Сторонникам оппозиционера Алексея Навального могут запретить не только заниматься агитационной и организационной деятельностью, но и участвовать в выборах. Для оправдания нового запрета его авторы из числа депутатов «Единой России» использовали такие формулировки, как «партизанская война», «вербовка» и «идеология радикализма». Эксперты считают, что благодаря очередному закону, направленному на борьбу с оппозицией, даже из-за доната или безобидного лайка можно будет лишиться пассивного избирательного права.
Госдума 18 мая в первом чтении рассмотрит законопроект, устанавливающий запрет на участие в выборах в Госдуму для тех, кто «был причастен» к деятельности запрещенной и признанной экстремистской организации. Авторами законопроекта выступила группа депутатов от «Единой России», в том числе Василий Пискарев и Андрей Исаев. Учитывая скорость работы над проектом (он был внесен 4 мая), закон планируется принять до сентябрьских выборов.
В проекте сказано, что своего пассивного избирательного права в случае принятия закона лишатся те, кто являлся до запрета организации не только ее руководителями, членами и «участниками и работниками», но и «иные лица». К этим иным лицам в тексте законопроекта отнесены те, кто, например, поддерживал запрещенную организацию деньгами, предоставлял ей помещения, «организационно-методическую, консультативную или иную помощь».
Участвовать в выборах в случае принятия закона в его нынешнем виде учредители и руководители запрещенных организаций не смогут последующие пять лет после их запрета, а участники, работники и иные лица — три года. При этом в документе уточняется, что закон, по сути, имеет обратную силу. Человек, руководивший организацией (или ее структурными подразделениями) или учредивший ее, лишается своего права участвовать в выборах в качестве кандидата даже в случае, если эта деятельность пришлась на период в течение трех лет до запрета организации. Для участников, членов, работников и иных лиц этот срок составляет один год.
По мнению авторов законопроекта, он должен поставить «заслон для проникновения в парламент руководителей, участников и спонсоров террористических и экстремистских организаций».
«Введение таких ограничений для лиц, придерживающихся крайних взглядов, основанных на идеологии радикализма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, допускающих в своих воззрениях нарушение закона вплоть до совершения терактов и ведения партизанской войны, оправдано с учетом особого статуса депутата, — заявил один из авторов законопроекта Василий Пискарев. — Необходимо исключить возможность использования ими парламентской трибуны и полномочий депутата для пропаганды и оправдания своих идей, а также для вербовки новых сторонников».
Сторонники Алексея Навального считают, что данный законопроект направлен главным образом на борьбу с ними. В настоящее время Мосгорсуд рассматривает иск прокуратуры о запрете Фонда борьбы с коррупцией, который российские власти уже признали иностранным агентом, а также связанных с Навальным иных структур, например региональных штабов. Не так давно, не дожидаясь решения о запрете, о роспуске штабов объявил их руководитель — Леонид Волков. О готовящемся законе в своем фейсбуке он написал: «Мы уже видели массу “законов против Навального”, но такого еще не было, конечно. Жертвовал хотя бы копейку в ФБК в течение последнего года — тебе нельзя баллотироваться в Госдуму. Работал координатором штаба Навального в течение последних трех лет — тебе нельзя баллотироваться в Госдуму».
Сейчас о своем намерении участвовать в выборах уже объявили как минимум два соратника Навального — юрист ФБК Любовь Соболь и бывший глава московского штаба Олег Степанов. Очевидно, что в случае быстрого принятия нового закона, до выборов их не допустят. Впрочем, как именно новый закон будет работать, точно пока не знают и в избиркомах. Как объяснил «МБХ медиа» на условиях анонимности член одной из российских избирательных комиссий, вероятно, все будет строиться в рамках межведомственного сотрудничества.
«Комиссия тут не субъект, комиссия лишь получит ответы из контролирующих органов и оценит их тем или иным способом. Участвующие ведомства — Минюст, прокуратура, налоговая и, возможно, Росфинмониторинг. База данных по всем платежам с карт любого человека есть в кабинете налогоплательщика, каждый может ее сам на себя посмотреть. Какие-то ответы или дополнительная информация могут в процессе кампании прийти или оппоненты могут выяснить. Если информация о причастности [к работе в запрещенной организации] подтвердится после регистрации, комиссия может принять решение обратиться в суд [для отмены регистрации]», — объяснил собеседник «МБХ медиа».
Адвокат Любови Соболь Владимир Воронин считает, что закон имеет размытые формулировки. Это наводит на мысль о том, что он принимается, чтобы власть всегда имела под рукой простой инструмент для снятия неудобных кандидатов с выборов. «Проект написан настолько размыто, что, по большому счету, он может коснуться абсолютно кого угодно, — сказал Воронин “МБХ медиа”. — Если человек поставил лайк к какому-нибудь посту [запрещенной организации], то это можно расценивать как оказание иной помощи».
При этом, уточнил адвокат, очевидно, что никакие «экстремистские списки» под этот закон составляться не будут. Человека не внесут, например, в список Росфинмониторинга за донаты ФБК, если он их перевел за год до запрета организации. Но если этот человек решит пойти на выборы, о донате вспомнят, и на основании этого откажут в регистрации. «То есть это инструмент исключительно ситуативный», — отметил Воронин. По его словам, свои внутренние списки могут составлять лишь силовые ведомства — МВД и ФСБ. И если с руководством и работниками ФБК все понятно, так как фонд является официально зарегистрированным юрлицом и все его сотрудники на виду, то те, кто предоставлял иную помощь, могут в них оказаться. «Поэтому тем, кто [собирается пойти на выборы] и ставил лайки, наверное, сейчас стоит задуматься», — сказал Владимир Воронин.
В законопроекте сказано, что он не противоречит статье 104 конституции РФ. Иначе говоря, он внесен компетентным органом. Правовое управление правительства РФ в своем отзыве сообщило, что не видит оснований для заключения относительно соблюдения указанной нормы конституции. Однако эксперты указали на то, что другой важной нормы, непосредственно касающейся конституции, парламентарии как будто не заметили. Член политсовета «Яблока» и один из авторов российской конституции Виктор Шейнис в беседе с «МБХ медиа» напомнил о статье 54 в основном законе страны, в которой сказано, что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».
«Это совершенно беззаконное дело, — отметил Шейнис относительно внесенного в Госдуму законопроекта. — Как можно лишать человека пассивного избирательного права за то, что за несколько лет до запрета организации он участвовал в ее деятельности? Каким образом эта Государственная дума, не вызывающая у меня никакого уважения, принимает законы, находящиеся в резком противоречии как со смыслом, так и с буквой закона?».
Адвокат Владимир Воронин на этот счет добавил, что в законопроекте авторы могли намеренно не устанавливать никакой ответственности за причастность к запрещенной организации в прошлом, чтобы не противоречить 54-й статье конституции. «Человек [согласно законопроекту] поражается в правах, но никакой ответственности для него не устанавливается. Думаю, извращенная логика законодателя в этом и будет заключаться: подождите, а мы их не штрафуем, где же здесь противоречие конституции?». Воронин полагает, что, если закон будет принят в его нынешнем виде, он непременно будет обжалован в Конституционном суде.