in

Патриот с детства. Почему Рамиль Шамсутдинов расстрелял восьмерых сослуживцев

Рамиль Шамсутдинов во время оглашения приговора
Рамиль Шамсутдинов во время оглашения приговора. Фото: Алексей Малашенко / ТАСС

21 декабря Читинский гарнизонный военный суд приговорил срочника Рамиля Шамсутдинова к 24,5 годам лишения свободы за убийство восьмерых сослуживцев, которых в 2019 году солдат расстрелял из автомата АК-74М. Психиатрическая экспертиза признала его абсолютно вменяемым. При этом одного из его обидчиков приговорили по делу о неуставных взаимоотношениях, а присяжные просили о снисхождении к осужденному. 

25 октября 2019 года солдат Рамиль Шамсутдинов во время смены караула расстрелял своих сослуживцев по воинской части Забайкальского края в поселке Горный. Погибло восемь человек, еще двое были сильно ранены. Изначально рядовому грозил пожизненный срок, но коллегия присяжных признала, что он заслуживает снисхождения, поскольку сослуживцы над ним издевались. После решения присяжных обвинение запросило для Шамсутдинова 25 лет лишения свободы: пожизненный срок невозможен в соответствии со ст. 65 УК РФ (в случае, если присяжные просят о снисхождении к подсудимому). Кроме того, Шамсутдинову попросили зачесть в срок отбывания наказания время, проведенное под арестом, а также ––удовлетворить гражданские иски о компенсации морального вреда семьям погибших. Общая сумма исков составила 28 миллионов рублей. 

Сейчас Рамилю 21 год. Патриотом он был еще со школьных лет: учился в специализированном кадетском классе «Русичи», выигрывал военные конкурсы –– например, разбирал автомат за 42 секунды, собирался заниматься военным делом дальше: после срочной службы намеревался пойти служить в армию по контракту. 

 «У меня все три сына одинаково воспитаны. Они культурные, общительные, грамотные. Хорошие парни. В семье не материмся, не ругаемся, спиртным не увлекаемся. Они все спортсмены у меня», –– рассказывает отец Рамиля Салимжан Шамсутдинов изданию Idel.Реалии. По его словам, Рамиль ––терпеливый, спокойный и неконфликтный человек. «У него железные нервы были. Он спортсмен, с детства занимался. Ходил в военно-патриотический клуб. Он себя к армии с детства готовил. В училище учился — занимался греко-римской борьбой. Бегун был, первые места занимал по городу Тобольску. У него ни одного конфликта, ни одной драки не было, чтобы кто-то жаловался, чтобы с какими-то синяками приходил. Он был дружелюбный. Со всей школой мои дети дружили. Ничем кроме простуды не болел»

Отец уверен: причиной такого поступка его сына могла стать только дедовщина. «Это бесконтрольность со стороны офицеров. Закрывали глаза на все происходящее, унижения, оскорбления». Сам Рамиль Шамсутдинов также утверждал, что пошел на убийства из-за постоянных издевательств. В ноябре 2019 года «Baza» опубликовала его показания: Шамсутдинов рассказал, что в первые дни службы у него отобрали телефон, на протяжении всей службы избивали, а в день, когда произошло убийство, сослуживцы обещали его «опустить», то есть — изнасиловать. 

«Единственное, мне жаль, что я случайно зацепил двоих ребят, которые были совсем не при чем. К остальным у меня жалости нет никакой. А эти — парни с одного со мной призыва…», –– приводит цитату Шамсутдинова издание. 

В Минобороны сначала называли произошедшее нервным срывом, который никак не связан с проблемами в части, а потом все же  признали, что у Шамсутдинова был конфликт с одним из военнослужащих, Русланом Мухатовым. Против него возбудили уголовное дело о дедовщине, и приговорили к двум годам условно. Известно, что Мухатов, будучи старослужащим, физически наказывал новобранцев: например, «пробивал лося» –– заставлял человека скрестить руки перед лицом, а затем сильно по ним ударял. «Я выходил из казармы покурить. Мухатов находился на крыльце выхода из казармы. Он подошел ко мне прямо на крыльцо и спросил: «Куда пошел?» Я ответил, что курить пошел. Он сначала ударил меня один раз. Я спросил: «За что?» Он сказал мне: «Не канает», то есть нельзя курить. После этого я ушел обратно в казарму», –– рассказал Шамсутдинов на допросе. 

Ирина Любченко, педагог тобольского рыбопромышленного колледжа, где раньше учился Шамсутдинов, рассказала ютуб-каналу «Спасти рядового Рамиля Шамсутдинова», что уверена, что внутреннее психологическое состояние Шамсутдинова было в полном порядке. «Он к нам поступил в 2015 году после девяти классов. К нему абсолютно никогда не было никаких замечаний, никаких претензий или жалоб. Он был достаточно активным, жизнерадостным студентом. Он состоял в вокально-патриотическом хоровом коллективе, в профориентационной агитбригаде. Он был у нас всегда, везде и во всем»

Другой способ поиздеваться над сослуживцами –– «ловля бабочек», он тоже практиковался в воинской части, где служил Шамсутдинов: солдат заставляли приседать, подпрыгивать и хлопать в ладоши. Впрочем, сам Мухатов заверял, что бил срочников по их же просьбам. Дело о неуставных отношениях было выделено в отдельное производство, а потерпевшими по нему были признаны 6 человек, в том числе и Шамсутдинов. 

Московский институт им. Сербского провел судебно-психиатрическую экспертизу Шамсутдинову, результаты которой попали в сеть, вероятно, по воле кого-то из пострадавшей стороны. В заключении срочник признан вменяемым. «Прекрасно понимал и осознавал, что делает, для чего, никаких колебаний у него не было. Он полностью отдавал отчет своим действиям. Какого-либо аффекта не испытывал, поставил перед собой задачу, «всё спланировал и просто выполнил». Объяснил убийство тем, что для него настала тишина, спокойствие»

Также в заключении указано на «личностную незрелость солдата, ограниченность жизненного опыта, высокую самооценку, жесткую систему жизненных установок и принципов, представлений о справедливости, категоричность, уверенность в правильности своей позиции, негибкость, ригидность, стремление соответствовать маскулинным стандартам поведения, повышенную чувствительность к замечаниям и ущемлению самолюбия». Защитники считают, что экспертиза недостоверна и содержит ошибочные выводы. 

Шамсутдинов встретил неожиданную поддержку в лице многих россиян. В соцсетях в его защиту они создавали группы, подписывали петиции, носили ему передачи, собирали деньги для семьи. Из СИЗО солдат передал письмо, где благодарит людей за поддержку: «Я сожалею о том, что не смог сдержаться и пошел на крайний шаг, но у меня не было другого выхода. Терпеть и дальше над собой издевательства я не мог. Я искренне соболезную семьям погибших и прошу простить меня, если сможете. Я не скрывался от армии, хотел защищать Родину, после службы хотел связать свою жизнь с армией. Не ожидал, что попаду в такой ад. Бежать и жаловаться было некуда. Видимо, сработал инстинкт самосохранения. Только сейчас я начинаю осознавать, сколько горя я принес людям и что сломал свою жизнь»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.