В столице началось голосование по выбору памятника на Лубянской площади в Москве. Варианта предложено только два — Феликс Дзержинский или Александр Невский. Уже в первый день голосования начались проблемы с работой сайта «Активный гражданин», а писатель Захар Прилепин, который изначально и обратился в столичную мэрию с предложением вернуть памятник Дзержинскому на Лубянку, обвинил платформу во вбросах голосов.
Голосование началось 25 февраля на портале «Активный гражданин», на сайтах СМИ и в виде опроса муниципальных депутатов. Оно продлится до 5 марта. Результаты опроса передадут в Общественную палату, которая и была инициатором голосования. Однако окончательное решение примет специальная комиссия Мосгордумы.
К 18.30 25 февраля за памятник Невскому проголосовал 51% опрошенных, а за памятник Дзержинскому — 49%. Голосование идет всего день, однако пользователи соцсетей уже обратили внимание на технические проблемы — не у всех получается принять участие в опросе.
Писатель Захар Прилепин даже заявил о вбросах на голосовании. «„Активный гражданин“ в 10 утра открыл голосование за памятник Дзержинскому/Невскому и сразу „загрузил“ 2 тысячи голосов за Невского. Чтоб у него было сразу большинство. Мы это без труда отследили», — написал он в своем телеграм-канале. Сама платформа эти обвинения отрицает. «Информация недостоверна. Мы постоянно следим за ходом голосования, оно вызывает живой интерес у пользователей. Через 10 минут после старта голосования свое мнение высказало более 2,6 тыс. пользователей, из которых 66% высказались за установку памятника Александру Невскому и 34% за установку памятника Феликсу Дзержинскому. К концу первого часа в голосовании приняло участие почти 20 тыс. человек. Все системы работают в штатном режиме, наблюдается высокая активность пользователей по голосованию, но никакой подозрительной активности не зарегистрировано», — объяснили изданию «Подъем» в ГКУ «Новые технологии управления», контролирующем работу «Активного гражданина».
Еще в феврале Прилепин выступал за возвращение памятника Дзержинскому на Лубянку. «Снос Дзержинского в 1991 году — это символ крушения России, крушения (пусть советской, но, конечно же — нашей) империи, крушения всего того, что мы пытаемся вернуть, возобновить, реанимировать: социальные гарантии, порядок, безопасность, суверенитет. Возвращение Дзержинского — это колоссального значения символический акт: это возвращение означает, что мы готовы преломить торжество 91-го, мы готовы преодолеть распад и хаос», — писал он на своей странице в Facebook.
Тогда Прилепин вместе с другими писателями, журналистами и блогерами обратился в Мэрию Москвы с просьбой вернуть памятник на Лубянку. Среди авторов письма были Александр Проханов, Дмитрий Пучков и Леся Рябцева. В обращении они отметили, что памятник уже успел стать частью исторического и культурного ландшафта столицы. «Когда мы говорим о необходимости возвращения памятника Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому на Лубянскую площадь Москвы, мы говорим даже не столько об историческом, сколько об историко-культурном значении этого монумента», — говорилось в письме. Авторы письма считают, что памятник будет вполне сочетаться с установленным на площади в 1990 году Соловецким камнем, памятником жертвам политических репрессий в СССР: «Возвращение памятника Феликсу Дзержинскому работы Вучетича на исторически обусловленное место его установки, на Лубянскую площадь, никоим образом не подменяет установленный на этой же площади Соловецкий камень, а напротив, если хотите, дополняет его».
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов согласился с тем, что памятник на Лубянке нужен, но за конкретный вариант агитировать не стал. Он отметил, что на площади «всегда что-то присутствовало — памятник, фонтан или временные композиции». Провести голосование предложил журналист и заместитель председателя Общественной палаты Алексей Венедиктов. Он, правда, считал, что в опрос нужно включить больше двух вариантов: «Сюда необходимо включить широкий спектр фигур — и Феликсу Дзержинскому, и государю Ивану III, и князю Александру Невскому, и, например, предложенному здесь Юрию Андропову, и другим историческим деятелям».
А вот лидер ЛДПР Владимир Жириновский говорил, что памятник на Лубянской площади и вовсе не нужен. «Пусть на Лубянской площади будет или клумба, или небольшой фонтанчик. Вообще никому ставить памятники не надо, не надо превращать наши города в кладбища», — заявил он в эфире телеканала «Россия 24». С 1835 по 1934 год на площади действительно был фонтан, над оформлением которого работал скульптор Джованни Витали. Сейчас этот фонтан установлен у здания президиума РАН в Москве. Идею вернуть на площадь фонтан поддержал председатель Мосгордумы Алексей Шапошников, глава российских масонов Андрей Богданов и представитель Федерации еврейских общин Борух Горин, однако в голосование этот вариант так и не вошел.
«Русская служба Би-би-си» сообщала, что у Кремля и мэрии Москвы есть собственный фаворит в голосовании — Александр Невский. По словам одного из источников издания, власти прилагают усилия, чтобы в опросе победил именно он. Другой собеседник издания пояснил, что обсуждение памятника нужно было для того, чтобы отвлечь россиян от расследования Навального о «дворце Путина».
Памятник Дзержинскому стоял на Лубянке с 1958 по 1991 год. Тогда его демонтировали и перевезли к новому зданию Третьяковской галереи, где позже появился парк «Музеон». Там памятник находится до сих пор.