Защита российского политика Алексея Навального, после отказа в возбуждении уголовного дела о его отравлении в России, обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Сам оппозиционер в настоящее время находится в Берлине. 29 октября, впервые с августа, он вышел в прямой эфир YouTube-канала «Навальный LIVE», где рассказал о своем самочувствии.
Защита Навального, в связи с его отравлением, требует признать нарушение Европейской конвенции по правам человека — о праве на жизнь (статья 2). Об этом «МБХ медиа» рассказала адвокат политика Ольга Михайлова.
По ее словам, Европейский суд уже принял жалобу. До первых чисел ноября защита Навального может вносить дополнения в документ.
«ЕСПЧ дал жалобе приоритет. До 2 ноября мы дополняем формуляр жалобы с учетом отказов в возбуждении уголовного дела в России и отсутствия какого-либо расследования. Есть факт отравления и применения запрещенного химического вещества. Но в нашей стране что-либо делать по этому поводу не собираются», — считает Михайлова.
Юрист также прокомментировала слова замглавы МИД РФ Олега Сыромолотова, который заявил, что власти не считают произошедшее с Навальным актом биотерроризма.
«Это неудивительно, в России отрицают вообще все. И отравление, и применение вещества, при этом не проводя никакого расследования, это все говорит не в пользу властей», — добавила собеседница «МБХ медиа».
Сам Алексей Навальный продолжает восстановление в Берлине. 29 октября он впервые с августа вышел в прямой эфир YouTube-канала «Навальный LIVE». Оппозиционер рассказал, что пока не знает, когда вернется в Россию и не исключил возможность повторного отравления.
«Я делаю все, чтобы вернуться быстрее, но врачи не дают никаких прогнозов. Моя задача – как можно скорее восстановиться и вернуться. Но при этом я должен приехать в таком состоянии, чтобы, если меня отравят во второй раз, у меня был хотя бы какой-то шанс выжить», — сказал Навальный.
Он также заявил, что не считает себя виновным в санкциях, которые Евросоюз ввел в отношении России и ряда высокопоставленных чиновников и силовиков после его отравления.
«Санкции, которые введены сейчас — они не связаны со мной. Они связаны с тем, что Россия в нарушение договоров, которые она сама же и подписала, развивает химическое оружие. Кого бы ни отравили, санкции были бы применены», — считает Навальный.
Несмотря на жалобу в ЕСПЧ, адвокаты политика не бросают попыток добиться возбуждения уголовного дела о его отравлении в России. Впрочем, пока безуспешно. 29 октября Кировский суд Томска признал законным отказ следственного отдела МВД возбуждать дело.
По словам сторонника Навального, директора «Фонда борьбы с коррупцией» Ивана Жданова, суд также отказался обязать МВД возвратить Навальному вещи, которые сам политик считал важным вещдоком в своем деле.
«После каждого отказа в возбуждении уголовного дела Алексею должны возвращать его вещи, но их не отдают. В этом и смысл, возбуждать дело и что-либо расследовать они не хотят, а вещи надо как-то держать у себя. Вот и придумывают разные пути», — считает юрист.
Жданов также рассказал, что судья Алексей Карпов во время заседания не стал произносить фамилию Навального, ограничившись выражением «лицо, претендующее на роль потерпевшего». Президент России Владимир Путин, говоря об отравлении оппозиционера, также не произносил его фамилию, назвав Навального «фигурантом» и «этим гражданином».
Напомним, Алексей Навальный был госпитализирован 20 августа в Омске после резкого ухудшения самочувствия на борту самолета Томск-Москва. Через два дня его в состоянии глубокой комы перевезли в немецкую клинику «Шарите». Только 14 сентября политика отключили от аппарата ИВЛ.
Правительство Германии сообщило, что Навальный был отравлен веществом из группы «Новичок». К такому же выводу пришли лаборатории Франции и Швеции.
Оппозиционер считает организатором покушения на себя лично Владимира Путина. Российские власти все обвинения отрицают. На заседании экспертного клуба «Валдай» Путин заявил, что «если бы власти хотели его отравить, не дали бы улететь в Германию».