in

Разобраться с революцией: кто и зачем хочет установить памятник Распутину в Санкт-Петербурге

Макет памятника Григорию Распутину в Санкт-Петербурге
Макет памятника Григорию Распутину в Санкт-Петербурге. Фото: Российская национальная творческая мастерская ООО РНТМ "Артпроект"

Пока Москва переживала выбор между Дзержинским и Невским на Лубянской площади, в Петербурге начались согласования установки памятника Григорию Распутину. «МБХ Медиа» пообщалось с инициаторами проекта и выяснило у петербуржцев, рады ли они видеть фигуру неоднозначного «старца» на территории Юсуповского дворца.

Идея памятника Григорию Распутину появилась в московской скульптурной мастерской «Артпроект», известной православно-патриотическими скульптурами. На сайте среди подборки самых заметных работ студии – памятники Дмитрию Донскому, Александру Невскому, несколько литых фигур Иоанна Кронштадтского и Сергия Радонежского, 8-метровый памятник Николая Чудотворца и Поклонный крест Ермаку.

Руководитель мастерской Евгений Королев в интервью «МБХ Медиа» вспоминает, что идея установки памятника Распутину возникла пять лет назад – на презентации эскиза памятника семье Николая II. Будущий автор тоже нашелся среди гостей: «Небезразличный к его [Распутина] образу скульптор сказал, что если я бесплатно даю ему место для создания памятника, то он не против тоже бесплатно приступить к работе». Имя заслуженного мастера Евгений пока держит в секрете, потому что «художника может обидеть каждый».

«Человек от народа, из народа и для народа»

Королев полагает, что задуманная скульптура поможет широкой публике разобраться в ключевых вопросах российской истории. К примеру, в событиях революции: «До сих пор оценка не дана тому времени, тем деятелям. Это перелом нашей истории. Почему это все произошло: сначала убийство Столыпина, потом Распутина, потом императорской семьи?»

Евгений Королев и батюшка держат икону
Евгений Королев (справа). Фото: сайт Казанский кафедральный собор

Кроме этого, Королев считает важным переосмысление образа Распутина: «Все претензии к Распутину не подтверждены реальными документами, так на чем же строится обвинение этого человека? Один из историков, с которыми я общался, написал восемь томов, в которых он развенчивает эти мифы.  Его книга, возможно, станет достоянием, люди прочтут ее и разберутся». 

Персонажей, подобных Распутину, в современной российской политике Королев не видит: «Навальный себя считает проводником от народа. Но есть очень много тех вещей, которые неприятны – то, что детей на митинги собирают, что люди проплаченные некоторые. Какой же это проводник от народа? Мне кажется, что это чей-то проект, что людей просто используют.  В Распутина я верю – мне кажется, что он простой человек от народа, из народа и для народа». 

Королев проводит параллель: когда публика посмотрела недавний фильм «Распутин», детали биографии крестьянина и российские реалии стали для нее понятнее. Никаких скандалов и споров владелец мастерской бы не хотел, но дискуссию считает одной из главных целей установки памятника. 

Петербургский активист Ярослав Костров, напротив, предполагает, что диалог вокруг скульптуры находится в чьих-то интересах. «Когда во всех СМИ возникает трагедия по поводу закрашенного граффити или установки памятника, нужно задавать себе вопрос: от чего внимание отвлекается? Нас проверяют, схаваем ли мы. Если мы схаваем – значит можно втюхивать очередную мутную идею»,  —  сказал он «МБХ Медиа». 

По словам Кострова, самое правильное решение – игнорировать полемику: «Распутин – фигура максимально неоднозначная, у него есть поклонники и ненавистники. Но, мне кажется, гражданскому обществу нужно объединяться, а не ссориться друг с другом. Надо заниматься тем, что волнует народ. Не один-два-три процента жителей, а каждого петербуржца. У нас и протестов полно, и кризис жесточайший в стране».

Королев заочно не согласен, что обсуждение памятника отвлекает от более важной повестки: «Разобраться в том, почему произошла революция, почему мы были в первой пятерке стран, а стали страной практически третьего мира. Это что, для Петербурга не важно что ли? Или Петербург находится в США? Чтобы мы стали процветающим государством, надо разобраться в наших истоках». 

«Распутин – фигура более интеллектуальная»

Антон Вуйма, называющий себя специалистом по черному пиару, расказал «МБХ Медиа», что в прошлом декабре с ним связалась группа сторонников памятника. Он помог им организовать петицию с девятью тысячами подписей на имя губернатора: «Нужно было общественность найти, они активны, в основном, на закрытых форумах и оффлайн. Распутин – это фигура более интеллектуальная и для более пожилых людей, не для всех это актуальная тема». 

Специалист по черному пиару Антон Вуйма
Антон Вуйма. Фото: личный архив

По словам Вуймы, в Петербурге в памятнике заинтересовано порядка десяти процентов населения: «Если мы выйдем на улицы и спросим «за» Распутина или «против» – большинство скажет, что его не знает. Кто-то скажет, что слышал песню Boney M. Кто-то скажет, что ему вообще все равно. Сейчас фигура Распутина не является острой».

Однако пиарщик считает, что референдум для установки памятника не требуется. Просто небольшая инициативная группа старается на благо всех петербуржцев – для сохранения памяти о персоне «не меньшего масштаба, чем Ленин».

Свой выбор проекта Вуйма называет не случайным – он часто берется за волонтерство, которое считает полезным для России: «Например, я занимался судом школьницы против теории Дарвина на волонтерских началах. Это соответствовало моим религиозным взглядам. В учебнике двухтысячных годов написано, что нету иных взглядов на происхождение человека, кроме как теория Дарвина, – так преподавать нельзя».

Вуйма считает важным обелить личность Распутина, потому что он вел «богоугодный образ жизни», но оказался оклеветан. События, по его мнению, повторяются в современной России – сейчас против политических фигур тоже часто используют черный пиар.

Черный пиар Вуйма считает инструментом, который можно направить на благую цель: «Например, я обличил главу Невского района, который поджимал под себя управляющие компании в сфере ЖКХ. В результате его сняли с поста».

В проекте навыки пиарщика помогают Вуйме общаться с бюрократическим аппаратом: инициативная группа уже получила ответ из городского комитета по культуре. Им сообщили, что памятник можно установить только после обсуждения в соответствующих инстанциях и в градостроительном совете. Сейчас он как раз на этапе согласования.

Юсуповский дворец на Мойке, Санкт-Петербург
Юсуповский дворец на Мойке, Санкт-Петербург. Фото: Ninara / Flickr

Приоритетной локацией инициативная группа считает Юсуповский дворец. По словам Вуймы, это сакральное место, место убийства Распутина: «Если там памятник стоит – получается историческое примирение». 

Сотрудница Юсуповского дворца Елена (имя изменено.  —  «МБХ медиа») объясняет «МБХ Медиа», что работники музея относятся к Распутину по-разному. Кто-то считает его «праведным старцем», кто-то «шарлатаном».

Собственное мнение о скульптуре женщина выражает категорично: «Лично я против подобного проекта. Не считаю Распутина личностью, заслуживающей установки памятника. Выбор места будет создавать впечатление единой точки зрения сотрудников, а это далеко не так. Надеюсь, что при моей жизни этого не произойдет».

Вуйма впрочем считает дискуссию с администрацией дворца непродуктивно потраченным временем: «Если мы будем активно общаться, можно будет глубоко закопаться: может кто-то там против, все-таки Юсуповский дворец, есть фанаты Юсупова. Но если власти решат поставить – они поставят. Руководство не будет даже совещательного голоса иметь».

Юрист Андрей Бельянский рассказал «МБХ Медиа», что в соответствии с федеральным законом N 73, на территории Юсуповского дворца – объекта культурного наследия – есть определенные ограничения. Судьба проекта будет зависеть от характеристик концепции, которую предложила инициативная группа: «Говорить о том, что существуют юридические препятствия нельзя. Существуют ли исторические, архитектурные, общественные – ответ на эти вопросы может быть понятен только после прохождения  процедур согласования».

Обращение инициативной группы должно пройти целый комплекс процедур. В Петербурге для этого необходимо заключение Общественной палаты, техническое заключение о возможности установки памятника и заключение градостроительного совета. Согласования, по опыту Бельянского, обычно занимают от года до полутора лет.

«Муляж искусства»

Искусствовед Михаил Золотоносов, ознакомившись с моделью скульптуры, счел, что она «демонстрирует художественное ничтожество памятника». «Этот муляж к искусству отношения не имеет, художественной ценностью не обладает, а имеет относительную идеологическую ценность для очень ограниченной группы граждан, позиционирующих себя как монархисты и православные активисты»,  —  сказал он «МБХ медиа».

По словам Золотоносова, сейчас модель показывает, что это не памятник, а настольная скульптура, которая будет выглядеть нелепо в большом размере. Искусствоведа смущает, что имя автора пока скрывают от широкой публики: «В Петербурге не может быть установлено работ неизвестных или малоизвестных авторов, это не деревня Большие Грязи, где все сойдет».

Памятник царевичу Алексею в Петергофе
Памятник царевичу Алексею в Петергофе. Фото: arkuzetta / Live Journal

Из-за очевидной спорности персоны Распутина Золотоносов считает необходимым конкурс проектов и осторжный подбор локации для памятника: «Фигура старца с царевичем Алексеем на руках не имеет ни малейшего отношения к Юсуповскому дворцу на Мойке, где Распутин был убит. Такой памятник мог бы быть где-то в Петергофе, где уже имеется место для камлания по поводу царевича и его памятник  – насколько я помню, бюст».

Владелец «Артпроекта» Королев, напротив, считает работу сильной и говорит, что художественный образ ему нравится: «Как руководитель творческой мастерской, я не имею права запретить творческому человеку делать то, что он считает нужным. Скульптор выбрал известную фотографию, где Распутин переносит цесаревича через лужу или ручеек. Почему бы и нет?»

Королев не удивляется тому, что вокруг скульптуры возникают споры, но говорит, что в проекте нет напористости: «Нет такого, что давайте вопреки всему сделаем. Сначала было предложение в Царском селе, теперь ребята считают, что неплохо бы в Юсуповском дворце. Но нет такого, чтобы упереться: отдайте нам это место, мы здесь хотим». 

Сейчас модель памятника увеличили в мастерской до двух метров – таким образом, получился каркас. Остался один из последних этапов: до конца набить скульптуру глиной. Инициативная группа считает, что через полгода-год памятник появится на улицах Петербурга или в одном из музеев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.