in

«Онлайн это что-то нечестное»: как в 2020 году не отменили ЕГЭ, а поступление в вуз стало лотереей

Фото: Сергей Красноухов / ТАСС

Два месяца выпускники школ не знали, когда пройдет ЕГЭ и пройдет ли вообще. И вдруг сам президент Владимир Путин заявил, что ЕГЭ начнется с 29 июня. Но это, кажется, пока единственное, что известно о поступлении: до сих пор неясно до конца, как школьники будут подавать документы, что будет с дополнительными вступительными экзаменами в вузах, и как будут проходить сами испытания в школах. 

При этом уже понятно, что ЕГЭ в этом году это вызов не только эпидемиологической безопасности, но и равному доступу к поступлению в вузы, который аттестация была призвана обеспечить. Из-за пандемии часть школьников не успела пройти репетиции экзаменов, кто-то в конце года оказался без репетиторов, потому что родители лишились работы, а многие сельские школы были вынуждены справляться с переходом на дистанционное образование собственными силами. Таня Ускова поговорила со школьниками, учителями и репетиторами и рассказывает почему ЕГЭ несмотря ни на что не отменили.

 

«Я уже не обращаю внимания на новости, там много недостоверной информации. Просто жду, пока выйдут приказы и будут точные решения. Потому что это все уже надоело», — говорит мне Серафима Горшкова, ученица 11 класса в школе в Липецке. 

Сейчас Серафима планирует сдавать четыре предмета, один из них — русский язык. Хотя еще 13 мая замминистра просвещения Дмитрий Глушко говорил о двух предметах, которые будут сдавать школьники, и заявлял, что обязательных экзаменов по математике и русскому языку у школьников не будет. Уже на следующий день министру просвещения Сергею Кравцову пришлось разъяснять СМИ, что фактически речь шла об отмене только одного обязательного экзамена — по базовой математике, — потому что в отличие от нее русский язык нужен для поступления во все вузы и абитуриентам сдавать его все-таки будет надо.

Решить вопрос, будет ли проходить ЕГЭ или нет, и когда, если будет, чиновники пытались на протяжении двух месяцев. Ответственные за организацию экзаменов ведомства — Минпросвещения, Минобрнауки и Рособрнадзор — все это время выступали с противоречивыми заявлениями. Например, Минпросвещения еще в марте перенесло начало ЕГЭ на две недели, на 8 июня. Потом эпидемиологическая обстановка изменилась, и Рособрнадзор говорил о проведении экзаменов в августе. Минобрнауки и вовсе предлагал провести ЕГЭ дистанционно, а Рособрнадзор выступал против, и конкретных сроков не называл. При этом перенести ЕГЭ на август-сентябрь призывал и Минздрав.

Неспособность ведомств скоординировать общее решение привела к тому, что в итоге дату назвал Владимир Путин. 21 мая президент заявил, что ЕГЭ нужно будет сдавать только поступающим в вузы, а состоится он в конце июня: «Учитывая устойчивое снижение угрозы эпидемии коронавируса, считаю необходимым единый государственный экзамен провести по всей стране: он начнется 29 июня». А 25 мая министр просвещения Сергей Кравцов уточнил: 29 и 30 июня будут только пробные экзамены, которые пройдут без выпускников для налаживания системы. И только 3 июля начнутся обычные экзамены, идти они будут до конца июля, а вторая волна ЕГЭ состоится в августе.

Пока даты, судя по всему, единственное, что достоверно известно о проведении ЕГЭ в этом году. Существуют рекомендации для проведения экзаменов — обещают измерять школьникам температуру, рассадить сдающих зигзагом и сохранять социальную дистанцию. Но до сих пор нет разъяснений, будут ли школьники ездить на экзамены в другие школы как раньше, или сдавать все ЕГЭ в «родных» — и как будет в этом случае регламентироваться работа учителей.

Есть и другая проблема. Хотя перенос начала единых государственных экзаменов с мая на июль и означает, что у выпускников этого года оказался дополнительный месяц на подготовку, пандемия коронавируса, судя по всему, поставила школьников в неравные условия сдачи экзамена — как по сравнению с абитуриентами прошлых лет, так и друг с другом.

Без репетиторов и репетиций

Никита Марков живет в поселке Авдон в республике Башкортостан и планирует в этом году поступать в Башкирский государственный университет (БашГУ). В феврале Никита стал готовиться к ЕГЭ с репетитором, но уже в конце марта вынужден был бросить. Родители посчитали переход на онлайн-уроки с репетитором «не очень рентабельным», и теперь Никита готовится с помощью онлайн-платформ и вебинаров. Нет у старшеклассника и школьных консультаций для подготовки к ЕГЭ, которые обычно устраивают в школах в конце года как дополнительные занятия для тренировки испытаний.

«В нашей школе нет никаких дополнительных курсов, — говорит мне Никита. — Из-за коронавируса у нас сейчас только дистанционная форма обучения, только онлайн-уроки в стандартном режиме, отдельное время ЕГЭ не посвящают».

Хотя по словам Никиты, если бы не коронавирус, консультации были бы. Должны были пройти и пробные экзамены — «репетиции ЕГЭ», с походом в другую школу, использованием технического оборудования, написанием экзамена на настоящих бланках. Все это провести в школе Никиты до пандемии не успели.

Фото: Егор Алеев / ТАСС

Судя по всему, Никита — не единственный школьник, у которого из-за коронавируса изменились возможности для подготовки к ЕГЭ. Анна Барышникова работает репетитором, готовит школьников к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

«У меня у одной ученицы мама потеряла работу и им пришлось отказаться от занятий. И я просто предложила заниматься бесплатно, потому что у ребенка ЕГЭ буквально через месяц — тогда казалось еще, что в мае вообще, — и я поняла, что нельзя просто так бросить ребенка. Я продолжила заниматься бесплатно, раз такая ситуация», — рассказывает Анна.

Говорит о таких знакомых и Серафима:

«У меня есть знакомые, которые перестали заниматься с репетиторами очно и поэтому перестали заниматься вообще. Либо репетиторы не перешли, либо кризис как-то повлиял, поэтому я знаю, что у многих подготовка просто уменьшилась».

При этом где-то, по словам двух учителей, репетиционные ЕГЭ все-таки пройти успели — прямо перед переходом на дистанционный формат обучения. В школе Серафимы тоже не было репетиционных экзаменов, потому что их не успели провести.

«Это просто ужасный удар по подготовке. Потому что это ведь репетиция самого ЕГЭ, и ты идешь себя потренировать — что никуда не подсмотришь, потому что как бы ты дома не сидел, не тренировался, это не то же самое. Не репетируется ощущение стресса, волнения, которые влияют на результат».

ЕГЭ и проблемы с «дистанционкой»

Рената Давлетова участвует в проекте «Учитель для России» и работает в сельской школе в поселке Кудиново Калужской области, преподает обществознание. По ее словам, большинство учеников в ее классе — 16 из 19 — поступают в вузы и сдают ЕГЭ, поэтому уроки направлены именно на подготовку к экзаменам. Рената говорит, что до коронавируса к репетиторам из ее учеников ходило всего двое человек, и одному из них из-за коронавируса пришлось отказаться от занятий: репетитор не смог перейти на дистанционные технологии.

В итоге к ЕГЭ дети готовятся на занятиях самой Ренаты Давлетовой, дистанционно. При этом, как и во многих других сельских школах, переход на дистанционный формат обучения в Кудиново был сложным:

«У нас было наверное плюс-минус человек 10-15 из всей школы, которые не имели доступа к компьютерам или к интернету. В одиннадцатом классе было два таких человека. У них были смартфоны, но смартфоны либо не тянули программу, либо вылетало очень часто, — рассказывает Рената. — Но, как я поняла со слов администрации, у нас был какой-то резерв с ноутбуками старыми, которыми школа уже не пользовалась. И было решено, что семьям, у которых наиболее тяжелое материальное положение, мы раздадим — по договору понятно, под ответственность, — компьютеры. И семьям одиннадцатиклассников тоже дали ноутбуки».

Хотя в школе Ренаты проблемы с дистанционной формой обучения решить удалось, сама она считает, что в сельской области, где ученики готовятся к ЕГЭ чаще в школах, чем с репетиторами, а переход на «дистанционку» вызвал трудности, у выпускников сложились неравные возможности для сдачи ЕГЭ.

«Мне кажется, это вообще не равный доступ. Потому что я, например, не только вела уроки онлайн, но и их записывала. И те дети, у которых поначалу не было доступа, не было компьютеров, я им просто прислала видео с уроками, которые они пропустили. Но я понимаю, что это я так делаю. У меня есть основания полагать, что другие так не делают. Да, увеличилось время на изучение предмета, но проблемы с доступом могут у некоторых детей ухудшить шансы», — считает Рената.

Фото: Валерий Матыцин / ТАСС
Олимпиадники и количество мест

Еще одна несправедливость, считают учителя и репетиторы, при поступлении — это резкое увеличение числа детей, поступающих по олимпиадам. Например, заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников в этом году должен был проходить весной, но из-за коронавируса был отменен, и всех, кто должен был в нем участвовать, признали призерами олимпиады. При этом эта олимпиада дает существенные преимущества школьникам при поступлении, например зачисление без вступительных экзаменов. 

«Призеров должно было быть около 15%, а получили все 100%, — говорит мне репетитор Анна Барышникова, которая готовит школьников и к олимпиадам. — Кроме того, онлайн провели олимпиаду «Покори воробьевы горы» и «Ломоносов», тоже олимпиады МГУ. А если статистически смотреть, онлайн все равно баллы, как правило выше. Поэтому у большего количества детей появилась возможность поступить через олимпиады».

Все это может значительно уменьшить шансы других детей, которые олимпиад не сдавали, а ориентировались на высокие баллы ЕГЭ.

Из-за числа олимпиадников ректоры вузов — членов Ассоциации «Глобальные университеты» даже обратились в министерство науки и высшего образования с предложением зачислять призеров олимпиад сверх квот или предоставить им льготы только для региональных вузов. «В ряде вузов сложившаяся ситуация с большой вероятностью приведет к тому, что призеры Всероссийской олимпиады займут все или подавляющую часть бюджетных мест, что не позволит вузам выполнить свои обязательства, зафиксированные ранее в правилах приема», — подчеркнули авторы заявления.

Сейчас принято решение выделить дополнительно 30 тысяч бюджетных мест в вузах. Предложение увеличить число бюджетных мест прозвучало еще в январском обращении Владимира Путина к Федеральному собранию. Однако 21 мая президент заявил, что увеличивать количество мест необходимо уже с 2020 года. При этом сколько из этих мест достанется ведущим вузам в столицах Москве и Санкт-Петербурге — также предоставляющим льготы при поступлении по олимпиадам — пока не ясно. Но в Минобрнауки уже заявили, что большая часть дополнительных бюджетных мест будет распределена между региональными вузами.

Не только ученики, но и учителя

Из-за того, что между учениками во время сдачи ЕГЭ планируют обеспечивать социальную дистанцию, скорее всего, увеличится число школ и кабинетов, в которых будут проходить испытания. Это значит, что для проведения экзаменов понадобится большое количество учителей.

«Будут больше задействовать учителей, даже тех, кого не обучали. Обычно учителя делятся на тех, кого задействуют на ЕГЭ, ОГЭ (основной государственный экзамен в 9 классе — “МБХ медиа”.) и тех, кто по каким-то причинам просто не участвует нигде. И соответственно, у каждой группы в течение года идет свое обучение. Но ОГЭ отменили, и теперь практически всех, кто был распределен туда, перенаправляют на ЕГЭ, и обучение, видимо, будет у них как-то прям в полях», — говорит Юлия Якунина.

По ее словам, оставшееся обучение по проведению экзамена учителя сейчас проходит дистанционно — даже распечатывать бланки заданий учатся на онлайн-стимуляторе. Хотя, говорит Юлия, сами правила проведения интуитивно понятные и для тех, кто уже участвовал в ЕГЭ, это просто формальность. Но эти формальности нужны для того, чтобы избежать списываний и обеспечить максимально объективную сдачу экзамена.

Тем не менее, до сих пор неизвестно, в каких школах будут проходить испытания: чтобы избежать списывания и субъективного фактора учителей школьники обычно пишут экзамены в «чужих» школах. Как будут решать проблему субъективности в случае, если ведомства примут решения проводить ЕГЭ в родных школах, пока не ясно.

При этом из-за переноса ЕГЭ у многих учителей уже изменились отпуска. Например, в школе Ренаты Давлетовой учителям уже сообщили, что в случае необходимости могут вызвать их из отпуска на ЕГЭ. А Юлии Якуниной отпуск пришлось взять в июне и августе, чтобы присутствовать в июле на экзаменах. 

Фото: Сергей Красноухов / ТАСС
Отменить ЕГЭ нельзя

Несмотря на все трудности и проблемы, которые вызывает проведение ЕГЭ во время пандемии, почти все — и ученики, и учителя, и репетиторы — считают, что отменять ЕГЭ было нельзя.

«У меня сразу возникает вопрос: а как тогда иначе будет осуществляться прием? — говорит Рената Давлетова. — А куда мои дети поступят дальше? Как их будут принимать в чужих вузах, если экзамены через вузы? Если отменить ЕГЭ, мы не только вмешиваемся в школьную систему обучения, мы вмешиваемся еще и в вузовскую систему обучения, то есть мы кардинально должны перетрясти всю систему образования, переделать ее под нынешние условия».

«Я считаю, что ЕГЭ все-таки необходимо написать, потому что это большой шанс поступить из села в большие города. Без ЕГЭ просто не будет возможности поступить людям в высшие учебные заведения, — считает Никита Марков. — Хотя, конечно, обучение без эпидемии было бы намного более качественным и знаний было бы гораздо больше».

Кроме того, отмена ЕГЭ или перевод его в онлайн-формат, считает Рената Давлетова, были просто невозможны в условиях, когда даже не все школы перешли на дистанционное обучение:

«Российская система образования в целом не готова к таким переворотам. Она не готова, вопреки словам президента, который сказал, что российская система образования встретила переход на дистанционку достойно. Мне кажется, мы совершенно недостойно встретили и были совершенно к нему не готовы. Буксует именно система образования, а не система ЕГЭ. ЕГЭ это следствие, а не первопричина».

При этом перенос ЕГЭ в онлайн, считает репетитор Анна Барышникова, был бы очень трудным не только технически: «Если бы ЕГЭ было онлайн, я думаю, это были бы очень сложные варианты, и очень низкий балл, потому что онлайн у нас это что-то нечестное».

«Я думаю, у нас просто пытаются делать вид, что ничего не произошло и продолжать так, как было, просто продолжать выстроенную систему. Мне кажется, у нашего правительства такая логика», — добавляет Анна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.