Уже несколько недель работники и жители района Медведково выходят на улицу в защиту хлебозавода «ПЕКО». Они считают, что новое руководство намеренно банкротит предприятие, используя «подставную» компанию с похожим названием и действуя в убыток заводу. Сотрудники «ПЕКО» и активисты рассказали «МБХ медиа» об угрозах увольнения, о том, откуда на предприятии появились наемники ЧОП, и при чем тут Собянин.
Хлебокомбинат
Московский хлебозавод № 26 в Северном Медведково был построен в 70-е годы. Помимо хлеба на заводе изготовляли сдобные изделия, торты и пирожные. По словам Надежды Джуккаевой, сотрудницы предприятия, такие заводы в то время были стратегическими — государство их строило по районам и округам, чтобы обеспечивать население хлебом. В 90-е большинство хлебных предприятий было приватизировано. Хлебозавод № 26 превратился в закрытое акционерное общество «Хлебокомбинат “ПЕКО”».
Житель Медведково Виктор рассказал «МБХ медиа», что хлебокомбинат до сих пор важен для района. Когда стало известно, что «ПЕКО» проходит процедуру признания банкротства, жители в районном чате заволновались и вместе с сотрудниками предприятия стали организовывать митинги.
«Я просто неравнодушен к рабочим завода. Как и многие, кто вышли на митинги — в основном это жители района», — объясняет свою позицию Виктор. За это время он стал одним из главных защитников хлебокомбината: участвует в организации встреч, связывает рабочих с представителями власти и помогает им с юридическими бумагами.
По словам Виктора, в июне стало ясно, что предприятие собираются признать банкротом, и тогда люди решили выйти на улицу. За прошлый месяц неравнодушные жители и работники комбината выходили три раза. Они уверены, происходит рейдерский захват предприятия. Митингующие считают, это нужно для перепродажи завода или территории, который он занимает. Одна из версий — чтобы отдать ее под новую застройку.
С января этого года хлебокомбинат «ПЕКО» по причине долгов находился под наблюдением арбитражного суда. 12 июля его признали банкротом. Несколько дней назад половине работников выдали уведомления, в которых сообщалось: «До этого времени вы работаете и должны выполнять свою работу как положено, но 14 ноября — последний день». Что будет дальше с работниками предприятия и самим комбинатом, неясно.
«Настюша» и «хлебный король» мошенник
В 2010-х годах «ПЕКО» вместе с семью другими хлебозаводами, перешедшими ранее, оказался в собственности пищевого холдинга «Настюша», крупнейшего в Москве. Два года назад холдинг оказался в центре скандала. Его владелец Игорь Пинкевич — его называли «хлебным королем» – в 2017 году был арестован по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. Его обвинили в хищении денег дольщиков, вложившихся в строительство жилых комплексов в Царицыно — крупного долгостроя города, которым занималась дочерняя компания Пинкевича.
«РБК» тогда рассказала историю Пинкевича. Холдинг он создал в 1992 году. Сначала занимался поставкой зерна в Белоруссию, в «нулевые» купил несколько крупных хлебозаводов, а затем стал заниматься девелоперским бизнесом. В «РБК» приводили слова самого Пинкевича, который рассказывал, что приобрел комбинаты после консультации с мэром Москвы Юрием Лужковым — тот считал, что, перейдя под контроль одного владельца, комбинаты смогут обеспечить бесперебойные поставки хлеба. Строительством же, утверждал Пинкевич, он занялся, чтобы покрыть имеющиеся долги хлебных предприятий.
С приходом к власти Собянина, сообщали в «РБК», у него возникли проблемы — городские власти перестали обеспечивать некоторые издержки строительства, и у компании Пинкевича образовались большие долги перед банками. В «Настюше» утверждали, что дело Пинкевича — это рейдерский захват жилых комплексов в Царицыно, а сам Пинкевич не мог расплатиться с дольщиками из-за образовавшихся долгов.
Банкротства и голодовки
С тех пор, как в 2017 году Пинкевича арестовали, у хлебозаводов, входивших в холдинг, начались проблемы. Дочерние предприятия «Настюши» стали банкротиться, начались задержки зарплат сотрудникам. Дошло до того, что рабочие хлебокомбинатов начали объявлять голодовки.
Самая известная из них случилась осенью 2018 года, когда крупный хлебозавод «Черкизово» перестал платить сотрудникам, и те объявили бессрочную голодовку. Гендиректора предприятия задержали, Собянин взял ситуацию «под личный контроль», и работникам стали выплачивать зарплаты, переведя их в ведомство комбината «Черемушки». Однако ситуация повторилась в этом году: в июне 48 сотрудников Сергиево-Посадского хлебокомбината, также принадлежавшего «Настюше», объявили сухую голодовку. По той же причине — им не платили зарплаты.
«Вон умные пришли — и все падает»
Проблема с зарплатами была и на хлебокомбинате «ПЕКО». Решать их позвали Надежду Исмаиловну Джуккаеву — на должность заместителя генерального директора. Она работала на этом заводе 23 года, была начальником производства. В 2006 году уволилась, а спустя двенадцать лет, как раз после истории с Пинкевичем, ее пригласили в «ПЕКО» — по ее словам, «поднимать утопающий завод».
Когда Джуккаева пришла, хлебокомбинат был в плохом состоянии: по четыре-шесть месяцев людям не платили зарплаты, были долги по коммунальным услугам. Тогда на заводе работало около семисот человек, а сейчас, рассказывает Надежда, осталось четыреста. По ее словам, остались самые преданные сотрудники — те, которые верили, что вернут зарплаты, и предприятие снова будет приносить прибыль.
«Люди меня знали, и когда собрание делали, они мне поверили. Сказали: “Если вы будете работать, мы вам верим и зарплату подождем”», — рассказала Джуккаева «МБХ медиа».
Надежда считает, что она со своей работой справлялась: внутренние долги предприятия по зарплатам и ЖКХ удалось погасить. По ее словам, повысилось и производство:
«Мы работали с нашей командой, поднимали завод. С тринадцати тонн начали и дошли до шестидесяти пяти, восемьдесят пять на Новый Год сделали. Могли и больше сделать, но нам не дали».
Все изменилось, когда в январе этого года в хлебокомбинат пришел новый директор по развитию Олег Свинорез. Чуть раньше появился некий Сергей Пахарев. Правда, Пахарев, по словам Надежды, никаких должностей на заводе не занимал — просто его фирма начала арендовать помещение на территории.
«Видимо, мы плохо работали. Вон, умные пришли — и все падает», — говорит Джуккаева. По ее словам, новое руководство стало действовать в убыток предприятию: начали брать кредиты, делали невыгодные заказы. Например, арендовали машины для доставки, которые стоили дороже, чем производство.
Долги у предприятия были еще со времен Пинкевича, но новое руководство их выплачивать даже не попыталось.
«Подставной» хлебокомбинат
В январе этого года на территории хлебокомбината появилась новая фирма. Называлась она практически так же, как «ПЕКО». Если первоначальная организация называется ЗАО «Хлебокомбинат “ПЕКО”», то заехавшая в помещение завода контора — ООО «Хлебокомбинат ПЕКО».
Как рассказал «МБХ медиа» Александр Ефимов, кандидат в Госдуму от КПРФ, поддерживающий связь с активистами, фирма начала реализовывать мошенническую схему, действующую в убыток хлебокомбината: «ООО “ПЕКО” скупало продукцию предприятия по заниженным ценам, а продавало — по завышенным». При этом у ООО образовалась большая задолженность перед ЗАО, но ее арбитражный суд, выносивший решение по банкротству, не учел.
«Такие схемы не могли реализовываться без участия руководства ЗАО “ПЕКО”», — уверен Ефимов.
Фирма ООО «Хлебокомбинат ПЕКО» принадлежит Сергею Пахареву. Похожее на хлебозавод наименование организация получила только в феврале 2019 года. В 2018 году она называлась ООО «Новый Хлеб», а в 2010 году, когда ее основали, — ООО «Промспецстрой»: в то время она занималась строительной деятельностью.
Связи со строительством у нового хлебокомбината есть и на уровне руководства. Во-первых, ее совладельцем значится компания ООО «Инвестстрой». Во-вторых, сам Пахарев имеет вторую строительную фирму ООО «ДИС», и ранее был аффилирован с другими компаниями, занимающимися недвижимостью. С Сергеем Пахаревым «МБХ медиа» оперативно связаться не удалось.
Увольнения и угрозы
Когда на заводе появились новые руководители, начались увольнения сотрудников. При этом решение об увольнениях часто принимал Сергей Пахарев, по словам Джуккаевой, никакой должности на хлебокомбинате не занимавший.
«После визита к начальнику отдела кадров, мне в устной форме было передано распоряжение Пахарева Сергея и Свинореза Олега о расторжении со мной трудового договора. С формулировкой, что в моих услугах предприятие больше не нуждается», — рассказал «МБХ медиа» Евгений Козин, бывший сотрудник завода, уволенный в мае. По его словам, уволили его «одним днем», хотя никаких нарушений на рабочем месте он не совершал.
Кроме того, как сообщил «МБХ медиа» житель района Виктор, новые руководители целиком сменили охрану предприятия. Они уволили охранников, работавших на опасном предприятии — склады с мукой легко возгораются и взрывоопасны, — и наняли вместо этого наемников из частного охранного предприятия. Виктор уверен, что ЧОП каким-то образом связан с новыми руководителями — иначе зачем было менять охрану, непонятно.
Когда люди начали протестовать против преднамеренного банкротства, за участие в митингах, их стали увольнять и наказывать. Джуккаевой Пахарев предлагал уволиться еще в июне, но та ушла в отпуск, а теперь находится на больничном. По ее словам, после того, как в начале июля люди вышли на первый митинг и записали обращение, хотели уволить целый цех кондитеров, восемь человек: «Им сказали: или вызывайте операторов, опровержение делайте, или уволим».
В заложниках у хлебокомбината
«Сегодня люди абсолютно напуганы. Вы понимаете, у каждого дети, кредиты, у кого-то кто-то учится или болеет, надо содержать близких. Хоть какая-то маломальская зарплата нужна», — рассказывает Надежда.
7 июля работники хлебокомбината должны были в третий раз выйти на улицу. Планировалась встреча с депутатом Государственной Думы от КПРФ Денисом Парфеновым — активисты связались с ним, и теперь тот помогает: рассылает правительственные телеграммы, направил обращение в Следственный комитет и в управление по делам коррупции.
Однако, как рассказал «МБХ медиа» его помощник Александр Ефимов, накануне сотрудникам завода начали угрожать: «Руководство предупреждало в достаточно жесткой форме, что их ожидает немедленное увольнение, если они пойдут».
Когда же начался митинг, рабочих просто перестали выпускать и впускать на предприятие.
«Им сказали: если вы выйдете и под камеру попадете, мы вас всех уволим. И люди боялись домой выходить, покуда оттуда не разойдутся», — рассказывает Джуккаева.
По словам Виктора, на встречу пришли в основном уже уволенные сотрудники и жители района, а работники просидели на заводе около двух часов, боясь выйти.
Сейчас Виктор вместе с юристами готовит апелляцию в арбитражный суд. Он считает, что в процедуре банкротства не были учтены интересы сотрудников. По его словам, представитель рабочего коллектива должен был присутствовать на решениях о банкротстве.
Джуккаева, кажется, уже не верит, что работники хлебокомбината будут бороться за свой завод. Она считает, что те слишком запуганы и теперь просто ждут, случится дальше: «Они уже столько всего пережили. Живут как на пороховой бочке, ждут, что будет».