сейчас они принимаются в партию по заявлению, но после реформы для получения партбилета кандидатам нужно будет заручиться рекомендациями кого-либо из членов «Яблока» и пройти через голосование за свою кандидатуру. В партии уверены, что это позволит избежать «рейдерских захватов», — писал «Коммерсантъ» со ссылкой на Рыбакова. 

Будущие партийцы должны пройти через испытательный срок, стать полноценным членом «Яблока» кандидат сможет стать через год либо два. По российским меркам это довольно большой срок. Так, в «Единой России» этот период составляет полгода, а в ЛДПР и «Справедливой России» для вступления хватит простого заявления.

Количество отделений партии в регионах при этом планируется увеличить с 650 до тысячи, а число сторонников в стране – с 450 тысяч до одного миллиона к августу. Правда, как это будет сделано, Рыбаков не раскрыл. 

«Реформа нужна, но после выборов»

Первый день съезда был посвящен обсуждению реформы. В нем приняли участие 120 представителей партии, во время дискуссии их мнения о дальнейших действиях сильно разнились. Так, если Рыбаков и Явлинский ожидаемо высказывались «за» изменения в уставе, то один из самых известных «яблочников», депутат псковского заксобрания Лев Шлосберг, оказался против. 

По его мнению, региональным лидерам дали мало времени для изучения всех изменений. Он также заявил, что нужно усилить влияние рядовых членов партии на принимаемые решения, а с новым уставом это будет тяжело. Идею Явлинского он сравнил с поправками в конституцию 2020 года. 

«Да, нашей партии нужна реформа, потому что меняется время и нам важно не отстать от него, ответить на его вызовы. Но, на мой взгляд, чрезвычайно опасно проводить реформу партии за пять месяцев до федеральных и региональных выборов. Нам нужно создать условия для вовлечения граждан в легальную политику в составе партии, усилить влияние рядовых членов партии на принимаемые в партии политические решения, беречь, сохранять и развивать партийный федерализм, насыщать полномочиями региональные и местные органы партии. Не к лицу нашей партии править Устав партии в направлении, тревожно напоминающем направление внесения поправок к Конституции России», — высказался депутат. 

Депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг
Лев Шлосберг. Фото: партия «Яблоко»

Его коллега по псковской думе Дмитрий Пермяков заявил, что «партия сейчас не ассоциируется с успехом»  и предложил отложить реформу. Против нее также выступили депутат Мосгордумы Дарья Беседина и зампред Гендерной фракции Николай Кавказский. 

«Наша партия должна оставаться объединением всех демократов. Нам нужно создавать массовую партию, поэтому предложенный вариант реформы неправильный. Кадровая партия может работать в странах с развитой демократией. Нам нужны ячейки в каждом дворе, чтобы мы могли эффективно агитировать», — сказал Кавказский. 

Часть участников съезда поддержала идею реформы, заявив, что «автоматический» прием в партию давно пора было отменить. После бурных дискуссий участники даже поставили на голосование вопрос о доверии к Рыбакову, но из 83 голосовавших делегатов 78 поддержали лидера партии. 

Соблазн Навального
Татьяна Становая
Татьяна Становая. Фото: Московский центр Карнеги

Политолог, основатель аналитического центра R.Politik Татьяна Становая назвала желание руководства партии провести реформы перед выборами в Госдуму «попыткой забаррикадироваться, спрятаться от соблазнов сотрудничать с внесистемной оппозицией, прежде всего, со штабами Навального и замуровать саму себя в условиях политически «враждебной» среды».

«Для «Яблока» вопрос стоит ребром: либо становиться внесистемной оппозицией и оказаться под риском разгрома, либо — замуроваться и переждать (делать вид, что партия — единственная системная демократическая оппозиция). Явлинский выбрал второй путь. Прагматично, но это будет иметь свою цену — внутренние конфликты, хлопанье дверьми и низкий интерес избирателя. Ну и подозрения в сближении с АП. Так что погубить партию может как Кремль, так и ее собственные внутренние расколы», — написала она в своем телеграм-канале. 

При этом ряд сторонников Навального действительно планируют выдвигаться от «Яблока» на выборы в Госдуму. Так, подобное желание в марте высказал учитель из Ростова-на-Дону Александр Рябчук, уволенный из двух школ за поддержку оппозиционера. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.