Премьер-министр Армении Никол Пашинян выполнил свое обещание, сделанное в конце марта, и подал в отставку. При этом в действительности уходить с поста главы государства политик не собирается: он рассчитывает одержать победу на предстоящих парламентских выборах и вернуть себе должность. Несмотря на продолжающийся политический кризис в стране, эксперты считают, что Пашинян сохраняет шансы на избрание премьером. О ситуации в Армении — в материале «МБХ медиа».
Отставка ради возвращения
Никол Пашинян подал в отставку в воскресенье, 25 апреля, в День гражданина. Этот праздник был учрежден в 2019 году в честь первой годовщины революции, которая привела к власти нынешнего главу государства. Премьер не стал скрывать символизма ухода с должности в этот день. «Для проведения парламентских выборов 20 июня я мог подать в отставку не обязательно сегодня, но счел важным подать в отставку именно сегодня, в День гражданина. Это важный символ того, что тем самым полученную от граждан Армении власть мы возвращаем гражданину Армении, чтобы гражданин Армении решил судьбу власти в Армении посредством свободных, справедливых и конкурентных выборов», — заявил Пашинян.
При этом премьер Армении еще раз подтвердил, что продолжит выполнять свои обязанности в полном объеме вплоть до июньских выборов. Ранее он обещал работать еще лучше, чем раньше, если его поддержат на выборах, а также заверил, что в противном случае готов будет передать власть. Об этом же он снова заявил и 25 апреля. «Мы смиренно подчинимся решениям народа и без остатка будем выполнять свои обязательства перед народом. Если люди решат, что я должен уйти в отставку с поста премьер-министра, я выполню это решение; если люди решат, что я должен оставаться на посту премьер-министра, я выполню это решение», — заверил Пашинян.
Уйти, чтобы остаться: почему премьер Армении Никол Пашинян объявил об отставке
Глава правительства Армении Никол Пашинян уйдет в...
В соответствии с конституцией Армении вместе с премьер-министром прошение об отставке подало и правительство страны. При этом, как и премьер, его подчиненные продолжат исполнять свои обязанности до формирования нового правительства.
Отставка Пашиняна потребовалась для объявления досрочных выборов в парламент. Решение об их проведении было достигнуто в ходе переговоров между властью и оппозицией. Политические противники премьера требуют его отставки с ноября 2020 года, когда было подписано соглашение с Азербайджаном о прекращении огня в Нагорном Карабахе, завершившее крайне неудачный для Армении конфликт. Баку вернул контроль над всеми районами вокруг Карабаха, занятыми армянскими вооруженными силами по итогам конфликта в начале 1990-х годов. Кроме того, по условиям договора Азербайджан занял часть самого Нагорного Карабаха, в том числе старую столицу Шушу.
Пашинян против Кочаряна
Поражение Армении в войне дало шанс политическим противникам Пашиняна сместить его с поста. Воспользоваться шансом собирается как минимум бывший президент страны Роберт Кочарян: в начале апреля он заявил, что будет участвовать в парламентских выборах во главе блока партий.
Кочарян возглавлял Армению с 1998 по 2008 год, когда страна еще была президентской республикой (с 2018 года главой государства считается премьер-министр). После прихода к власти Пашиняна у экс-президента начались проблемы с законом: в декабре 2018 года Кочарян был арестован по обвинению в подрыве основ конституционного строя из-за разгона акций протеста в 2008 году, приведшего к жертвам. При этом известно, что он давно находится в хороших отношениях с Владимиром Путиным: российский президент даже демонстративно поздравил Кочаряна с днем рождения в августе 2018 года, когда по делу политика уже начались следственные действия.
Сейчас Кочарян находится на свободе, а дело в отношении него фактически развалилось. Это произошло после того, как Конституционный суд Армении признал статью о свержении конституционного строя не соответствующей основному закону страны. 6 апреля суд общей юрисдикции Еревана снял обвинение с бывшего президента. Хотя его также обвиняют в получении взятки, претендовать на должность премьер-министра это ему не помешает.
При этом пока перспективы сторонников Кочаряна на выборах довольно туманны. По результатам опроса, проведенного Gallup International в конце марта, за блок экс-президента готовы голосовать всего 6% респондентов. Для сравнения, альянс Пашиняна «Мой шаг» поддерживают почти 32%.
Сейчас победа Пашиняна выглядит наиболее вероятной, рассказал РБК армянский политолог Александр Искандарян. Но до выборов еще два месяца, и ситуация может измениться. Эксперт ожидает жесткой избирательной кампании. «Будут разные радикальные риторики, будет работа на углубление раскола в обществе. А господин Кочарян попытается создать аналог Народного фронта против Пашиняна. Удастся ему это или нет — сложный вопрос, но шансы не нулевые», — отметил Искандарян.
С тем, что шансы Пашиняна на избрание премьером довольно велики, согласен политолог, научный сотрудник института Кавказа Грант Микаэлян. «Возможность победить складывается не только из высокого рейтинга Пашиняна, но и низкого рейтинга оппозиции», — отметил эксперт в разговоре с «МБХ медиа». По его словам, у Пашиняна есть несколько преимуществ. Одно из них заключается в «асимметрии в готовности голосовать»: противники Пашиняна либо не определились со своим кандидатом, либо вовсе будут бойкотировать выборы, зато сторонники максимально мобилизованы. Кроме того, политолог отметил, что в пользу Пашиняна работают различные политтехнологические уловки. Например, почти до конца марта в Армении действовало военное положение, серьезно ограничивающие свободу высказываний практически по любым вопросам. Также эксперт констатировал, что Пашинян уже давно фактически ведет избирательную кампанию и активно ездит по регионам страны, хотя формально речь идет о рабочих поездках в статусе премьер-министра.
По мнению Микаэляна, симпатии Кремля в грядущей предвыборной гонке очевидны и Москва скорее будет поддерживать Кочаряна, но вряд ли всерьез станет вмешиваться в ход кампании. «Медийная поддержка, скорее всего, будет оказана, но не вижу, что может быть сделано сверх этого, и не вижу настроения в Москве принять более действенное участие», — отметил политолог.