in

Неравенство зарплат: проблема во «временщиках» в руководстве и слабых профсоюзах

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

 

Разрыв между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения в России в два раза больше, чем в развитых странах. Это показывают последние данные Росстата, в соответствии с которыми половина россиян получает зарплату меньше 35 тысяч рублей. В то время как зарплата 36 топ-менеджеров «Газпрома», «Роснефти» и Сбербанка превысила бюджет двух регионов РФ. Но, как говорят опрошенные «МБХ медиа» эксперты, резервы для увеличения зарплат в экономике на самом деле есть, как у государства, так и у бизнеса.

Доходы 10% самых высокооплачиваемых работников (157 тысяч рублей) в 13 раз выше доходов 10% самых низкооплачиваемых (12 тысяч), следует из новых данных Росстата. Медианная зарплата составила 35 тысяч рублей, то есть одна половина россиян получают меньше этой суммы, а другая больше. При этом средняя зарплата по данным Росстата составила больше 47 тысяч рублей. Именно о размере средней зарплаты предпочитают отчитываться власти России. Цифра средней зарплаты выше медианной, потому что при расчете средней зарплаты суммируются зарплаты как самых высокооплачиваемых россиян, так и самых бедных. 

Медианная зарплата — более объективный показатель, именно на него властям стоит обращать внимание в разработке социальной политики, сказал в разговоре с «МБХ медиа» Директор института стратегического анализа компании ФБК Грант Торнтон Игорь Николаев.

Цифра медианной зарплаты по регионам отличается в разы. Если в Москве — это 66 тысяч рублей, то в Орловской — 23 тысячи. Самые большие медианные зарплаты в Ямало-Ненецком, Ненецком и Чукотском автономных округах — свыше 70 тысяч, самые маленькие — в республиках Северного Кавказа — 21 тысяча. Чем беднее регион, тем больше разница в средней и медианной зарплате.

Важно, что и эта статистика Росстата не может точно отразить реальную ситуацию с зарплатами, потому что в своих подсчетах ведомство не учитывает малые и микропредприятия, в которых зарплаты еще ниже

В развитых странах, например в ЕС, разрыв между самыми высоко и самыми низкооплачиваемыми работниками гораздо меньше, что указывает на высокий уровень социального неравенства в России.

Если в России этот показатель разнится в 13 раз, то во Франции — 2,7 раз, в Бельгии, Дании и Финляндии — 2,4 раза. Медианная зарплата во Франции после вычета налогов — 1380 евро. В Германии, где в зависимости от состава семьи на налоги уходит 30-40% — 2500 евро до вычета налогов. 

По неравенству зарплат Россия ближе к развивающимся странам, но, например, по косвенным показателям ее уже обгоняет Китай, замечает Игорь Николаев. Неравенство доходов иллюстрирует также показатель доли доходов населения, которые оно тратит на еду: чем беднее страна, тем больше денег из ежемесячного дохода население проедает. Согласно «РИА Рейтинг», россияне тратят на еду 31% от зарплаты — а в Китае с прошлого года уже меньше, утверждает Николаев. В Германии этот показатель — 12%, во Франции — 13%, в Казахстане — 46%, на Украине — 50%. Доля затрат на еду среди россиян растет из-за падения реальных доходов населения. 

На неравенство зарплат в России влияет несколько факторов. «Это в том числе следствие налоговой и социальной политики государства, которое устанавливает зарплаты бюджетникам», — говорит Николаев. Например, в 2019 году в России на фоне снижения реальных доходов населения в течение пяти лет подряд, вырос налог на добавленную стоимость (НДС).

 «Низкие зарплаты — это следствие слабых профсоюзов, которые по своей сути декоративные. На уровень зарплаты они не влияют», — говорит Николаев. Он замечает, что не всем чиновникам повезло с высокой зарплатой — внутри ведомств расслоение тоже велико: «Разрыв между зарплатами чиновников тоже должен быть меньше. Неправильно, когда рядовой специалист получает в десятки раз меньше, чем заместитель министра или министр — такого в развитых странах нет», — говорит Николаев.

Резерв для повышения зарплат есть в целом по экономике — и в частных компаниях, и в государственных. У нас отчитываются о рекордных прибылях, а зарплаты населения — нет», — замечает Николаев. О рекордной прибыли за 2018 год отчитались, например, «Газпром», «Роснефть», Сбербанк

Низкая ответственность собственников бизнеса  — еще один фактор, влияющий на имущественное расслоение общества. Он, в свою очередь, напрямую зависит от экономической политики России.

“Если в стране невысокая определенность экономической ситуации, если неизвестно, что будет дальше, то возобладает психология временщика. Получается, что собственники и топ-менеджеры сами себе устанавливают зарплату, потому что неизвестно, что будет завтра, надо по максимуму взять сегодня», — заключает Николаев. 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.