in

«Ой, что-то у него крыльцо кривое». Почему в Омске уничтожают историческую застройку

Фото: Общество охраны памятников / ВКонтакте

 

Еще в конце 2018 года два исторических деревянных дома в Омске, по сути, приговорили к сносу. Местные активисты пытались обжаловать такое решение местных властей, а на майские праздники решили выйти на митинг — другие способы воздействовать на проблему у них закончились.

Четвертого мая около 30 активистов собрались на одной из центральных улиц Омска и провели митинг у одного из двух домов, которые скоро могут быть снесены. Эти дома, построенные больше ста лет назад, по мнению многих экспертов, одни из немногих сохранившихся в городе примеров деревянного классицизма и сибирского зодчества, имеют уникальные наличники и другие архитектурные элементы, нуждающиеся в охранном статусе.



Митинг организовали представители омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Он проходил у дома купца Арефьева, который с 90-х годов считался выявленным памятником архитектуры (здание, имеющие признаки объекта культурного наследия, но еще не включенное в реестр памятников архитектуры), а несколько лет назад был признан аварийным и расселен.

После этого члены ВООПиК рассчитывали отреставрировать дом, внеся его в список претендентов на участие в программе «Том Сойер фест». В рамках этой программы каждое лето волонтеры по всей России реставрируют старые, чаще всего деревянные здания, которые, по их мнению, имеют историческую ценность, но не охраняются государством. Планы местных активистов нарушились после того, как в ноябре прошлого года Министерство культуры Омской области провело экспертизу дома Арефьева и дома Большакова и исключило их из реестра объектов культурного наследия. Охранный статус здания потеряли, а значит, их сносу ничего не препятствует.

Однако специалисты из ВООПиКа уверены, что экспертиза была проведена с нарушениями. «Нам отказывают во включении в реестр десятков зданий, с нашей точки зрения, являющихся архитектурными памятниками, — рассказал «МБХ медиа» член омского отделения общества Алексей Сорокин. — Причем аргументация примерно такая: ой, а что-то у него крыльцо кривое. То есть чистая вкусовщина. В этих двух конкретных случаях очевидно, что у этих домов есть признаки памятника архитектуры. Видно же, даже на фотографиях, что наличники — исторические, другие элементы тоже имеют огромную ценность».

В апреле этого года мэрия подписала постановление о сносе дома Арефьева. Сорокин уверен, что власти действуют так из-за недостатков законодательства, которое обязывает городскую администрацию сносить ветхие здания, не являющиеся объектами культурного наследия. «Это же ветхое жилье, — говорит он. — Дома расселили. А если их расселили, то нужно снести, потому что потом придет прокуратура и спросит «А почему расселили, но не снесли”. Получается, они действуют, как говорил Ленин, «формально — правильно, а по существу — издевательство”. Если расселили, то он должен быть снесен, а иначе зачем расселяли?»

Митингующие настаивали на сохранении домов. Члены ВООПиК на митинге предлагали взяться за его реставрацию, если мэрия отменит постановление о сносе и выделит финансирование.

 

Что мэрия планирует построить на месте домов, которые могут быть снесены, — неизвестно. «Самое странное то, что нет претендента на застройку участка, в центре и без того пустуют торгово-офисные площади, — писала местная активистка Екатерина Петелина. — Сносят просто, чтобы “не стояло”. Руководство ВООПИК не может пробиться к мэру по этому вопросу».

«Дома снесут, забором огородят, и там вырастет не то, что бурьян, целый лес, — прогнозирует Алексей Сорокин. — Если б нам сказали «вот мы сносим, но здесь через полтора года будет детский сад или школа”, может мы бы и не протестовали так. Но ведь нам никто ничего не говорит. Снесут, и все будет зарастать, куча таких уже мест в Омске».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.