in

Почему Россия задерживает исполнение решений ЕСПЧ, и сколько власти еще должны выплатить?

Фото: CherryX / WikiCommons

Каждое лето у Министерства юстиции заканчиваются деньги на исполнение решений ЕСПЧ. 11 августа они оповестили об этом фигуранта «Болотного дела» Илью Гущина. Ему должны выплатить 10 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда еще с февраля, но Минюст обязался выплатить деньги позднее и уже с процентами. Ведомство пишет, что им нужно дождаться нового транша от Минфина. 

Решений ЕСПЧ против России становится все больше, и за последние два месяца суд потребовал от России выплатить более 150 миллионов рублей компенсаций. «МБХ медиа» посчитали, за что на российские власти жалуются чаще всего, и какую компенсацию за это требует выплатить суд.

С начала июня Европейский суд вынес 35 решений в отношении России и пришел к досудебному соглашению по 16 таким делам. В основном решения касаются жалоб на условия содержания под стражей, необоснованные продления ареста и нарушения права на справедливое судебное разбирательство — только за июнь и июль суд вынес решения по 96 таким жалобам на общую сумму в 361 550 евро (более 31 миллиона рублей — «МБХ медиа»). В числе заявителей — фигуранты дела «Башкирской двадцатки» Ринат Нурлыгаянов, Артур Салимов и Данис Файзарахманов и обвиняемый в хищениях бывший замминистра культуры Григорий Пирумов.

В последнее время Россия начинает признавать, что условия содержания под стражей не соответствуют европейским нормам и все чаще идет на мировые соглашения. По ним правительство обязуется выплатить компенсацию, после которой судебное заседание, как правило, не проводится. С начала июня 85 заявителей получили компенсацию от 500 до 15000 евро — общая сумма таких компенсаций составила 381332 евро (около 33 миллионов рублей — «МБХ медиа»).

Здание ЕСПЧ. Фото: Alfredovic / WikiCommons

Юристка «Мемориала» Татьяна Черникова, которая занимается исполнением решений ЕСПЧ, говорит: Минюст сам должен обратиться к выигравшему заявителю, разъяснить процедуру выплаты и попросить банковские реквизиты. Но в памятках ведомства указано, что реквизиты должен отправить сам заявитель или его представитель — так происходит и в практике «Мемориала», где заявители сами отправляют реквизиты, не дожидаясь писем от Минюста.   

Наибольшую компенсацию получают родственники погибших в отделениях полиции — до 80 тысяч евро. ЕСПЧ признает это нарушением права на жизнь. По последним решениям, связанным с нарушением статьи 2 Европейской конвенции, Россия должна выплатить 574468 евро — это почти 50 миллионов рублей. Такие дела рассматриваются долго, и зачастую компенсацию получают родственники уже умершего представителя погибшего.

Всего 4 решения за последние месяцы были связаны с нарушением права на свободу собраний, и 10 решений о компенсациях суд вынес по статье о нарушении права на выражение мнения. В числе заявителей — политик Гарри Каспаров, который получил право на компенсацию за блокировку сайта «Каспаров.Ру», а также владельцы издания «Грани», ООО «Флавус». Они получили по 10 тысяч евро компенсации.   

ЕСПЧ дает России три месяца на выплату компенсации. По истечению этого срока начинают прибавляться проценты — как минимум 3%. У «МБХ медиа» нет сведений, сколько именно решений Россия еще не исполнила. «К сожалению, это регулярно бывает в середине года. Сумма на исполнение решений закладывается в бюджет, и Россия как бы должна сама угадать, сколько их будет. А с каждым годом их становится все больше, и к какому-то моменту деньги заканчиваются. Это технический момент», — говорит Татьяна Черникова.

Тем не менее, почти все решения о выплате компенсаций Россия выполняет — в отличие других требований Европейского суда. Черникова упоминает, что решения, которые касаются пересмотра и расследования дел, не всегда выполняются. «Компенсации выплачиваются, пусть и с опозданием, а нарушения не исправляются, дела не расследуют», — рассказывает юристка «Мемориала». 

Черникова добавляет: каждое новое решение связано с системными правовыми проблемами, исправление которых требует реформ. Наказать Россию за их отсутствие сложно — как правило, за исполнением решений следит кабинет министров Совета Европы, который обычно выпускает резолюции с осуждением. «На практике это сложный процесс. Там, где нужны реформы, правительство отчитывается, что они где-то провели семинары о правах человека», — объясняет Татьяна Черникова. 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.