in

«Патриархия сдает своих»: о чем говорят масштабные перестановки в структуре РПЦ

Заседание Священного Синода. Фото: пресс-служба РПЦ

По итогам заседания Священного Синода, прошедшего накануне в резиденции патриарха в Даниловом монастыре в Москве, произошел ряд серьезных кадровых перестановок в РПЦ, а духовенству и монашествующим запретили раскрывать «церковные секреты» под страхом «непропорционально жестокого наказания», как сказал «МБХ медиа» протодиакон Андрей Кураев. Рассказываем об этом подробнее.

Митрополит Минский и Заславский Павел был освобожден от должности Патриаршего экзарха всея Беларуси по собственному желанию — это следует из журналов заседания Священного Синода, опубликованных на сайте Московского Патриархата. Ему выразили «благодарность за понесенные труды» и назначили главой Кубанской митрополии. Отставка последовала на фоне массовых протестов в Белоруссии, на которые митрополит обращал пристальное внимание: так, еще 15 августа Синод Белорусского Экзархата выступил с обращением к народу страны, в котором категорически осудил «насилие, пытки, унижения, безосновательные задержания, экстремизм во всех его формах и проявлениях, ложь и вероломство». Двумя днями позже сам Павел посетил одну из больниц Минска, где находились люди, избитые и раненые силовиками в ходе акций протеста. Митрополит призвал их «не падать духом» и подарил по иконке врача-страстотерпца Евгения Боткина. Кроме того, возникали упорные слухи о том, что Павел отозвал свое поздравление, направленное Александру Лукашенко в связи с переизбранием на пост президента — Белорусской православной церкви даже пришлось выпустить специальное сообщение с опровержением этой информации.

Митрополит Минский и Заславский Павел (в центре) на заседании Священного Синода в октябре 2019 года. Фото: пресс-служба РПЦ.

Активность митрополита и представителей других конфессий, также осудивших насилие, вызвала явное недовольство Лукашенко. Выступая перед своими сторонниками 22 августа, глава государства призвал священнослужителей “остепениться и заняться своим делом” и “не идти на поводу у отщепенцев”. По мнению Лукашенко, церкви и костелы — не для политики. Также он предупредил, что государство “с безразличием смотреть на это не будет”.

Судя по всему, такие резкие заявления не остались незамеченными в руководстве РПЦ, и на замену Павлу назначили епископа Вениамина, который также продолжит управлять руководимой им ранее Борисовской епархией. В отличие от Павла, который ранее руководил Рязанской митрополией и приехал в Белоруссию «варягом», Вениамин там родился и карьеру священника сделал в Белорусской православной церкви. «Впервые в своей истории за последние столетия Белоруссия получила в качестве митрополита своего собственного уроженца», — сказал «МБХ медиа» протодиакон Андрей Кураев. По его словам, Вениамин «ни в чем политическом замечен не был», и Кураев считает это хорошим знаком. Что касается Павла, то его уход был логичен — уже бывший Минский митрополит «хотел понравиться всем и в итоге выглядел такой юлой», отметил наш собеседник.

Помимо замены Патриаршего экзарха всея Беларуси, на заседании Священного синода был проведен целый ряд других кадровых перестановок. Как отмечает Кураев, почти у всех снятых архиереев были разного рода конфликты с местными властями. К примеру, у митрополита Тверского Саввы, которого решили отправить в Вологду, сохранялись прохладные отношения с губернатором Тверской области Игорем Руденей. На днях глава региона наградил званием почетного гражданина области предшественника Саввы, митрополита Виктора, а самого Савву даже не позвали на эту церемонию. 

Заседание Священного Синода. Фото: пресс-служба РПЦ

Кроме того, свой пост покидает правящий саратовский архиерей, митрополит Лонгин — он был назначен главой Симбирской митрополии. Кураев отметил, что Лонгин также испортил отношения с местной властью из-за своей репутации ковид-диссидента: например, он даже отказался закрывать храмы на Пасху, несмотря на режим самоизоляции. «Патриархия сдает своих» — констатирует Кураев.

Своих епархий лишились не только несколько митрополитов. Священный Синод также произвел ряд других назначений, сменив директора церковной фабрики «Софрино», наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректора Московской духовной академии и председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Кроме того, был назначен новый председатель Высшего Общецерковного суда — им стал митрополит Курский и Рыльский Герман.

Помимо этого, РПЦ озаботилась повышением секретности: Синод обсудил «случаи разглашения конфиденциальных сведений» священнослужителями. Теперь за это им грозит запрещение в служении на срок до года (а при повторном совершении проступка — до трех лет). Монашествующим же запретят причащаться на тот же срок. Кураев называет такое решение «антиканоничным»: в церковном законодательстве ничего похожего нет. По его словам, это выглядит как непропорционально жесткое наказание — запрет на причастие фактически равняется отлучению от церкви. Протодиакон также предположил, что новые карательные правила направлены на защиту прежде всего финансовых секретов РПЦ, что извращает саму суть церковной жизни.

Кураев также подчеркнул, что запрет на причастие коснется прежде всего обитательниц женских монастырей, вся жизнь которых часто вращается вокруг капризов настоятельниц. Им и раньше могли запрещать причащаться по самым мелким поводам — «не так посмотрела, не так улыбнулась» и тут же получила наказание, поясняет протодиакон. Ранее сам Кураев был запрещен в служении из-за многочисленных публичных заявлений, в которых часто подвергал критике представителей РПЦ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.