in

«Первый», «Хмурый», «Гюрза» и «Крот». Кто причастен к крушению малазийского «Боинга» на Донбассе?

Пресс-конференция JIT. Фото: John Thys / AFP

 

Представители совместной расследовательской группы (JIT) 19 июля выступили с предварительными итогами расследования причин авиакатастрофы рейса MH17 на Донбассе в июле 2014 года. В нем участвовали специалисты из Малайзии, Нидерландов, Украины, Бельгии и Австралии.

На пресс-конференции назвали имена людей, подозреваемых в перевозе «Бука» через российско-украинскую границу и выстреле по самолету. Судебный процесс по этому делу начнется в Нидерландах в марте 2020 года, JIT готовит ордера на арест Игоря Гиркина, Сергея Дубинского, Олега Пулатова и украинца Леонида Харченко. Параллельно с JIT свой доклад на ту же тему выпустили и расследователи из Bellingcat. «МБХ медиа» пересказывает основное содержание докладов.

Основные подозреваемые, на арест которых выписан ордер, отвечали за перевоз «Бука» через границу и приказ о выстреле по самолету. Это военные руководители, лишь у одного из них нет опыта работы в силовых структурах — у украинца Леонида Харченко, который стал полевым командиром уже после начала конфликта на Донбассе.

Игорь Гиркин, он же «Стрелков» или «Первый» — бывший полковник ФСБ. На момент катастрофы он был «министром обороны ДНР».

Сергей Дубинский, или «Хмурый», в июле 2014 года работал в ГРУ и связывался с официальными лицами в России. Он был главой разведки ДНР, а поначалу работал под псевдонимом «Петровский». По данным Bellingcat, сейчас Дубинский живет в Ростове-на-Дону.

Олег Пулатов, «Гюрза», также служил в ГРУ, только в спецназе. В ДНР он стал заместителем Дубинского. Ранее он был известен на форуме «Антиквариат» под ником «Халиф» — на том же сайте сидели и Гиркин («Котыч»), и Дубинский («Плохой солдат», «Нехороший»).

Пресс-конференция JIT. Фото: John Thys / AFP

Леонид Харченко из Украины лишь в 2014 году стал полевым командиром около Донецка. Как полагает JIT, на него влиял напрямую Дубинский. Как сообщает Bellingcat, позднее Пулатов называл Харченко «барыгой» — он мог быть причастен к перепродаже оружия.

Подозреваемые много разговаривали с российскими военными и чиновниками. Так, расследователи показали разговор Гиркина и помощника главы Крыма Сергея Аксенова — Гиркин говорил, что ему нужна «масштабная помощь, не по чайной ложке». Так он просил артиллерию, танки и зенитные установки. Аксенов в свою очередь сказал, что для этой задачи создали координационный центр.

Гиркин и тогдашний лидер ДНР Бородай связывались с российскими властями. На пресс-конференции в 2014 году Бородай говорил, что получил в Москве «успешную политическую консультацию». Под «консультантом» он имел в виду Владислава Суркова, считает JIT — по перехвату переговоров Сурков говорит, что Бородаю и донецким властям нужно «держаться».

Как JIT и Bellingcat выяснили ранее, малазийский «Боинг» сбили из «Бука», который был приписан к 53-ей зенитно-ракетной бригаде, которая находится в Курске. Из Курска колонна военной техники пересекла границу России и Украины, а именно этот «Бук» остановился в полях у села Первомайское.

Информацию о причастности этих людей к перевозке и запуску «Бука» следствие получило из телефонных переговоров и переписок солдат в соцсетях. Так, JIT представили перехваченные телефонные переговоры Харченко и бойца с позывным «Рязань», Bellingcat утверждает, что его зовут Эдуард Гилазов. Солдат испуганным голосом говорит командиру, что «с установки потерялся боец» — он сбежал на блокпост. Под «установкой» боец имеет в виду «Бук».

Также на конференции показали переписку служащего «Второго батальона» 53-ей бригады «М» с жительницей Ростова Анастасией Дороховой. Там «Солдат М» пишет, что «не добрался» до ее города, хотя и провел три месяца в лесах около села Куйбышево. Его коллеги из третьего батальона, в свою очередь, отправились в другое место, о котором «М» лишь намекнул — оно находится «западнее», на территории Украины.

Соцсети помогли найти и само командование. Так, Пулатов под ником «Святой Сталин» через несколько дней после катастрофы выложил на «Одноклассниках» скриншот из переписки, на котором он рассказывал об участии в боях.

JIT попросит российские власти опросить Гиркина, Дубинского и Пулатова, а украинские власти найти Харченко — несмотря на информацию о том, что он находится на неконтролируемой части Донбасса. Уголовный процесс пройдет в голландском Схипхоле.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.