Издательство заявило, что музыкальный сервис более пяти лет не выплачивает вознаграждения сотням авторов, произведения которых доступны для прослушивания в «Яндекс.Музыке». «Джем» грозится подать в суд и взыскать компенсацию с IT-компании за нарушение прав — не менее 20 миллионов рублей. Это не первая попытка «Джема» засудить «Яндекс». «МБХ медиа» рассказывает, в чем суть затяжного конфликта и что по этому поводу думает каждая из сторон.
«Джем», как указано на сайте компании, с 1997 года «производит и распространяет основные виды музыкальных носителей, продолжает ежедневную работу по продвижению молодых исполнителей, проводит поиск, реставрацию и архивирование старых фонограмм». До наступления эры музыкальных стриминговых сервисов, к которым относится и «Яндекс. Музыка», «Джем» зарабатывал, среди прочего, продажей компакт-дисков музыкантов. С издательством сотрудничают многие российские исполнители и группы — Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Линда, «Руки вверх!», «Комбинация», репперы Слава КПСС и СД и многие другие.
Суть конфликта
На днях «Джем» опубликовал в соцсетях открытое письмо, в котором утверждает, что «Яндекс.Музыка» более пяти лет уклоняется от выплат авторских вознаграждений сотням музыкантов. «Джем» настаивает том, что «Яндекс» не только не выплачивал авторские, но и не выполнил обязательства по предыдущим судебным решениям. Ситуацию не изменило подписанное с IT-компанией в марте 2020 года двустороннее соглашение об использовании прав. Оно, в том числе, подразумевало, что «Яндекс» перечислит издательству деньги за использование его фонограмм, начиная с 2015 года. По словам представителей «Джема», «Яндекс» уклонился от исполнения и этого договора.
«Мы заключили с ними договор, согласно ему компания “Яндекс” обязана была ежеквартально производить отчисления за использованные авторские права, которые принадлежат нашему издательству. В условия договора входил также сбор за предыдущие годы. Осенью мы задали вопрос: где же отчеты, которые нам должны предоставить по договору? В ответ контент («Джема» — «МБХ медиа») стал исчезать с платформы “Яндекс.Музыка”», — заявил «Ъ FM» гендиректор «Джема» Андрей Черкасов.
«Яндекс» якобы предложил подписать новый документ, признать недействительным предыдущее соглашение и «не производить платежи за предыдущие периоды». То есть «кинуть авторов и издателя», пишут представители «Джема» в своем письме.
В издательстве не согласились на условия «Яндекса», после чего из каталога «Яндекс.Музыки», по словам представителей «Джема», пропали некоторые песни Аллы Пугачевой, Филиппа Киркорова, Андрея Державина, рэперов СД, Славы КПСС, Schokk, групп «Руки вверх», «Машина времени», «Лесоповал», «Мираж» и многих других. Исчезновение треков из приложения крайне невыгодно самим артистам — огромная аудитория сервиса может забыть песню или не услышать вовремя новый хит, а это в дальнейшем может повлиять на посещаемость концерта исполнителя или группы.
Всего «Джем» планирует взыскать компенсации за нарушение прав на более чем 19 тысяч произведений и готовит иски на сумму «предположительно, девятизначную», рассказал глава юридического отдела издательства Сергей Некрасов. При этом представитель «Джема» заявил vc.ru, что минимальная сумма компенсации за нарушение прав в Гражданском кодексе составляет 10 тысяч рублей. Из его слов следует, что менее чем за 20 тысяч произведений «Яндексу», возможно, придется заплатить как минимум около 20 миллионов рублей.
По данным источника ТАСС, договор с «Яндексом» действительно был согласован обеими сторонами в марте, но потом документ не устроил издательство, и впоследствии сервису пришлось удалить треки авторов.
Сейчас на сервисе недоступны многие песни обозначенных музыкантов, права на которые, предположительно, принадлежат «Джему». Издательство не передает и не публикует каталоги своих музыкантов, пояснил собеседник ТАССа, из-за чего сервисы не могут удалить все треки, по которым есть разногласия. Так же по ошибке могут быть удалены треки музыкантов, которые не работают с «Джемом». В «Яндекс.Музыке» уверяют, что оперативно возвращают эти песни на сервис: «Возможно, чей-то контент пропал по ошибке. В таком случае достаточно связаться со своим менеджером в “Яндекс.Музыке” — все оперативно вернут. Нужно просто подписать соглашение, в котором указано, что права на тот или иной трек не принадлежат “Джему”».
«Яндекс.Музыка» в ответ на обвинения только подтвердила, что делает выплаты через партнеров-издателей, а не исполнителям напрямую. «К сожалению, переговоры и достижение финальных договоренностей с “Джем” осложняются затягиванием процесса и судебными исками, поданными против нас этой компанией», — отметили в IT-компании. Получить более подробный оперативный комментарий у компании «МБХ медиа» не удалось.
Как это (не) работает
«Каждая компания договаривается и продает то, что у нее есть, и на тех условиях, на которых покупатели готовы купить. Так происходит везде в мире, потому что интернет регулируется с точки зрения авторских и смежных прав лишь формально, то есть в сети де-факто дозволено пиратство», — рассказал «МБХ медиа», эксперт в области культуры и развлечений, главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов.
Правообладателями в этой схеме, объясняет эксперт, являются авторы, исполнители и производители фонограмм (издательства), которые вложили деньги в создание самого трека — произведения в том виде, в котором оно доходит до пользователя. «Издательство получает права и продает эти произведения тому, кому считает нужным и выгодным. Это связано с тем, что ни одна компания, которая намерена работать в интернете легально (как “Яндекс”. — “МБХ медиа”), а таких немного, не имеет возможности договариваться с каждым из сотен миллионов правообладателей отдельно и работает с издательствами, которые также берут на себя часть работы, связанную с оформлением и экспертизой прав, организацией документооборота, иногда — продвижением контента», — уточнил главред агентства InterMedia.
«Если “Яндекс» хочет выставить на своей площадке музыкальные или другие произведения, он должен иметь на это договор. В договоре должны быть прописаны условия», — рассказывает Сафронов.
Стриминговые сервисы, по условиям договоров с правообладателями, выплачивают им деньги в зависимости от того, сколько раз их композиции были прослушаны. «Яндекс» платит начинающим музыкантам за одно прослушивание шесть копеек (а, например, недавно пришедший в Россию Spotify — 16 копеек). Выплаты зависят от количества подписчиков и их активности. Например, если их количество вырастет в два раза в определенный период времени, кратно вырастет и оплата.
За что судятся
На самом деле, «Джем» уже много лет с переменным успехом судится с «Яндексом» по поводу несоблюдения авторских прав, иногда добиваясь компенсаций. Суд уже обязывал компанию выплатить издательству 300 тысяч рублей за незаконное использование обложек альбомов группы «Руки вверх!» «Сделай громче» и «Без тормозов». Ранее, в 2016 году, суд отклонял иск «Джема» за нарушение исключительных авторских прав на использование обложек альбомов групп «Кар-Мэн» и «Руки вверх!».
В ноябре этого года «Джему» присудили компенсацию 80 тысяч рублей, хотя издательство требовало 650 тысяч. Суд решил, что «Яндекс» незаконно использовал шлягер Алены Апиной «Ксюша», хотя на сервисе был доступен только его польский ремейк — песня Lyk Szampana проекта Korona.
Издательство указывает, что ранее Арбитражный суд Москвы уже взыскивал с «Яндекса» около 1,5 миллионов рублей за незаконное использование треков рэпера СД. Очевидно, подразумеваются, несколько судебных решений, которые выносились с 2018 по 2020 годы на общую сумму около 1,5 млн рублей. Только за 2019 год «Джем» подал в суд восемь исков, связанных с творчеством СД.
«На состоявшихся слушаниях «Яндекс» не представил ни одного документа, объясняющего использование им контента. В дальнейшем выяснилось, что лицензии на использовании авторских прав, имеющиеся у «Яндекса» охватывают лишь около половины размещенных на платформе “Яндекс.Музыка” треков», — заверяют в «Джеме».
Важно заметить, что у «Джема» есть претензии в связи с использованием прав на композиции не только к «Яндекс. Музыке», но и к ведущим российским и зарубежным музыкальным сервисам. В картотеке Мосгорсуда можно найти аналогичные иски издательства против Mail.ru Group, Apple, Spotify, «ВКонтакте» и Google.
Евгений Сафронов не берется комментировать тяжбу между «Джемом» и «Яндексом». «Издательство “Джем” возглавляет Андрей Черкасов, один из самых опытных и в то же время самых неудобных партнеров в российской индустрии звукозаписи, — рассказывает эксперт, — он постоянно судится с большим количеством контрагентов и нередко выигрывает эти суды. Это человек достаточно жесткий, именно поэтому с ним работают многие ведущие российские артисты. Он позволяет им заработать хотя бы чуть-чуть больше, чем они могли бы».
В «Яндекс.Музыке» считают, из-за этой ситуации страдают и артисты, и пользователи, которые лишись контента любимых исполнителей. «Нам жаль, что артисты издательства “Джем” в очередной раз оказались заложниками правообладателя. Надеемся, что публичная огласка поможет ускорить решение проблемы», — заявили там.
Что думают и делают музыканты
Исполнители, судя по всему, заложниками себя не считают. «Мы строго следим за соблюдением авторских и смежных прав при размещении контента. Это подтверждает многолетняя история сотрудничества с нашими партнерами, десятками агрегаторов и издателей», — пишет у себя в твиттере «Яндекс.Музыка», отмечая, что сервис выполнил все судебные решения, уже вынесенные в отношении него. «Интересно, строгое соблюдение прав — это работа по поддельным договорам или игнорирование исполнительных листов по проигранным судам? или может быть это невыплаченные за ПЯТЬ (5) лет авторские отчисления? Или может быть шантаж удалением каталогов? ммм?», — парирует в реплаях к этой записи рэпер СД (орфография оригинала сохранена частично — «МБХ медиа»).
Открытым письмом «Джема» о долгах «Яндекса» на своих страницах в соцсетях также поделились экс-участник группы «Машина времени» Евгений Маргулис (с предуведомлением «Тем, кто интересовался куда из Яндекса исчезла наша музыка») и группа «Мираж».
«Удивительно, что компания “Яндекс”, проектирующая беспилотные автомобили и систему распознавания речи, относящаяся к высокотехнологичным компаниям, до настоящего времени не смогла создать систему распознавания музыкального контента и его идентификации», — замечает «Джем» в своем письме.
Интересно, что судебные тяжбы, инициированные «Джемом» отразились на репутации сервиса слабо или вовсе никак. Число подписчиков «Яндекс.Музыки» к концу 2019-го выросло за полтора года в три раза за полтора года и достигло трех миллионов.
Золотые нулевые и убыточные сервисы
Несмотря на то, что многие молодые исполнители завоевали популярность именно благодаря стриминговым сервисам, такая система работы устраивает не всех. Например, продюсер Иосиф Пригожин тоскует по нулевым, когда проданные диски приносили больше прибыли, чем гастроли. Сейчас основной доход исполнителям приносят выступления, а публикация новых треков служит своего рода рекламой будущих концертов. Пригожин отмечает, в эру компакт-дисков сами продажи фонограмм контролировать было легче. Среди стриминговых сервисов следить за этим, по его словам, позволяет только недавно начавший работать в России Spotify.
«Исполнителям очень сложно получать деньги за музыку, которая монетизируется в огромных объемах. Потребление музыки очень быстро растет в мире, денег на ней зарабатывается очень много, но артисты получают меньше, чем они получали на переломе веков — в 1999 и 2000 гг, — рассказывает эксперт Евгений Сафронов, — после этого был большой и серьезный обвал — чуть ли не втрое. Он сменился ростом стриминговых сервисов, но до уровня 1999-го еще очень далеко. При этом на музыке в последние годы стали зарабатывать больше, но эти деньги до авторов, исполнителей и издателей не доходят, а остаются у производителей оборудования, организаторов широкополосного доступа в интернет. В общем, у технологических компаний, которые сейчас полностью управляют потреблением».
По словам эксперта, ситуация усугубляется сломом экономической модели, сложившейся за последние 15 лет — музыканты уже приучились зарабатывать на концертах, но в условиях пандемии эта часть музыкальной отрасли просто рухнула. «С марта этого года они не работают и не приносят деньги в свои семьи. И не только артисты, но и организаторы концертов, билетные компании, продюсеры шоу, аранжировщики, звуко- и светорежиссеры. Большая инфраструктура, сотни тысяч людей в результате этой ситуации остались без работы», — отмечает Евгений Сафронов. По его словам, продажей фонограмм в интернете не сможет заработать даже самый популярный артист. «В лучшем случае это 40-50 тысяч рублей за трек в месяц, — подсчитывает эксперт, — и это надо поделить на группу и всех, кто участвовал в создании произведения — начиная с авторов и заканчивая водителем».
Но требовать повышения отчислений от стримингов бессмысленно, ведь все они убыточны, полагает Сафронов. «Прибыли у них нет как таковой, а денежный поток увеличивается только за счет инвестиций. Все эти компании неустойчивы, во многом зависят от того, насколько дешево они заплатят за контент. Но если с них начнут требовать деньги, как это делает Черкасов, к ним будет много вопросов», — рассказывает главред InterMedia.
«Яндекс.Музыка», по утверждению Сафронова, вообще работает по так называемой рекламной модели, оставаясь бесплатным для потребителей с ПК, и за небольшие деньги — 199 рублей в месяц — предоставляя свой контент пользователям мобильных устройств. «Доходы совсем небольшие для “Яндекса”, но они — большая международная компания, которой “Музыка” нужна для привлечения покупателей на прибыльные сервисы. Сейчас так поступают практически все международные корпорации, которые уже поглотили всех мэйджоров-производителей контента в мире», — объясняет он.