in

«Никто не должен сказать что-либо раньше Путина». Почему Кремль молчит о расследовании Навального

«Никто не должен сказать что-либо раньше Путина». Почему Кремль молчит о расследовании Навального
Алексей Навальный. Кадр из видео Алексея Навального

После выхода совместного расследования Bellingcat, CNN, The Insider и Der Spiegel об отравлении Алексея Навального сотрудниками ФСБ прошло больше суток, однако власти, как и федеральные каналы, пока никак на него не отреагировали. Тем временем, ролик на YouTube-канале Навального набрал больше 8 миллионов просмотров и возглавляет тренды видеохостинга. Политологи рассказали «МБХ медиа», что значит молчание Кремля и когда оно прервется. 

«Они не считают нужным быстро отвечать»

Расследование о том, как сотрудники ФСБ отравили Алексея Навального, вышло 14 декабря. На следующий день пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отменил на 15 и 16 декабря ежедневный телефонный брифинг с журналистами. В Кремле пояснили, что это сделано из-за подготовки к ежегодной большой пресс-конференции президента Владимира Путина, которая пройдет 17 декабря. 

Политолог, основатель аналитического центра R.Politik Татьяна Становая считает, что власть просто не считает нужным быстро реагировать. Она также уверена, что публичных санкций против показанных в ролике сотрудников ждать не стоит.

«Это для нас непривычная ситуация и мы ждем ответа, а для руководства страны никакой трагедии в выходе расследования нет. Возможно, они просто не считают нужным быстро отвечать и все», — сказала политолог «МБХ медиа».

«Для меня более значимый нюанс в том, что журналисты из разных стран и команда Навального больше месяца проводили расследование о произошедшем внутри России и это осталось незамеченным вообще всеми», — сказала Татьяна Становая.

Бывший главный редактор «Газета.ру» и «Forbes. Украина» Михаил Котов уверен, что власти оказались удивлены наличием конкретных данных обо всех участниках операции и их передвижениях. 

«Им нужно время, чтобы перегруппироваться, потому что был сделан точечный удар. Теперь нужна слишком мощная контрверсия и мозговой штурм. Возможно, они выжидают и готовят что-то настолько мощное, что должен сказать не Песков, а Путин во время своей пресс-конференции», — говорит Котов.

С этим согласен политолог Станислав Белковский, который считает, что позиция Кремля будет озвучена как раз на пресс-конференции Путина. «Кто-то в этот день задаст вопрос про Навального. И Путин, на мой взгляд, скажет что-то эксклюзивное. Мертвая тишина кремлевских каналов связана с томительным ожиданием пресс-конференции. Никто не должен сказать что-либо раньше Путина. Каким этот ответ Путина будет, я, разумеется, предположить не могу. Но пресс-конференция не будет отменена, и что-то про «берлинского пациента» будет сказано»,  —  сказал «МБХ медиа» Белковский.

«Невозможно молчать бесконечно»

По мнению Становой, власть смотрит на расследование под иным углом, нежели это представляет общественность. 

«Если говорить о представителях пропаганды, то они, скорее всего, будут говорить о руке Запада и фейках в расследовании. Что касается Путина, думаю, он считает себя подотчетным только истории и Богу. Для него это не расследование, а часть войны, в ходе которой его власть пытаются разрушить. То есть это совершенная иная логика. Возможно, поэтому он не считает важным отчитываться за такие вещи», — говорит Становая. 

«Все решения Путин принимает сам, — говорит Станислав Белковский. — Я не разделяю представление о том, что Путин тяжело болен и находится за пределами реальности, которая кем-то нагнетается».

«Да, определенная борьба кланов может иметь отношение к этому скандалу. Поскольку главным арбитром в межклановой борьбе в современной России является Владимир Путин, он и должен принять решение, что по этому поводу говорить. И что-то скажет он именно 17 декабря», — уверен Белковский.

Михаил Котов считает, что Кремлю в любом случае придется высказаться, поскольку за этим расследованием могут последовать санкции. 

«Да, можно говорить, что в этой работе участвовали не только журналисты, но и западные спецслужбы. Но это не отменяет приведенных фактов о применении химического оружия в политических целях. Нужно весомые контраргументы, бесконечно молчать об этом будет невозможно», — добавил он. 

Следком возобновил дело против сторонников Навального

15 декабря директор издания 7х7 Павел Андреев рассказал The Insider, что Следственный комитет возобновил расследование уголовного дела по статье «Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК РФ) в отношении соратников Навального Владимира Ашуркова, Николая Ляскина и Константина Янкаускаса. Дело было возбуждено еще в 2014 году по факту сбора средств на «Яндекс. Кошелек» в поддержку оппозиционера во время выборов мэра Москвы в 2013-м.

Андреев рассказал, что проходит по делу в качестве свидетеля, что означает, что оно официально возобновлено. Он уточнил, что ему предлагают стать потерпевшим по делу, но он отказался. 

Как реагировали на другие расследования Навального

В Кремле всегда осторожно говорят о расследованиях, публикуемых Навальным или касающихся его. Так, после выхода в декабре 2015 года фильма про генпрокурора РФ Юрия Чайку Песков сначала заявил, что в Кремле еще не успели ознакомиться с ним. Спустя несколько дней он сказал, что с видео ознакомились, но интереса оно не вызвало. Изложенные в расследовании факты якобы были известны еще в июне 2015 года.

Сам  Юрий Чайка через две недели после выхода фильма рассказал, что считает заказчиком  главу фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера и стоящие за ним спецслужбы.

2 марта 2017 года вышло другое громкое расследование Навального про премьер-министра и бывшего президента России Дмитрия Медведева. В день выхода фильма пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова назвала его «предвыборным выпадом».

Медведев впервые прокомментировал обвинения в коррупции в свой адрес 4 апреля.Он заявил, что фильм заказали «люди, у которых есть вполне конкретные политические цели» и добавил, что расследование было сделано по «принципу компота».

«Берут разную муть, чушь, собирают, если касается меня, моих знакомых людей, собирают какие-то бумажки, одежду, потом создают продукт и предъявляют его. Разобраться в этом, достаточно сложно, а если за это хорошо заплачено, то продукт получается достаточно добротный», —  сказал Медведев. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.