Глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев на сессии Всемирного экономического форума в Давосе, который проходит в онлайн-формате, заявил, что мир ждет появление новых «черных лебедей» — непредсказуемых событий с глобальными последствиями. «МБХ медиа» рассказывает, какие события могут значительно повлиять на мировую экономику и рынки в этом году.
Дмитриев пользуется термином, который стал популярным, благодаря книге писателя, трейдера и аналитика Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Ученые долго считали, что в природе существуют только белые лебеди, пока в конце XVII века в Западной Австралии не были найдены лебеди с черным оперением, что произвело переворот в естествознании. Талеб называет черным лебедем событие, которое практически невозможно предсказать, и которое оказывает глобальное влияние на политику, экономику, науку и на жизнь людей.
Какие бывают «черные лебеди»
К подобным событиям Талеб относит мировые войны, глобальные финансовые кризисы, появление и быстрое распространение интернета, распад СССР и многое другое – все, что значительно меняет ход истории. С момента выхода книги понятие «черный лебедь» прочно вошло в обиход экономистов и финансовых экспертов. Сам автор теории утверждает, что его книга — лишь эссе и не носит научного характера.
Распознать «черного лебедя» можно по трем характерным признакам: исключительность и абсолютная неожиданность, колоссальное влияние и последующие упорные попытки объяснить событие задним числом.
Талеб считает, что универсальных решений в случае появления «черных лебедей» нет, каждый случай нужно рассматривать отдельно, и люди просто должны приспосабливаться к последствиям того или иного события. Подготовиться к черным лебедям, по мнению автора теории, невозможно.
«Черные лебеди»-2021: дружба США и Китая, раскол в ОПЕК и падение доллара
Несмотря на непредсказуемость настоящих «черных лебедей», банковские аналитики и финансисты не оставляют попыток заглянуть в будущее и предположить, с какими экономическими трудностями может столкнуться мир. В середине декабря 2020-го британский банк Standard Chartered Plc составил список потенциальных сюрпризов 2021 года, которые способны оказать влияние на мировые рынки. Одним из таких сценариев глава отдела глобальных исследований банка Эрик Робертсен считает улучшение отношений США и Китая и укрепление курса юаня. Для России разрядка в отношениях двух этих стран может означать, что ставка на усиление сотрудничества с мощным восточным соседом на фоне усиления конфронтации с Западом не сыграет, а лишь усилит сепарацию России от глобального мира.
Еще один «черный лебедь» — раскол в ОПЕК. Если экспортеры нефти откажутся придерживаться квот на добычу, о которых договорились в самом начале пандемии, организацию стран-экспортеров нефти ждет крах. В результате цены на нефть обрушатся до $20 за баррель. Для России, которая едва отправилась от весеннего падения цен до $10 за баррель, это негативный сценарий, который может привести к резкому ухудшению состояния российского бюджета.
Другая угроза – возможный отказ нового министра финансов США Джаннет Йеллен от политики сильного доллара, что может привести к подешевению доллара на 15%. Для нашей страны быстрое падение доллара на мировом рынке может означать укрепление рубля, но едва ли оно будет значительным и сможет помочь российской экономике. Которая, к тому же, во многом зависит от экспорта, а для него укрепление национальной валюты, наоборот, неблагоприятно.
Кроме того, по прогнозам британского банка, могут начаться корпоративные дефолты, которые постепенно накроют и финансируемые государством компании, что приведет к понижению рейтингов. В результате ко второму кварталу акции развивающихся рынков могут упасть на 30%, и год для них станет худшим с 2013-го. Россия – одна из крупнейших стран с развивающейся экономикой, и эта ситуация может коснуться ее в полной мере. Впрочем, пока российская государственная экономика с минимальным числом компаний малого и среднего бизнеса преодолевает кризис даже лучше, чем многие страны с развитой рыночной экономикой, говорится в докладе Всемирного банка.