После громкой истории с переименованием улиц в Тарусе вернуть исторические названия решили в городе Короча Белгородской области, также с аналогичными предложениями выступили активисты Севастополя и Боровска. Как и зачем возвращают старые названия и что стоит за этим трендом — в материале «МБХ медиа».
В октябре этого года городская дума Тарусы вернула улицам в центре города их исторические названия. Сторонники идеи утверждают, что таким образом они вернули городу его уникальность и историю. Местные коммунисты выступают против идеи «декоммунизации» и утверждают, что большинство жителей города родились, когда площадь в центре города уже носила имя Ленина и не помнят времен, когда она называлась Соборной. Тем не менее, процесс переименования уже подхватили и другие города.
Улицы в Короче
В начале декабря муниципальные власти города Короча решили вернуть улицам и переулкам города исторические названия. Теперь улица Карла Маркса называется Покровской, Интернациональная – Рождественской, улице Урицкого вернули историческое название Зеленая; улица и переулок Карла Либкнехта теперь зовутся Никольскими. Всего декоммунизация названий коснулась 10 улиц и переулков.
На официальном портале муниципалитета жителям также напомнили, что переименование не считается изменением места проживания, поэтому им не нужно менять ни документы на собственность, ни паспорта. Администрация пообещала утвердить эскизы и установить таблички с новыми названиями в ближайшее время.
Уже после объявления о переименовании появилась информация, что депутатов горсовета вынудили проголосовать за переименование улиц — об этом в обращении к губернатору рассказал житель Корочи Андрей Козаренко. По словам активиста, на голосовании первого декабря против переименования высказались шесть депутатов, а за — только пять. Но уже на следующий день на «переголосовании» сразу несколько человек изменили свое решение, чему «предшествовали серьезные разговоры на работе с теми депутатами, которые сперва не одобрили инициативу районной власти. В ход пошли даже увольнения с рабочих мест», — пишет телеграм-канал «Белгород №1».
Впрочем, как рассказал «МБХ медиа» основатель и главный редактор телеграм-канала «Белгород №1» Владимир Корнев, сейчас ситуация с переименованием может измениться в обратную сторону: «Я так понимаю, что этот вопрос на контроле у нового губернатора Гладкова, он уже общался по этой теме и может откатить все назад». По его словам, местные жители выступают против переименования из бытовых соображений: «Они привыкли к старым названиям, которые не несут ничего плохого для них».
Другие города
Впрочем, во многих городах жители, наоборот, призывают региональные власти последовать примеру Тарусы и вернуть топонимам их исторические названия. Например, благотворительный фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» предложил переименовать Свердловскую область и установить в Екатеринбурге памятники Петру I и Екатерине I, в честь которой и был назван город. По мнению председательницы наблюдательного совета фонда Анны Громовой «ходить по улицам, названным именами убийц, — деструктивно», и ей не хочется, чтобы молодые жители области воспринимали «свою жизнь и свою жизненную траекторию как ссыльный тракт».
Переименовать улицы Севастополя предложил и глава общественной организации «Севастопольская альтернатива» Всеволод Радченко. По его словам, несправедливо, что в городе, который основала Екатерина II, улица, названная в ее честь, до сих пор носит имя Ленина — «человека никогда в Севастополе не бывавшего» и «ввергнувшего страну в братоубийственную гражданскую войну»
Вернуть улицам города Боровска Калужской области исторические названия предложил также председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Владимир Кобзарь. С этим предложением он обратился к главе администрации города. По его мнению, «с возвращением исторических названий происходит восстановление исторической памяти и пробуждение утраченных смыслов».
Почему это происходит
С возвращения исторических названий в Тарусе в России заново запустили остановившейся в 90-е процесс «очеловечивания» городов и возвращения им многовековой истории, рассказал «МБХ медиа» председатель Московского краеведческого общества Владимир Козлов. Он считает, что представители КПРФ «занимаются ненужными вещами», когда выступают против переименования: «Никто не призывает ломать памятники, речь идет даже не о переименовании, а о возвращении улицам и городам украденных названий», — считает Козлов.
Как рассказал «МБХ медиа» главный редактор телеграм-канала «Архитектурные излишества» историк Павел Гнилорыбов, тренд на декоммунизацию советских названий связан в первую очередь желанием людей принимать хоть какие-то решения.
«Мы видим, что на низовом уровне людей лишили любых форм проявления политической жизни, политической активности, участия в выборах. Но люди хотят влиять хотя бы на что-то, испытывать иллюзию, что их желания хотя бы на что-то влияют, — рассказывает Гнилорыбов. — Я рад, что процесс запущен в малых российских городах. Ты живешь на улице Ленина и думаешь, что так будет всегда, что нужно личное решение президента, чтобы ее переименовали. А оказывается достаточно полномочий местных депутатов».
Главная претензия к властям Тарусы и Корочи, по мнению Гнилорыбова, состоит в том, что они не поговорили с местными жителями: «Никто никому не объяснил, что никаких шагов по смене документов предпринимать не нужно будет, местные органы все сделают сами по мере необходимости. На новые таблички скидываться тоже не нужно».
Гнилорыбов ожидает, что в ближайшие несколько месяцев процесс запустится и в других городах: «Мне кажется, лозунг Гребенщикова „пора вернуть эту землю себе“ начнется с маленьких городов, жители которых совершенно равнодушны, скажем, к «50-летию ВЛКСМ» [и другим поводам, в честь которых при коммунистах переименовывали улицы]».