in

Нижегородцу грозит 7 лет колонии за сбор валежника. Как такое возможно?

Сбор валежника
Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Против жителя небольшой деревни в Поволжье возбудили уголовное дело за то, что он вывез из местного леса стволы трухлявых деревьев. Сбор валежника в России легализован с 2019 года, однако из-за абстрактных определений и разночтений в законодательных актах такой способ заготовки дров для своего дома все равно может грозить жителям разных регионов серьезными проблемами. «МБХ медиа» рассказывает, почему и из-за чего так происходит. 

Против Геннадия Толчонкова, жителя села Зверево в Нижегородской области, возбудили уголовное дело за «незаконную рубку лесных насаждений, совершенную в особо крупном размере» (ч. 3 статьи 260 УК). Ему грозит до семи лет лишения свободы — он якобы украл из леса 13 стволов деревьев. Сам Геннадий в то же время утверждает, что забрал из леса «ветролом», то есть поваленные сильным ветром деревья, или, как его еще называют, ветровал. По словам Толчонкова, он просто отпилил корни и верхушки, после чего отвез их к себе домой.

Дело против Толчонкова возбудили по заявлению местного лесничества. В комментариях местному телеканалу «Че» представители этой организации заявили, что собранные Геннадием деревья — не валежник, а «пиловочник», то есть товарная древесина. А когда они приехали вместе с правоохранительными органами к подозреваемому, то обнаружили, что «он уже что-то собирался из нее строить».

«Нашли козла отпущения — других слов не находится. Здесь деревьев с корнями очень много (…) Людям надо говорить, наоборот: берите, чтобы в лесу был порядок. Тут не то что проехать, пройти невозможно», — указывает Мария Толчонкова, жена Геннадия.

Кто виноват

В конце сюжета телеканала ведущий уточняет, что деревья, поваленные ветром, в России к этой категории не относятся — до тех пор, пока не начнут гнить или в них не заведутся насекомые. Только такую, непригодную древесину россияне могут собирать без страха попасть под статью.

В сюжете Геннадий Толчонков показывает, что в лесу, где он якобы украл стволы, лежит еще много ветровала, и демонстрирует отпиленные трухлявые корни деревьев, стволы которых он забрал. Он заявляет, что взятые им деревья были мертвы.

В полиции, напротив, утверждают, что Толчонков сам выдернул их из земли с помощью своего трактора. По словам Геннадия, полицейские изъяли у него пилу и трактор, причем сделали это без соответствующего решения суда.

Вообще, валежником считаются остатки стволов деревьев, сучьев, которые появились из-за естественного отмирания деревьев. Его сбор был разрешен законом 2018 года, вступившем в силу с 1 января 2019 года.

В «Памятке для граждан, осуществляющих заготовку и сбор валежника для собственных нужд» указано, что вывернутые с корневищем ветровальные деревья не считаются мертвыми. «Хотя они лежат на земле, но могут продолжать жить, расти и даже давать вегетативное потомство», — уточняется в документе. При этом там же говорится, что ветровальные и буреломные деревья все же можно считать потенциально мертвыми: «Необходимо лишь время для того, чтобы проявились признаки усыхания (омертвления) данных деревьев». Именно на эти признаки и пытался указать Толчонков на видео.

Эта памятка, разработанная в Минприроды по рекомендации Совфеда, напоминает, что к валежнику можно отнести только то дерево, если оно (или его часть) лежит на поверхности земли и имеет признаки естественного отмирания. Дерево считается отмершим, если на нем нет хвои и листвы, «прекращено сокодвижение», от ствола отслаивается кора, а древесина потемнела и стала серой или темно-коричневой. Об отмирании дерева еще свидетельствует гниль на стволе, трутовые грибы, плесень, мох и заселение вредителями.

При этом деревья или их части, которые относят по закону к валежнику, не должны быть расположены там, где проводятся лесосечные работы — тогда эта древесина принадлежит арендатору.

От региона к региону

Уже после принятия закона в 2019 году выяснилось, что свободно собирать валежник можно будет не во всех регионах России. Замминистра природных ресурсов и экологии, глава Рослесхоза Иван Валентик рассказал в интервью «Российской газете», что хотя собирать валежник можно, не уведомляя об этом власти в любом объеме, «отдельные регионы вводят более жесткие требования». Изначально закон предполагал, что россиянам больше не придется заключать договор на заготовку такого сырья, однако власти на местах начали требовать у граждан другие документы или вводить странные нормативы.

Сбор валежника в Челябинске
Сбор валежника. Фото: Вадим Ахметов / URA.RU / ТАСС

Так, по словам Валентика, в Краснодарском крае по-прежнему надо подавать уведомления и учитывать количество собранного. В Красноярском крае власти выделяют для сбора только один конкретный участок в границах лесничества. В Пензенской области собирать валежник можно было только без рубки и вообще без использования каких-либо инструментов. В Тверской области установили, что «длина палок» собранного валежника должна составлять не более одного метра.

Директор Лесной программы WWF России Николай Шматков считает, что федеральный закон о валежнике изначально был направлен на защиту интересов, в первую очередь, малообеспеченных граждан — не только сельских жителей, но и дачников, не все из которых могут позволить себе регулярно покупать дорогостоящие дрова.

Быть может, поэтому в Госдуме возмутились препятствиями в регионах для свободного сбора валежника и назвали местные правила «избыточными и необоснованными». Несмотря на это, федеральные власти оставили возможность регионам вносить локальные поправки в местные нормативно-правовые акты. С актуальными условиями сбора в каждом конкретном регионе страны можно ознакомиться на сайте местного органа власти, в ведении которого находится природопользование. 

Как сбор валежника стал законным

Интересно, что до 2019 года сбор упавших деревьев и их частей в России вообще считался незаконной заготовкой древесины: отправиться в лес и привезти оттуда машину дров было запрещено. Для того, чтобы делать это легально, было необходимо получить разрешение местных властей, а в некоторых регионах — еще и заплатить пошлину. Жителям негазифицированных населенных пунктах, где топят дома дровами, для заготовки валежника нужно было оформить специальный договор с местым лесхозом.

Большинство деревенских жителей и дачников эти нормы игнорировали и, по сути, становились нарушителями. Местные власти, как правило, не обращали внимания на такие мелкие нарушения и не расследовали их. Однако если сборщик валежника попадал в поле зрения лесника, приходилось платить штраф.

В 2018 году россиянам специальным законом разрешили заготавливать поваленные деревья для собственных нужд. Закон вступил в силу с 2019 года. Он вносил изменения в Лесной кодекс России и вывел валежник из категории древесины, включив его в перечень «недревесных лесных ресурсов». К ним до этого относились только пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, еловые и сосновые лапы, ели для новогодних праздников и многое другое.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.