in

«Отец в декрете — звучит гордо». Как в России мужчины ломают стереотипы

«Отец в декрете — звучит гордо». Как в России мужчины ломают стереотипы
Фото: Диана Звездина для «МБХ медиа»

«Это не мужское дело!», «Ты же добытчик!», «А деньги кто будет зарабатывать?», «Только мать может знать, что нужно ребенку!», «Что ты в этом понимаешь?»  — чаще всего именно с такой реакцией сталкиваются мужчины из России, решившие уйти в декретный отпуск вместо своих жен. В последние годы модель активного или, как его еще иначе называют, вовлеченного отцовства становится темой для обсуждения и разгоряченных дискуссий, но отважиться на такой шаг готовы все еще немногие россияне. Рассказываем о том, каково это быть отцом в декрете. 

Круглосуточная занятость

Павлу Герасимову из Калуги тридцать один год. До выхода в декретный отпуск он работал в муниципальном детском центре дополнительного образования заведующим культурно-массовым отделом. А по выходным иногда подрабатывал: проводил свадьбы, корпоративы и детские праздники. 

«Все совпало. На основной работе начиналось легкое выгорание. Жена два раза была в декрете до этого, сейчас у нее ответственная должность, которую нельзя оставлять надолго. У меня более заменимая в этом смысле. Она предложила сначала это просто в шутку, потом начали рассматривать всерьез и взвешивать все возможные варианты, — говорит Павел. — Мне было очень страшно от неизвестности и неопытности, но она меня поддержала. Окончательное решение я принял после партнерских родов, когда увидел свою кроху и захотел проводить все свое время с ней, быть первым свидетелем всех ее достижений и вкладывать в нее свое воспитание, энергию». 

Несколько месяцев после выхода в декрет Павел находился в полной растерянности: ожидания и реальность оказались слишком далеки друг от друга. Идеализированная картинка начала рассыпаться буквально на глазах вместе с планами на то, как можно будет потратить освободившиеся от работы время. «Получилась такая круглосуточная занятость. Даже вечером и ночью приходилось укачивать дочку, чтобы жена могла нормально выспаться. А я наивно думал, что смогу серфингом заниматься, подрабатывать дополнительно в интернете», — вспоминает он первое время после рождения дочери. 

Фото: Диана Звездина для «МБХ медиа»

Но еще более неожиданным испытанием для Павла и его семьи стало отношение людей к этому решению. «Когда узнавали, что я иду в декрет вместо жены, сначала воспринимали это как шутку, потом как бред, называли меня сумасшедшим и пророчили, что я не справлюсь с трудностями и сбегу». Но молодой отец не только справился с навалившимися на него обязанностями, но и решил завести канал на YouTube, посвященный теме родительства. В своих видеороликах он рассказывает о своей семье, объясняет правила введения прикорма, проводит розыгрыши, делает обзоры и читает детские книги вслух.  

Недавнее исследование платформы по поиску работы Superjob.ru показало, что в этому году 17% работодателей согласовывали отпуск по уходу за ребенком для сотрудников-мужчин — это максимальный показатель за последние пять лет. Однако даже эта небольшая положительная динамика разбивается об общую статистику: 35% работающих мужчин полностью исключают для себя возможность уйти в декрет вместо жены, а еще 26% скорее не готовы пойти на такой шаг. 

В Фонде социального страхования «МБХ медиа» не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию. По данным организации, в 2018 году отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет оформили 13,7 тысячи мужчин или 2,02% от общего количества. Правда, подсчитать реальное количество отцов, ушедших в декрет, в России почти невозможно: отдельная статистика  по гендерному признаку существует только для тех регионов страны, в которых реализуется пилотный проект «Прямые выплаты» (когда пособия выплачиваются не через работодателя, а напрямую из фонда соцстрахования). В 2018 году в проекте участвовало 39 субъектов России. 

Простая арифметика

По Трудовому кодексу папы получили возможность уходить в отпуск по уходу за ребенком в 2007 году. В течение 1,5 лет им точно так же выплачивается пособие в размере 40% от среднемесячной зарплаты в размере не более 27 984 рублей. Для оформления выплат нужно предоставить работодателю стандартный пакет документов: заявление, свидетельство о рождении ребенка и справку с места работы о том, что второй родитель не получает пособие. 

Как отмечает HR-эксперт Евгения Тудалецкая, чаще всего решение о том, кто из родителей будет уходить в декретный отпуск, основывается на простых расчетах: у кого стабильнее работа, выше заработная плата, кто больше потеряет в деньгах, для кого эта вынужденная пауза в карьере может стать критичной, а кто ее даже не заметит.   

«Вроде у нас еще, как у староверов, принято, что с детьми сидят женщины, а мужчина — охотник, поэтому он работает. Мир меняется, и есть много людей, которые этот вопрос решают сейчас иначе. Надо понимать, что в семье именно решают вопрос семейного бюджета, в первую очередь, а не вопрос, кто будет лучшим родителем — мама или папа, — объясняет Тудалецкая. — Если, например, у мужчины на работе сложная ситуация, идут сокращения, то женщина понимает, что несмотря на то, что сейчас она родила, ей нужно выходить на работу, потому что ее компания более стабильная. Так они вместе и приходят к решению, что лучше она сейчас будет зарабатывать на общий бюджет семьи, а мужчина на какое-то время уйдет в декретный отпуск». 

Эти слова эксперта подтверждает и исследование сайта «Зарплата.ру», проведенное в 2017 году. Тогда 46% опрошенных мужчин рассказали, что теоретически они готовы были взять отпуск по уходу за ребенком. Респонденты, которые не согласны уходить в декрет, среди основных причин своего отказа называли финансовую сторону вопроса. Чуть больше половины мужчин говорили о том, что их зарплата выше, чем у их жен, поэтому такой отпуск для семьи был бы невыгоден. Из женщин, которые предпочли бы отправить мужчину в декрет, 48% сослались на то, что зарабатывают больше супруга, а еще 41% на то, что не хотят  прерывать карьеру. 

Евгения Тудалецкая уверена, что опасения по поводу временного и вынужденного перерыва в карьере понятны, но иногда надуманны. 

«Декрет не является каким-то крестиком на карьере, это обычная норма. За полтора года ничего кардинально не изменится. Записи в трудовой книжке об этом нет. Если, например, так случилось, что из декрета человек выходит, а его должности уже в компании не существует, и никаких вакансий свободных нет, то происходит элементарная процедура — все прощаются по соглашению сторон. Порой это сопровождается выплатами нескольких окладов, и человек идет искать работу. В резюме он может не указывать, что был в декрете, просто написать, с какого и по какое время он работал в той или иной компании. А дальше все зависит от самого человека. Если он сможет показать работодателю, что не растерял свои навыки и компетенции, то декрет будет не помеха. Ни для мужчины, ни для женщины», — считает HR-эксперт. 

Стереотипное мышление

В сорок лет у Николая Павлова из подмосковной Коломны родилась долгожданная четвертая дочь Ия. Сейчас девочке уже шесть лет, но, по словам папы, за все это время он с ней не расставался даже на один день. 

«Мне всегда хотелось не то чтобы побыть в роли матери, а вот просто максимально много внимания уделять своему ребенку. И вот только с четвертой попытки это получилось, потому что стиль и образ жизни стали другими. Взросление трех дочерей я упустил, потому что, как и многие мужчины в нашей стране, занимался карьерой, зарабатывал деньги. Понял, что не хочу повторять этих ошибок, — рассказывает Николай, автор небольшого блога про жизнь отца в декрете. — Первые два года мы с дочкой как попугаи-неразлучники были, она висела у меня на пузе в переноске. Я ее спать укладывал, кормил, выгуливал и укачивал, все делал сам. Мы как в подводной лодке: у нас есть команда, и мы 24 часа в день вместе находимся». 

Незадолго до рождения младшей дочери Ии они вместе с женой Юлей решили радикально изменить свою жизнь — бросили работу и уехали путешествовать по миру. «Это был кризис среднего возраста. Мы оба как-то поняли, что все то, что мы имеем, а мы были довольно публичными людьми в наших краях, не приносит нам счастья, что эти социальные установки не работают, как бы это пафосно не звучало». 

По словам Павлова, в России многие мужчины согласились бы гораздо активнее участвовать в воспитании своих детей, если бы в обществе не существовало патриархальных установок. «У нас большинство придерживается классической точки зрения на семью. Если мужчина не приносит деньги в дом, то компенсировать это воспитанием детей он не сможет. Это мотив для очень немногих людей, а надо сделать так, чтобы фраза “отец в декрете” звучала гордо. Сейчас почему-то это считается почти что постыдным», — резюмирует он. 

«Отец в декрете — звучит гордо». Как в России мужчины ломают стереотипы
Фото: Диана Звездина для «МБХ медиа»

Эту точку зрения разделяет и Сергей Береговой, один из организаторов проекта «КрутОтец», который продвигает идеи активного и осознанного отцовства. Согласно опросу ВЦИОМ, для большинства россиян хороший папа — это, в первую очередь, тот, кто способен материально обеспечивать семью и своих детей. Именно этот пункт выбрало наибольшее количество респондентов. 

«Никто не спорит, что мужчина имеет полное право быть, что называется, кормильцем в семье, но хорошим отцом делает его не это. В соответствии с этой же парадигмой в обществе считается, что хорошая мать – та, которая заботится о домашнем очаге, моет, стирает и бесконечно готовит еду на кухне, — комментирует результаты опроса Сергей Береговой. — Но вообще хорошие родители это те, кто проводят время с детьми, принимают их сильные и слабые стороны, заботятся о них, способствуют их физическому, ментальному и творческому развитию и бесконечно любят. И именно для этого отцам и матерям надо зарабатывать деньги, а вовсе не наоборот».

Социолог и профессор НИУ ВШЭ Елена Рождественская однако отмечает определенные изменения, происходящие в российском обществе. По ее мнению, вовлеченное отцовство, которое может реализовываться по самым разным сценариям, от взятия декретного отпуска до просто активного участия в воспитании детей, становится привлекательной жизненной моделью в России. 

Все больше мужчин начинают осознавать свой вклад в семейную жизнь не только через материальные атрибуты. 

«На сегодняшний день пейзаж семейный, партнерский разнообразен. Вопрос только в пропорциях. Мы не можем искусственно педалировать, пропагандируя только одну норму сожительства, или одну форму родительства, или комбинацию отцовско-материнских усилий. Пусть будут все формы, потому что за ними стоят гораздо более глубинные вещи, стоят поколенческие паттерны, стоит мощная идеология, которая все равно будет пропагандировать один образец в ущерб другим, — уверена Елена Рождественская. — Эти представления о таком внутреннем гендерном контракте семьи в общем-то тоже никто с повестки не снимает. Это такой сложный момент, где на перекрестке встречаются стереотипы и женские, и мужские, и внешней публичной сферы в виде работодателей. Цифры, которые нам говорят о том, что мужчины все-таки стали вовлекаться в отцовство больше — это продукт изменения во всех этих областях». 

Зарубежный опыт

В 1974 году Швеция стала первой в мире страной, где был введен отпуск по уходу за ребенком, который могут взять оба родителя. Сейчас доля отцов, ежегодно пользующихся этим правом, одна из самых высоких в мире и составляет 46%. Позже такая практика распространилась и на другие европейские страны. 

Еще одна популярная и мотивирующая мера государственной поддержки активного отцовства — выделение так называемых специальных квот — оплачиваемых недель, которые может взять только отец. Их нельзя передавать жене и кому-то из других родственников. Изначально такая инициатива появилась в Норвегии в 1993 году, на первых порах такая квота составляла всего четыре недели. Затем постепенно она была увеличена до пятнадцати недель к 2018 году.  

«Даже в Швеции, которая первая, скажем так, предоставила отцам декретный отпуск в середине семидесятых, поначалу это совершенно не пользовалось никакой популярностью. До девяностых им пришлось придумать отцовские квоты. То есть нужно понимать, что и в России должно пройти какое-то время, прежде чем отношение людей к этой теме коренным образом изменится. Во-вторых, конечно, поддержка государства здесь важна. Если мы говорим про ту же Швецию, то там пособие составляет около 80% зарплаты. Это зависит от размера зарплаты При очень большой, сумма будет меньше. Ничего подобного, конечно, у нас нет», — говорит один из авторов книги Nordic Dads, исследующей феномен активного отцовства в странах Северной Европы, журналист Александр Фельдберг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.