Ранним утром 6 февраля в Петербурге силовики пришли с массовыми обысками к представителям оппозиции из-за митингов в поддержку Алексея Навального. Через несколько часов по неизвестным причинам был перекрыт Невский проспект. «МБХ медиа» рассказывает о событиях странного дня в северной столице и пытается понять, зачем городским властям было создавать в городе мертвые пробки.
С утра пораньше
В семь часов утра полицейские постучались в дверь к десяткам питерских активистов. Один из них — Павел Чупрунов (основатель проектов «Узник онлайн» и PolitPlay) выложил в своем фейсбуке видео (предупреждаем о наличии в нем нецензурной брани — «МБХ медиа») на котором предположительные сотрудники «Центра Э» разговаривают у его подъезда.
«Из Центра звонили, сказали, что это ублюдок конченный, один из организаторов, все эти нюансы знает», — говорит один из мужчин на видео.
Чупрунов рассказал «МБХ медиа», что его самого дома не было. Обыск в присутствии его матери и сестры длился больше трех часов, на допрос оппозиционера не вызывали.
«Изъяли все телефоны, ноутбуки, книги, плакаты, визитки PolitPlay «Сыграем в Россию без Путина?», нагрудные значки и силиконовые браслеты «Россия без Путина», символику «Открытой России», кучу документов, носки с надписью «Русский значит либерал», документы по выборам и судам, даже охотничий нож забрали», — рассказал он.
6 февраля обыски также прошли у муниципального депутата Светланы Уткиной, представителей движения «Весна» и Либертарианской партии, у экоактивистов. Одна из них, мать троих детей Мария Паркина, находится на 26 неделе беременности. Во время обыска стало плохо, ее госпитализировали.
По данным ТАСС, следственные действия прошли по 30 адресам, все они связаны с уголовным делом по статье приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267 УК РФ), которое было возбуждено после акции 23 января.
«Изъято большое количество портативной техники, агитационных материалов, в том числе направленных против высших органов госвласти», — говорится в сообщении.
Коллапс в центре города
Кроме обысков, силовики около полудня начали перекрывать центр Санкт-Петербурга. В частности, движение перекрыли на Невском проспекте, были закрыты одноименная станция метро и станция «Гостиный двор». На проспекте появились ограждения и большое количество снегоуборочной техники. Это вызвало недоумение — если в прошлый раз подобные меры принимались перед и во время анонсированных протестов, то в этот раз ничего подобного не ожидалось: глава региональных штабов Навального Леонид Волков официально заявлял, что новых акций не планируется.
В МВД и администрации Санкт-Петербурга давали противоречивые комментарии о причинах происходящего. «Несмотря на сообщения в официальном телеграм-канале транспортного блока Смольного о том, что движение троллейбусов и автобусов в центре Петербурга остановлено по требованию ГУ МВД, в полиции говорят, что это не в их компетенции», — писала «Фонтанка».
Днем 6 февраля полицейское усиление появилось и у здания администрации Петербурга. Рядом с автомобилями МВД стояли пустыми большие пассажирские автобусы. Именно на таких во время митинга 31 января увозили в отделы полиции задержанных. Ограничения могли быть связаны с появлением в анонимных оппозиционных телеграм-каналах сообщений о митингах 7 февраля в Москве, Петербурге и других городах. Однако в столице и крупных городах масштабных перекрытий в субботу не было.
Несмотря на то, что Невский проспект был открыт для пешеходов, многие перекрестки рядом с проспектом оказались огорожены. В итоге, чтобы перейти на соседнюю улицу, горожанам приходилось переходить по льду замерзших каналов, Фонтанки и Мойки. Режиссер Юрий Шехватов рассказал в своем фейсбуке, что ему пришлось показать смс от дирекции Театра на Литейном, чтобы убедить силовиков в оцеплении пропустить его на репетицию.
«Полицейские стоят без значков, с закрытыми масками лицами, не представляются. Когда прошёл ограждения, разговорил одного из них. Полилось (от полицейского) минут на пять о том, как им самим тут не хочется стоять. что они не видят митинг, как и я, что холодно и не доплачивают за это, что никакого удовольствия не доставляет стоять», — написал он.
«В мои планы входило погулять по Питеру, выпить три литра кофе и купить что-нибудь ненужное и прекрасное. Теперь я сижу в отеле, в который прорвалась через оцепление и трясусь. Чувствовала себя Чубакой на Звезде смерти. Противно выходить», — отреагировала театральный критик Владислава Куприна, приехавшая из Москвы в командировку.
Уличное движение на Невском было восстановлено лишь около 16 часов, когда в городе образовались огромные заторы. На нормализацию движения ушло несколько часов. «Транспорт парализован, как и власти — от страха. Нам даже не надо выходить на улицы, чтобы нас боялись», — так отреагировали в питерском штабе Навального, еще раз добавив, что не проводили никаких акций.