Семейное обучение выбирают, чтобы решить проблемы классической школы — буллинг, непонимание со стороны учителей, уравниловка и некачественное образование. Эта практика в России живёт с девяностых, но к ней все еще не привыкли ни школы, ни образовательная система России в целом. При этом в стране уже более 100 тысяч школьников и их родителей, выбравших именно такую форму обучения. «МБХ медиа» выяснило, как родители переводят детей на такую модель образования и с какими трудностями они сталкиваются.
«Система семейного обучения чем хороша — она сохраняет нервную систему и здоровье ребенка. Дети начинают лучше себя физически чувствовать, они перестают быть задерганными, на них не орут, у них не возникает страха плохих оценок или правил. Школа превращает детей в невротиков», — рассказывает «МБХ медиа» мать троих детей Марина Литвинович. У Марины один из сыновей уже закончил школу и поступил в университет, в старших классах он учился из дома. Сейчас ее средний ребенок уже четыре года учится на семейном обучении, и младший тоже скоро перейдет на такую систему.
Противники семейного образования говорят, что ребенок лишается окружения своих сверстников и теряет в своей социализации важную часть. Родители детей на семейном образовании не согласны. «Класс — это искусственно созданный коллектив. Иногда бывает, что ребята в классе на дух друг друга не переваривают. Зачем подвергать ребенка такому насилию? Дома он учится нормально. Сегодня невозможно остаться в вакууме», — объяснила в разговоре с «МБХ медиа» Ольга Бойкова, мать двоих сыновей на домашнем обучении. Старший сын, как и сын Марины Литвинович, на семейном — или как его еще называют, надомном, — обучении закончил 10 и 11 классы. Ее младший сын всю жизнь учится дома, сначала в Калининградской области, а теперь во Пскове.
По ее мнению, дети найдут с кем общаться в интернете и на улице, на кружках и спортивных секциях. Опасения, что дети не научатся общаться между собой, не имеют под собой оснований. «А в школе быстрее учатся плохому», — говорит Ольга. Сторонница семейного обучения считает, что некоторые родители сдают своих детей в школу как ненужные чемоданы — лишь бы провести время, не воспитывая их. И учителя, и дети видят это отношение и не стараются учить и учиться хорошо.
С ней согласна и Марина Литвинович, которая считает, что общение в школе часто превращается в буллинг. «Над ребенком издеваются, ребенок сразу получает такой травмирующий опыт. Или он видит, как над другим ребенком издеваются и может сам в этом участвовать, иногда неосознанно. Мне кажется, что очень часто в школе учатся не очень правильному социальному взаимодействию, — ребенок видит, что надо промолчать при конфликтной ситуации, хотя молчать нельзя. Или школьник вступился за кого-то, и его за это отругали», — рассказывает «МБХ медиа» Марина. Она считает, что положительная роль школы в воспитании детей — это миф.
И Марина, и другие родители видят в переполненных классах школ скорее угрозу качеству образования, чем пользу. Родители выбирают семейное образование и полностью отвечают за знания своего ребенка. Не стоит путать семейное обучение с домашним — при последнем к ребенку приходят учителя из школы, а для выбора такой формы нужны веские причины, например, проблемы со здоровьем.
В большинстве регионов прекратили финансирование семейного обучения. Родители в Омске не оставили эту ситуацию без внимания и вышли на пикеты в защиту домашнего образования.
Многие родители выбирают надомное обучение из-за невозможности найти ребенку с особыми потребностями из-за здоровья подходящую школу. Об этом мне рассказала Наталья Тиунова — у её сына Глеба инвалидность по тугоухости, к тому же аутизм и проблемы со зрением и дикцией. Наталья пыталась отдать ребенка в специализированную школу, но там ее сына назвали глупым и ни на что не способным. Поэтому Наталья выбрала семейное обучение — так сыну нравится учиться гораздо больше, чем под крики и упреки учителей.
Причины выбора семейного обучения у других родителей более прозаичные: рядом нет школ, а водить машину каждый день нет возможности. Или родители любят поспать с утра, но хотят проводить больше времени с детьми дома. А у некоторых просто аллергия на школу — родители слышали о семейном образовании задолго до того, как нужно было вести ребенка в первый класс.
Как учить?
Есть несколько основных способов, как построить образовательный процесс. Некоторые родители берут всё на себя и становятся учителями для своих детей. Ольга Бойкова так учит уже второго сына. Ему даже удалось сдать программу начальной школы за два года. Ольге помогает и ее семья, и школа: библиотека дает учебники, учителя скидывают домашние задания. «Я вам могу сказать, что это нетрудно, просто учишь параграф за параграфом», — поделилась своим опытом Ольга. Сторонница домашнего обучения рассказывает, что до 8 класса их семья не нанимала репетиторов, но теперь ее знаний не хватает для преподавания физики и химии. Также поступила и Марина Литвинович — после 10 класса она наняла для сына репетиторов по физике и химии.
Репетитор должен понимать, на каком уровне находится школьник. Учитель математики и репетитор Елена Абакумова рассказала, что сначала она делает диагностику: «Нужно понять, где человек остановился. Это можно сделать тестами, можно вопросами. Например, я понимаю, что человек должен знать к 8 классу. Я задаю какой-то вопрос, то я упрощаю вопрос до седьмого класса, до шестого, пока не остановимся. А дальше нужно дать письменную тестовую диагностику, потому что ученик может не отвечать словами, а на письме у него всё хорошо».
Дальше нужно смотреть программу и выделить из нее ключевое. Елена говорит, что на аттестации не нужно знать всё, а лишь существенные моменты. «Я выписываю существенные моменты, допустим, программы пятого класса. Их, условно, меньше двадцати. По ним я уже составляю уроки», — рассказывает учитель математики. А дальше, когда человек дойдет до определенного уровня по мнению учителя, его нужно снова проверить, чтобы понять, нужно ли заходить «на второй круг» по этим темам или можно начать новый материал.
И Ольга, и другие родители используют электронные ресурсы для обучения. «Только ленивый не может учить, когда в YouTube по всем предметам есть уроки», — говорит Ольга. С ней согласна и Марина Литвинович: «Ресурсы с заданиями очень интересные, ребенок обучается с помощью игры, коротких видеороликов».
Многие родители, становясь преподавателями, нестрого следуют школьной программе. Например, Марина Литвинович занимается с детьми и по выходным, и на каникулах, но по два часа в день. «Когда учишься один, не нужно ждать того, что учитель опросит весь класс. Усваиваемость материала идет быстрее», — так Марина объясняет то, что они с сыном часто обгоняют школьную программу. Ее ребенок числится в четвертом классе, но уже год они берут темы из математики пятого класса. «Семейное образование хорошо в том, что ребенок задает вопрос, вы цепляетесь за него и пытаетесь эту тему развернуть как можно шире. Конечно, родитель должен предложить ребенку интересные знания по его вопросу. Или когда у меня ребенок спрашивает, я предлагаю погуглить, и мы изучаем это вместе. Развиваются разные навыки, в том числе поиска информации, печатания на компьютере», — говорит Литвинович.
Но не все родители могут самостоятельно выстроить учебную программу своих детей. Так, Софья Тимофеева не учит своих детей, а лишь помогает им выстроить свое время: нужно поймать, посадить, определить, что это время идет на занятие, проконтролировать процесс выполнения. «Тяжелей всего было со старшим, всё на новенького. Сейчас это уже устаканившийся процесс», — рассказывает Софья про то, как управляется со своими детьми.
Софья обратилась в центр Чапковского, где консультанты помогают выстроить образовательный процесс: раз в неделю объясняется тема, дальше дети работают по плану. Из предметов берется весь основной блок, некоторые могут быть факультативом, например, информатика, потому что ее проще выучить детям самостоятельно, чем тратить на нее драгоценное время консультаций.
Администратор Центра поддержки семейного образования (ЦПСО) Ксения Денисьева рассказала, что такие центры не занимаются образовательной деятельностью, а лишь помогают родителям и их детям в организации учебы. ЦПСО предоставляет онлайн-платформу на своем сайте, и все тесты для аттестации школьники проходят, не выходя из дома. Тесты для них разрабатывает на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) Московский центр качества образования. Но ЦПСО не может проверять тесты, их проверяет государственная аккредитованная школа.
Чтобы пройти тесты хорошо, родители должны выбрать один из учебников, который соответствует линейке ФГОСа базового уровня. ЦПСО предоставляет методические материалы, которые появляются в личном кабинете: вебинары, где методист подробно рассказывает, как эффективно подготовиться к аттестации; учебный план по предметам на год; демоверсия тестов для подготовки; ссылки на ресурсы в интернете, где можно найти учебники и скачать их бесплатно. Родители их обычно печатают, чтобы ребенок не читал с экрана.
Другие центры разрабатывают учебные программы, не похожие на стандартный школьный план. Например, сообщество «Классические беседы» создало программы «Основы», «Ключи» и «Вызов», которые основаны на классической греческой школе и нестандартных предметах. Дети изучают риторику, логические задачи, словесность и стилистику, диалектику, как делать научные проекты. Потом, правда, все равно приходится сдавать ОГЭ и ЕГЭ по государственным стандартам.
Родители считают, что главное — это научить ребенка учиться самому. «Я по утрам даю задания и ухожу работать. Эта система иногда дает сбой, сила воли еще не очень развита в 4 классе. Но всё равно в большинстве случаев всё хорошо — я прихожу вечером и проверяю, что сделано. Проговорили проблемные темы, объяснили их в субботу-воскресенье или в дни, когда не надо убегать на работу. Это всё про самодисциплину и планирование собственного времени», — рассказывает про порядок дня Марина Литвинович. По ее мнению, если приучить ребенка к самостоятельному выполнению заданий, то времени на занятие с ним и проверку заданий нужно очень мало.
У Ларисы нет ни программы, ни уроков, ни репетиторов — в их семье просто отвечают на вопросы дочки, вместе ищут ответы. Другие дети тоже могут стать источником знаний. «Когда человек развивается в своем темпе и по своим интересам, какой смысл в программах? Это же не завод печенек. Можно взять эти же понятия и сказать так: у каждого ребенка своя программа, которую он и реализует. Чего нет в такой программе, если сравнивать со школами? Нет принуждения», — поделилась секретами обучения и воспитания Кияшко. Пока что ее дочка только в первом классе, и ее мама не столкнулась с проблемой прикрепления к школе и сдачи экзаменов.
А откуда время на семейное обучение у родителей?
Большинство мам не работают, чтобы помогать своим детям получать новые знания. Ольга рассказывает, что очень гордится тем, как ее сыновья под ее руководством смогли вырасти — один сын сдал два класса экстерном, а другой закончил школу.
Некоторые родители успевают работать — семейное обучение, наоборот, экономит время. Марина Литвинович приезжает в школу всего один раз в год, чтобы обновить договор и получить учебники. По словам Софьи Тимофеевой, она тоже тратит на образование детей не так много времени с учетом, что ей не нужно каждый день их отвозить на учебу и отслеживать школьную жизнь. «К тому же я сова, режим утренних подъемов в школу — это не мое. Для меня это важно, иначе я бы существовала с ними в разное время и не могла бы помочь им. А так все существуем относительно моего совиного графика», — рассказывает Софья.
Времени становится больше и у детей. Лариса Кияшко говорит, что дочка больше проводит время так, как хочет она, а не школьная программа. А сыновья Марины Литвинович успевают ходить на кружки каждый день.
Как поддержать мотивацию учиться
Все родители сами выбирают, как поддерживать в детях интерес учиться. Ольга Бойкова объясняет мотивацию сына получать хорошие оценки так: «Получая четверки или пятерки, ты проявляешь уважение к своему учителю. У нас троек нет! Учитель должен осознавать, ради чего и кого он учит». Ребенок уважает учителя (то есть свою маму) и старается освоить новые знания.
Марина Литвинович пошла с сыновьями на сделку — они разрешает им играть в компьютерные игры, только когда задания на день выполнены. «Бывают смешные случаи, когда у меня кто-то в гостях, ребенок приходит и говорит: “Мама, я хочу позаниматься, дай мне задание, пожалуйста”. Младший ребенок, хоть и ходит в школу, тоже получает компьютер только за выполнение заданий. Он начинает жалобно просить об этом, гостей это вообще трогает. “Мама, ну дай мне позаниматься, хоть чуть-чуть!”. У меня все удивляются, почему дети хотят сами заниматься», — так сыновья Марины рвутся к знаниям.
Софья Тимофеева водит своих детей в «Школу свободного развития» за еженедельными консультациями для её детей. Мама трех детей рассказывает, что если бы они бы не ходили к Чапковскому, она не стала бы связываться с этой системой обучения. Она бы сама не смогла так заинтересовать своих детей, как это делают консультанты. «Это не выглядит как школьная обязаловка, а это увлекательный процесс общения. Он сделает задание, пойдет в центр, покажет, как он это сделал, его похвалят. Если он что-то не понимает, ему это объяснят. Это мотивирует. Мама похвалила, подумаешь, мама всегда хвалит. А тут хвалит внешний человек», — объясняет свою позицию Софья.
Как перейти на семейное обучение? Что делать, если переходу препятствуют?
Чтобы перейти на семейную форму образования, нужно прикрепиться к школе заочно и проходить там аттестацию. Обычно нужно прийти местный комитет образования и спросить, какая школа может принимать промежуточные аттестации — и нести уже документы туда.
Школам одновременно и выгодно, и невыгодно семейное обучение. С одной стороны, за каждого ребенка государство, по словам администратора ЦПСО, должно выделять финансирование. Но при этом оценки заочников идут в общий зачет. Если в школу приходят дети с хорошими оценками, то школе это на пользу, у нее повышается общий средний балл. Но неизвестных учеников брать опасно: неизвестно, с каким уровнем знаний ребенок придет, а оценка будет в общем школьном списке.
Некоторые родители вообще предпочитают, чтобы их дети не сдавали аттестации. Такой вариант тоже возможен — по закону об образовании промежуточные аттестации являются правом, а не обязанностью ребенка. Тогда нужно уведомить комитет об образовании вашего города о том, что ребенок обучается на семейном образовании, что родители несут за это ответственность. Экзамены в 9 и 11 классе обязательны, иначе школьник не получит аттестат. На практике большинство родителей выбирают вариант с онлайн-аттестацией два-четыре раза в год.
Старший сын Софьи Тимофеевой заканчивает школу в этом году и будет сдавать ЕГЭ: «Я не льщу себя завышенными ожиданиями. Результат зависит не от обучения, а от человека».
Редактировал Семен Кваша