in

«Изощренная пытка». Как жители Подмосковья стали пленниками новой «взлетки» Шереметьево

Шереметьево ВПП-3
Самолет пролетает над деревней Носово. Фото: Варужан Саргсян / МБХ медиа

Жители десятка подмосковных городов и деревень недовольны новой взлетно-посадочной полосой аэропорта Шереметьево. Они жалуются, что взлет и посадка самолетов на ВПП-3 проходят прямо над их домами, лишая людей сна и покоя и ставя под угрозу их жизнь. Письма президенту, премьеру и депутатам Госдумы никаких результатов не дают, а в аэропорту говорят, что действуют в рамках закона. Чего требуют люди и при чем здесь хозяин «дворца Путина» Аркадий Ротенберг — в материале «МБХ медиа».

Экогородок, которого больше нет

Инженер Сергей Комаров живет в Лобне с 2016 года вместе с супругой и пятилетним сыном. Семья по совету знакомых купила квартиру в новом жилом комплексе в микрорайоне Южный. Дома — новые, их сдали только в 2014 году, во дворе — игровые площадки и зеленая зона, недалеко детский сад и школа, а на северной стороне — густой лес и свежий воздух.

Первые годы Комаровы, как и соседи, действительно жили в комфорте — этому способствовали маленький трафик автомобилей и хорошая инфраструктура, однако осенью 2019 года все изменилось.

19 сентября того года произошло событие, разделившее жизнь Комаровых, а также тысяч других семей из Лобни и других частей Подмосковья на «до» и «после». Именно в этот день заработала третья взлетно-посадочная полоса (ВПП-3) аэропорта Шереметьево, превратив жизнь здесь в бесконечный день сурка, рассказывает он.

Шереметьево ВПП-3
Сергей Комаров на фоне пролетающего самолета. Фото: Варужан Саргсян / МБХ медиа

«Это место нам рекламировали как экогородок — вокруг лес, чистый воздух, хорошее место для детских игр. О том, что через несколько лет над нашими домами раз в две минуты будут пролетать самолеты, никто не предупреждал, хотя строительство ВПП-3 тогда уже началось. Моему сыну пять лет. Ни он, ни мы не можем спокойно спать из-за звука летающих самолетов, максимум — несколько часов. На детской площадке тоже тяжело, у ребенка начинает болеть голова, в метре друг от друга ничего не слышно из-за рева моторов. Самолеты летают прямо над крышами», — признается Комаров.

Во время моего визита самолеты действительно пролетали над многоэтажками раз в две-три минуты, их звук сразу заглушал речь собеседника. Еще тяжелее приходится жителям панельных домов 1960-80-х годов постройки, расположенных через дорогу от нового ЖК. Там практически нет шумоизоляции и живет много пенсионеров. Одной из них — Марии Ивановой — больше 80 лет (точный возраст сообщать она не захотела). Пенсионерка около 40 лет проработала в детском саду и в конце 80-х получила квартиру в пятиэтажном доме.

«Конечно, тяжело, — говорит она, пока над головами пролетает еще один лайнер, заглушая слова. — Из-за этих звуков ощущение, что мы на войне и происходит авианалет. Тяжело так жить, у соседок заболевания усложняются. Да и о чем можно говорить, если я уже забыла, когда нормально спала».

В нескольких километрах от Южного расположен густонаселенный микрорайон «Катюшки» с десятками многоэтажек. По словам лобнинцев, из-за открытия полосы жизнь здесь почти остановилась.

Шереметьево ВПП-3
Самолет пролетает над двором жилого дома в Лобне. Фото: Варужан Саргсян / МБХ медиа

«Строительство ВПП-3 начинали под красивую песню о том, что это даст городу развитие и рабочие места, в итоге это все оказалось враньем. Мы теперь находимся на приаэродромной территории, у нас запрещено строительство социальных объектов — школ, детсадов и прочего. Власти хотели здесь заложить новую школу до открытия полосы, но не успели. Теперь можно делать только пристройки к действующим объектам, как в такой ситуации можно говорить о каких-то нацпроектах, если дети учатся в несколько смен и им скоро некуда будет ходить?» — жалуется местная жительница Наталья Тыркина.

Наследие мундиаля

ВПП-3 — классический случай российского долгостроя «десятых». Как и принято в таких случаях, его открытие несколько раз переносили, подрядчик менялся, а сумма строительства значительно выросла. 

Полоса стала самым дорогим из объектов, построенных к чемпионату мира по футболу 2018 года, но открылась спустя почти полтора года после завершения мундиаля. По данным «Ведомостей», за время строительства она подорожала с 35 до 55,7 млрд рублей.

Сменился и подрядчик: компания «Инжтрансстрой», входившая в холдинг «Базовый элемент» олигарха Олега Дерипаски, обанкротилась и в 2015 году контракт с ней был расторгнут. Постановлением правительства достраивать полосу назначили компанию «Трансстроймеханизация», это дочерняя структура подконтрольного другу Владимира Путина Аркадию Ротенбергу холдинга «Мостотрест».

Да и вообще хозяин дворца на мысе Идокопас — далеко не чужой для Шереметьево человек. Контролирующим акционером воздушной гавани является компания «Шереметьево холдинг», владеющая 66,1% акций. Последняя принадлежит кипрской TPS Avia Holding, в которой 34,8% у Ротенберга, а еще 65,2% у траста, действующего в интересах семей бизнесменов Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько. Еще 30,5% акций находятся у Росимущества, их Ротенберг и партнеры перед пандемией планировали выкупить. Forbes оценивал сделку максимум в 70 млрд рублей, однако зимой нынешнего года партнеры отказались от идеи в связи с «экономической неопределенностью из-за пандемии».

ВПП-3 в международном аэропорту Шереметьево
ВПП-3 в международном аэропорту Шереметьево. Фото: Игорь Иванко / Агентство «Москва»

У ВПП-3 есть и свои особенности. Полосу с терминалом «В» аэропорта связывает первый в России мост для движения самолетов. Его ширина — 65 метров, длина — свыше 400 метров. Конструкция моста выдерживает все типы лайнеров, в том числе Airbus 380, самый крупный пассажирский лайнер в мире. При этом для строительства моста пришлось изменить русла протекающих здесь рек Клязьмы и Альбы, переложить нефте- и газопроводы, водоводы и линии электроснабжения.

Указанные выше 55,7 млрд не все средства, которые были потрачены для того, чтобы проект ВПП-3 состоялся. Под строительство полосы было изъято 124 земельных участка в деревнях Дубровка, Перепечино и Паршино, а также в поселке Лунево. В Росавиации в 2019 заявляли, что еще тысячи объектов (участков и строений) стоимостью 8,4 млрд рублей необходимо изъять под санитарно-защитную зону. Позже на эти цели выделили дополнительные 1,5 млрд.

ВПП-3 позволила Шереметьево укрепить позиции крупнейшего российского аэропорта по объемам пассажирских и грузовых перевозок, а также закрыть на ремонт ВПП-1. В 2019 году воздушная гавань обслужила около 50 млн человек, а в пандемийный 2020 — около 20 млн. При этом в апреле 2020 года ВПП-3 также была временно закрыта из-за пандемии, свою работа она возобновила только осенью.

«Мы живем в постоянном страхе»

В расположенной в нескольких километрах от Лобни маленькой деревне Носово всего четыре улицы и меньше 300 жителей. Большинство из них — пенсионеры, которые в 1990-х купили здесь земли и на свои средства построили дома и коттеджи. 63-летняя Ольга Гаврикова переехала сюда с мужем больше 25 лет назад — свой участок, свежий воздух, тихое место вдали от столичной суеты. Все так и было, пока через четверть века не выяснилось, что их постоянными соседями теперь будут огромные лайнеры.

Шереметьево ВПП-3 Носово
Жители Носово смотрят на пролетающий над ними самолет. Фото: Варужан Саргсян / МБХ медиа

Сейчас у семьи Гавриковых и других жителей особый распорядок дня, рассказывают они: два-три часа сна ночью, постоянные головные боли и ежедневное изучение новых моделей самолетов. Шутят, что в последнем уже стали настоящими экспертами.

«Бывает, что последние ночные самолеты пролетают над нами в два ночи, а через пару часов начинаются утренние рейсы. Вы не представляете, какой это ужас. У моего мужа было две операции на сердце, ему гораздо сложнее, чем мне от постоянного шума. Человек не может спать и нормально отдохнуть. Боюсь, что долго он такого не выдержит.  Нас просто превратили в уродов, это изощренное издевательство, пытка», — заявила Гаврикова «МБХ медиа».

По словам жителей деревни, самолеты над ними летят на высоте примерно 150 метров. Они опасаются, что в случае форс-мажора не смогут спастись.

«Недалеко от ВПП-3, у поселка Лунево, есть газопровод. Если, не дай бог, что-то случится однажды с самолетом, то этого поселка точно не будет. Мы хотим, чтобы ночные рейсы над нами запретили, как и было обещано. А главная цель — чтобы полеты над нашими домами прекратились, пусть переносят глиссаду в более безопасное место, они рискуют тысячами жизней», — сказал один из жителей.

Забытые в Перепечино

Деревня Перепечино — самый близкий к полосе населенный пункт. Как было указано выше, часть его жителей действительно расселили (напомним, на выкуп земельных участков всего было выделено 10 млрд рублей. — «МБХ медиа»), однако около 80 человек, это жители двух десятков домов на улице Новой, программа не коснулась. Жители деревни, с которыми я встретился, считают, что власти решили сэкономить на них. Они требуют выкупить у них участки и переселить, поскольку из-за постоянного шума самолетов у многих прогрессируют болезни

Шереметьево ВПП-3 Перепечино
Жители Перепечино. Фото: Варужан Саргсян / МБХ медиа

По словам местного жителя Юрия Старостина, местные власти и ведомства делают все, чтобы им не помогать.

«Президент Путин все время говорит, что главная ценность России — человек, а наши территории в обход закона даже не включили в санитарно-защитную зону. Самолеты пролетают над домами на высоте 100-120 метров и в случае трагедии у жителей не будет шансов выжить. Получается, президент говорит одно, а на деле происходит совсем другое», — жалуется Старостин.

«Ротенберг благодаря этому аэропорту даже правнуков своих обеспечит, а нам что теперь? Они на госденьги построили полосу, деньги идут бизнесменам, а нам жизнь испортили», — добавляет он.

Большая часть жителей Перепечино когда-то работала в Шереметьево, дома в деревне они строили на свои деньги, у многих другого жилья нет. Однако жизнь в нынешних условиях они называют невыносимыми.

«У нас вырубили около 400 гектаров леса из-за стройки, здесь был родник, которым пользовалась вся округа, а теперь его можно использовать только для полива, растения вымирают. Мы обращались в Роспотребнадзор, минтранс области, другие ведомства, отовсюду получаем только отписки. Кадастровая стоимость нашей земли из-за ВПП-3 упала в два раза, многим просто некуда ехать. Наши участки должны были выкупить и, наверное, ждут, когда мы умрем или сами уедем отсюда», — говорит жительница Перепечино Юлия Ветрищ. 

Путин не ответил

Вместе с замалчиванием проблемы, в Подмосковье растет и социальная напряженность, подчеркивают собеседники «МБХ медиа». На постоянный шум жалуются жители около 20 населенных пунктов.

Вечером 21 июля в одном из дворов города Сходня, жители которого также страдают из-за взлета самолетов, собирали подписи под обращением к Аркадию Ротенбергу. По словам члена местной инициативной группы Марины С., с самого начала их караулили полицейские, которые затем задержали двух мужчин и одну женщину из числа подписантов. 

«Они несколько часов не выходили на связь. Протоколы составили на мужчин, но они отказываются говорить, что там произошло и по какой статье, выглядят напуганными и с тех пор ни с кем не общаются», — сказала собеседница «МБХ медиа».

Письмо Ротенбергу далеко не первая попытка жителей с помощью власти найти выход из тяжелой ситуации. По словам члена инициативной группы «Мы и самолеты Лобня» Ольги Мироновой, на десятки писем они в основном получают отписки.

Активисты вдохновляются историями успешной борьбы жителей с нарушениями со стороны аэропортов в разных европейских странах. Так, в 2019 году аэропорт Будапешта запретил полеты в ночное время — с полуночи до 5:00 утра в крупнейшем аэропорту Венгрии запрещено приземляться и взлетать. В феврале 2020 года суд запретил строить ВПП-3 в лондонскому Хитроу после экологических протестов и нарушения соглашений по климату.

К прямой линии президента Владимира Путина жители даже записали видеообращение, однако в эфир так и не попали. Обращались также к уроженцу Лобни премьер-министру Михаилу Мишустину, к самому аэропорту, правительству Московской области, Роспотребнадзору и другим ведомствам, но сдвинуть вопрос с мертвой точки за это время им не удалось.

«Я лично писал несколько запросов, но отвечали всегда отписками, какого-либо желания заниматься нашими проблемами мы не видим. Депутат Ирина Роднина на встрече с инициативной группой жителей также отказалась заниматься этой проблемой. Просто сказала, что не принимает наказ, хотя жители Лобни за нее голосовали», — заявил Комаров.

В самом Шереметьево в одном из писем сообщили, что город не является запретной зоной для полетов, а схемы взлета и посадки разработаны на основании документов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и нормативно-правовых актов РФ. В аэропорту также пообещали, что поспособствуют снижению шума, но ничего не предприняли.

«Конечно, неприятно, когда не можешь добиться справедливости, но мы не собираемся бросать свою борьбу», — заверил Комаров.

В доказательство слов о пагубном влиянии полетов на здоровье активисты демонстрируют результаты исследования ИКАО, NORAH (крупнейшее в Германии исследование девяти научных центров о воздействии авиационного шума на здоровье человека) и ряда других институтов и ученых. 

В частности, в них идет речь о пагубном влиянии шума и недосыпа на развитие детей и их способности. Для взрослых хронически нарушенный или сокращенный сон связан с негативными последствиями для здоровья (высокое кровяное давление, гипертония, диабет, а также проявлениями депрессии и плохого настроения).

Одно из требований активистов — провести публичные замеры уровня авиашума на детских площадках, в школах и детских садах, попавших под глиссаду. Они опасаются, что из-за недосыпа и шума у детей в дальнейшем будут проблемы со здоровьем. 

«Шумы в ночное время отрицательно влияют на когнитивные способности детей. Через несколько лет все эти проблемы вылезут наружу, но уже будет поздно их спасать. Мы также настаиваем на внесении поправок в нацпроект “Транспорт”, сейчас у нас из-за аэропорта заблокировано строительство социальных объектов, люди продают жилье и уезжают. То есть все приносится в жертву для аэропорта и нескольких бизнесменов», — говорит Ольга Миронова. 

Что касается ночных полетов, то сейчас главное требование — обязать Шереметьево запретить полеты с 23:00 до 6:00, а также в дневные часы — с 13:00 до 15:00.

Обновлено 13.55 28 июля 2021: Как сообщила Дирекция по связям с общественностью Международного аэропорта Шереметьево в ответе на запрос «МБХ медиа», «управлением воздушным движением в районе аэродрома Шереметьево занимается Госкорпорация по организации воздушного движения, а не аэропорт», а стандартные маршруты вылета, прибытия и захода на посадку установлены в строгом соответствии с текущим законодательством и разрабатывались с учетом требований Международной организации гражданской авиации.

В ответе особо отмечено также, что «на протяжении практически всего периода функционирования аэропорта Шереметьево и до принятия Федерального закона от 01.07.2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», действовало законодательное требование о согласовании жилого строительства на приаэродромной территории с организацией, в ведении которой находится аэродром — с главным оператором аэродрома. Размещение жилой застройки на территории, предполагающей наличие акустического влияния от деятельности аэропорта, с АО «МАШ» (Международный аэропорт Шереметьево. — «МБХ медиа») не согласовывалось и осуществлялось без учета требований санитарного законодательства РФ».

Также в ответе сказано, что в соответствии с реализованными на аэродроме Шереметьево мероприятиями по снижению шума «ежедневно, в период времени с 23:00 до 06:00 введены ограничения по взлёту и посадке для ВС, не соответствующих установленным требованиям по уровню шума».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.